Директор по организации авиаперевозок аэропорта Сургута: Мы вошли в список узловых аэропортов. И это гордость!
Министерство транспорта и Росавиация разработали "Концепцию развития аэродромной сети гражданской авиации России до 2020 года". Согласно этому документу в ближайшие 8 лет отрасль получит 820 млрд рублей. Из них большая половина поступит из федерального бюджета и часть из региональных. В опорную сеть вошел 121 аэропорт страны. Это 12 международных узловых аэропортов, 22 внутрироссийских узловых, 15 необходимых для связности сети, 8 в городах-миллионниках и 64 аэропорта из перечня запасных аэродромов. В их число вошли и аэропорты УрФО. Это воздушные ворота Сургута, Тюмени, Нового Уренгоя и Екатеринбурга. Как новая программа развития отразится на внутрироссийских узловых аэропортах? Как изменится работа перевозчиков? Какие гарантии нужны инвесторам и что с того пассажирам? Об этом рассказал в интервью Накануне.RU директор по организации авиаперевозок аэропорта Сургута Олег Цепилов.
Вопрос: Олег Николаевич, расскажите о том, как родилась идея создания этой концепеции?
Олег Цепилов: Аэропорты в разработке этой концепции не участвовали. Это инициатива полностью Росавиации и по заданию Минтранса. Поэтому, какими критериями пользовались при отборе аэропортов, точно сказать не могу, можно только предположить, что один из критериев - объем перевозок. Разработчики проекта прописали условие, что во внутрироссийские узловые аэропорты входят аэродромы с оборотом пассажиров не меньше 20 тысяч человек в год. У Сургута за прошлый год было более 800 тысяч пассажиров. А кроме нас, в этом списке аэропортов - Архангельск, Мурманск, Нарьян-Мар, Сыктывкар, Казань, Новый Уренгой, Сургут, Тюмень, Абакан. Всего 22 аэропорта.
Вопрос: Что Вы, как руководитель думаете об этой концепции?
Олег Цепилов: 12 апреля глава Росавиации Евгений Бачурин представил проект. На обсуждение были приглашены гендиректоры аэродромов и аэропортов, фондов, также в обсуждении проекта участвовали сотрудники научно-исследовательских институтов. Все пришли к мнению, что документ еще сырой. Принцип-то хороший заложен и хорошо, что такой документ рождается. Но лично мое мнение, этот документ преждевременный. Ведь искусственное создание сети маршрутов будет вести за собой следующее: авиакомпании должны подстраиваться под эту сеть маршрутов, разрабатывать свои пути движения, а ведь сейчас уже наработаны постоянные сети, люди уже по ним летают.
Вопрос: На развитие отрасли планируют выделить более 800 млрд рублей. На какие суммы может рассчитывать аэропорт Сургута?
Олег Цепилов: Что касается инвестиций, то мне пока не известен принцип, по которому будут распределяться средства. Сколько получит наш аэропорт по этой программе, пока не известно.
Законодательство наше в гражданской авиации, мягко говоря, хромает. Ведь есть частники, есть компании, которые согласны вкладывать в аэропорты, но правила игры сейчас настолько не прозрачны и меняются ежедневно, поэтому они просто не рискуют своими деньгами. Мое мнение, нужно сначала создать правила игры. То есть привести в порядок законодательство, и людям дать гарантии хотя бы на ближайшие 10 лет. В таком случае деньги сами придут. Аэропорты будут сами развиваться. А маршрутные сети сформируются автоматически. Пока неизвестны критерии распределения денег между аэропортами. |
Вопрос: Говоря о концепции развития, в каком направлении будет развиваться аэропорт Сургута?
Олег Цепилов: В новой концепции четко не прописано, по какому пути будут развиваться именно эти 22 аэропорта. С чем мы будем завязаны? Видимо, будет искусственное создание каких-то маршрутов, возможны перелеты заграницу - от нас летать, и к нам. Если не оглядываться на эту концепцию, то аэропорт Сургут будет развиваться. Потому что у нас сейчас и новые маршруты есть, и люди полетели. Мы плотно работаем с окружными властями, федеральные средства нам тоже выделяются. Во-первых, мы сейчас меняем полностью покрытие перрона, оно уже начало шелушиться. Во-вторых, мы подводим к каждой стоянке стационарные источники электропитания. Ремонт запланирован до середины сентября. Мы занимаемся созданием единого информационного пространства предприятия.
Вопрос: Олег Николаевич, расскажите, как концепция развития аэропорта Сургута отразится на обслуживании пассажиров?
Олег Цепилов: Сейчас базовых перевозчиков у нас два - "Ютэйр" и "Когалымавиа". Транзитов у нас много. На регулярной основе в 2006 году 17 перевозчиков, которые выполняли постоянные рейсы к нам. За 2006 год 69 авиакомпаний пролетели через нас. В том числе, через нас летают санрейсы, чартеры за границу. То, что мы вошли в список узловых аэропортов - это гордость. Если произойдет увеличение по объемам перевозок, то стоимость услуг должна только уменьшаться. В экономике есть такое понятие, как эффект масштаба: чем больше объем продукции, тем себестоимость меньше. Поэтому развитие может привести к снижению цен на аэропортовые услуги, а значит и к увеличению числа рейсов и пассажиров.