Валерий Окулов: Авиакомпании сегодня работают на нефтяников!
В Екатеринбурге накануне открылся новый офис крупнейшей в России авиакомпании "Аэрофлот – Российские Авиалинии". Чтобы показать, насколько регион важен для компании, на Урал прилетел генеральный директор авиакомпании Валерий Окулов. Надо отметить, что регион ему не чужой – он сам родился и вырос на Урале, да и авиационная карьера его связана с "Уральскими авиалиниями" – несколько лет Валерий летал на самолетах этой компании штурманом.
После оптимистичных прогнозов, которыми делились друг с другом высокие гости открытия – а среди них был и заместитель уральского полпреда Виктор Басаргин, и глава области Эдуард Россель, и, конечно же, руководители "Уральских авиалиний" и аэропорта "Кольцово", Валерий Окулов поделился с журналистами авиационными проблемами. Сколько пассажир платит за топливо, и в каком городе оно самое дорогое? Какие самолеты покупает "Аэрофлот", и какие российские лайнеры имеют шансы на мировом рынке? Об этом и многом на пресс-конференции рассказал генеральный директор "Аэрофлота".
Вопрос: Какие сейчас основные проблемы у авиации?
Валерий Окулов: Авиация переживает непростые времена, хотя я вообще не припомню, чтобы у авиации когда-то были простые времена. Существуют серьезные проблемы, связанные с обновлением и расширением авиапарка. Мы уже столкнулись с серьезным дефицитом летного состава, авиационного персонала. Есть проблемы, связанные с выбыванием и деградацией аэродромной сети. Прежде всего, это касается региональных аэродромов. Рост цен на авиационное топливо вообще очень
Фото: www.bp.com |
в себестоимости перевозок 50% - стоимость топлива! Это невиданная ситуация! До роста цен, "топливная" доля в себестоимости составляла 15-18%. На кого мы в итоге работаем? Мы работаем на нефтяников! Все наши пассажиры работают на нефтяников. Ситуация еще усугубляется тем, что цены на топливо во многих аэропортах России выше, чем за рубежом. В "Кольцово" цены на авиатопливо одни из самых высоких в России и в мире. Дороже, чем Норильске, Париже, Франкфурте, Риме, Цюрихе… |
Вопрос: Вы спрашивали у представителей "Кольцово", с чем это связано?
Валерий Окулов: Да, я разговаривал с представителями аэропорта, резонных доводов не было. Нам, мол, необходимо окупать то строительство, которое ведется. Но такое
оправдание экономически, политически, да и просто с точки зрения здравого смысла является полным абсурдом, поскольку окупаемость терминальных объектов должна достигаться за счет авиационной деятельности, а не за счет авиационного топлива! При таких тарифах и при таком топливе из "Кольцово" никогда не будет создано транзитного центра. Никто сюда не полетит! Никто не будет проводить транзитные посадки в Екатеринбурге. |
Вопрос: Глава компании "Уральские авиалинии" Сергей Скуратов говорил о создании альянса авиаперевозчиков, которым занимаются ваши компании. Как Вы к этому относитесь и чем это вызвано?
Валерий Окулов: Это требование времени. В выигрыше будет тот, кто выстроит кооперационные отношения с коллегами. Авиабизнес по сути, по определению является глобальным. И
для того, чтобы противостоять нашим зарубежным конкурентам, крупнейшим, могучим компаниям, нужно консолидировать ресурсы. Нужно совместно проводить и техническую работу, и коммерческую деятельность, и мы это делаем уже сегодня с "Уральскими авиалиниями". |
Фото: AIRBUS S.A.S. 2005 |
Вопрос: Как Вы считаете, есть ли какая-то общая причина у
Фото: АР |
Валерий Окулов: У каждой трагедии и катастрофы существуют совершенно конкретные причины, субъективные и объективные.
Говорить о том, что существует глобальная проблема в области обеспечения безопасности, будет неправильно, поскольку вопросы по обеспечению безопасности полетов в центре внимания у каждой авиакомпании, у каждого перевозчика. Те нормы, требования и стандарты, которые действуют в России, не уступают, а зачастую и более жесткие, чем за рубежом. |
Вопрос: Как обеспечивается безопасность в "Аэрофлоте"?
Валерий Окулов: Я уже говорил, что мы внедрили новые стандарты безопасности. В феврале мы прошли аудит по этим стандартам и наша компания в России пока единственная, кто внедрил эту систему. Мы внедрили систему менеджмента качества. Нам это позволяет обеспечивать безопасность полетов, подготовку и переподготовку летного состава и многое другое.
Вопрос: Заявлялось, что государство будет финансово поддерживать отечественный авиапром. Заметна ли эта поддержка?
Валерий Окулов: Я бы остановился на гражданской составляющей.
Сегодня реально ведется сильный проект – это проект регионального самолета RRJ ("Сухой-SuperJet"). У этого проекта есть перспективы стать успешным и конкурентоспособным на мировом рынке. Это самый современный проект в классе региональных машин, и он превосходит по своим качествам ряд зарубежных аналогов. "Аэрофлот" законтрактовал 30 этих самолетов, и сейчас мы уже проводим предоплату. |
Вопрос: Есть информация, что "Аэрофлот" планирует купить авиакомпанию "Ямал". Какова ситуация на данный момент?
Валерий Окулов: Да, по "Ямалу" идет работа, мы планируем организовать свою деятельность в перспективном и денежном районе Западной Сибири на базе этой компании. Это будет дочерняя компания "Аэрофлота", но базироваться она будет в Тюмени. До конца года мы рассчитываем ее завершить. Пока проведена оценка, она должна быть рассмотрена и завершена и утверждена Росимуществом.
Вопрос: Будет ли увеличиваться госпакет акций "Аэрофлота", в том числе за счет покупки других авиакомпаний с участием государства?
Валерий Окулов: Собрание акционеров приняло решение о допэмиссии акций "Аэрофлота". Это будет около 200 млн акций, это порядка $400 млн.
Присоединение госпакетов ряда компаний, конечно же, увеличит долю государства в "Аэрофлоте", но это не означает, что надо оставаться с этой большой долей. Если она вырастет до 60-65%, то государство имеет возможность эти акции выставить на фондовом рынке. Мы котируемся на РТС, на ММВБ, на Франкфуртской бирже. У нас акции ликвидные, и я не знаю, имеет ли смысл государству держать пакет более, чем в 51%. Наверное, государство получит определенный фискальный эффект от продажи акций. |
Вопрос: При пополнении авиапарка "Аэрофлота" предпочтение будет отдано западным или российским компаниям? Покупаются новые самолеты, или же, как в большинстве компаний, "секонд-хзнд"?
Валерий Окулов: Мы делаем ставку на новые самолеты и берем самолеты "со стапелей". На сегодня у нас уже законтрактовано 12 самолетов А-320 и в процессе контрактация еще 10 таких самолетов. Если взять вопрос "национальности", то
мы ориентируемся на самые современные и самые эффективные самолеты вне зависимости от национальной принадлежности. Мы понимаем, что эффективным самолетом будет RRJ – и поэтому мы законтрактовали 30 самолетов российского производства. |
Фото: boeingmedia.com |