СПИД не спит. Он гоняется за нами весь в черном и со шприцем в руках?...
Как-то вдруг стала замечать, что на улицах города очень много мужчин, одетых в черное. И полубессознательно, не то, чтобы даже стороной обхожу, скорее, стараюсь держаться подальше. Дело не в сезонном обострении. Просто все средства массовой информации гудят о появлении в Екатеринбурге ВИЧ-маньяка. Пока зафиксировано семь случаев нападения со шприцем на прохожих. Схема примерно одинакова – быстрый укол иглой, человек в полной растерянности, нападавший мгновенно исчезает в толпе.
8 ноября в центр по профилактике и борьбе со СПИДом обратились еще девять человек, утверждавшие, что подверглись нападению ВИЧ-маньяка. "Но доверия заслуживает только одна женщина. Остальные утверждали, что их укололи месяц-два назад. Одна девушка сама чем-то укололась в маршрутке, и ей просто показалось, что на нее напали. Еще одну женщину уколол подросток, она за ним погналась, но не догнала", - рассказала Накануне.RU главный врач центра по профилактике и борьбе со СПИД-инфекционными заболеваниями Галина Федотова.
Сообщения о ВИЧ-маньяке перекинулись и в соседнюю, Курганскую область. Так, в ряде СМИ появились сообщения о том, что в Кургане действует еще один ВИЧ-террорист. Только он, в отличие от екатеринбургского "коллеги" заражает людей, вступая в половые акты. И, якобы, на его счету уже 70 жертв. В областном центре профилактики и борьбы со СПИД Кургана эту информацию не подтвердили.
Милиция фактически расписывается в своей беспомощности. Пресс-секретарь УВД Екатеринбурга Леонид Семенов утверждает: "Ни одного заявления в милицию написано не было. Все приметы, которыми мы обладаем – мужчина 25-30 лет, одетый в черное. Я и сам хожу в черной верхней одежде. Точно также могу выйти в аптеку за шприцем. Получается, что я ВИЧ-маньяк? Так можно полгорода пересажать".
Сотрудники милиции и медики все же не исключают возможность, что уколы шприцем на улице – просто хулиганские выходки. Но не исключают и обратного. "Нас, конечно, насторожило то, что этот человек ходит по улицам, ездит в транспорте, нападает сзади и убегает", - говорит Галина Федотова.
Вероятность заражения ВИЧ-инфекцией таким способом минимальна – 0,03%. "Даже если вирус попал в кровь, в течение трех суток человек может предупредить заражение. Нужно, в первую очередь, выдавить кровь из раны и обработать ее спиртом или йодом. И, обратиться к нам, - рассказывает Галина Федотова. – Мы обследуем шприцы и, если анализ на ВИЧ-инфекцию дал положительный результат, то мы даем препараты. Как правило, это отечественный препарат, он предупреждает распространение вируса, действует на ферменты, которые не дают собираться вирусу". Также вероятность заражения зависит от того, насколько много вируса содержится в крови ВИЧ-инфицированного.
Получается, намного вероятнее, что на голову упадет кирпич, чем в кровь через иголку маньяка попадет ВИЧ. Во-первых, нападающий со шприцем может быть просто хулиганом. Во-вторых, даже если он и ВИЧ-инфицированный, возможность заражения минимальна. В-третьих, в миллионном городе "шанс" на то, что хулиган-маньяк выберет именно тебя, ничтожно мал. Тем не менее, паника и пересуды в курилках берут верх.
В настоящее время на учете в центре по профилактике и борьбе со СПИД стоит 25(!) человек, которые случайно, в подъезде или на улице укололись ВИЧ-инфицированным шприцем. Эта цифра наводит на мысль, что проблема ВИЧ-терроризма вовсе не преувеличена, даже для Екатеринбурга. Появление версии об одержимом, готовым заразить всех и вся, только подтверждает это. Напомним, что от предполагаемого ВИЧ-маньяка пострадали семь человек, а шприцами, разбросанными в общественных местах, укололись только в этом году 97 взрослых и 67 детей. Это из тех, кто обратились в центр по борьбе со СПИДом, а ведь к врачам в таком случае идут далеко не все…Даже о ВИЧ-маньяке пострадавшие рассказали не сразу. Так, сейчас поступают сообщения от тех, кого укололи еще летом. Правда, это единичные случаи, но они есть.
Пугает тенденция. В этом году обратившихся, которые укололись шприцем, увеличилось в два раза, по сравнению с прошлым годом. "Возможно, стали больше знать об этом и чаще обращаться, а количество прецедентов на самом деле не увеличилось, - предполагает Галина Федотова, - Но, действительно, шприцев разбрасывается много. Если их подкладывают в почтовые ящики, то это, конечно, делается специально, если просто бросают, то не отдают себе отчет, как обычно бросают жвачку".
По ее словам, своеобразный всплеск произошел в 2000 году, когда отмечались случаи, что чем-то кололи на дискотеках. "Были единичные случаи, не более пяти. Это было на дискотеках в подростковой среде. Может скрепкой укололи, а думали, что иглой - в толпе незаметно. Это происходило в 2000 году, потом все было спокойно. Я не могу сказать, что такие случаи носили массовый характер", - считает главный врач центра по борьбе со СПИДом. "В мировой практике явление ВИЧ-терроризма существует, однако я не могу сказать, что оно есть в Екатеринбурге", - продолжает Галина Федотова.
Для того, чтобы говорить о появлении ВИЧ-терроризма не нужно, чтобы уколы на улице приняли массовый характер, достаточно появления одного-двух человек. Дурной пример заразителен. Так, на фоне общей паники, стали появляться подростки, пугающие прохожих иглой. Хорошо, что только пугающие. Перенесем этот пример на ВИЧ-инфицированных. Не секрет, что они находятся в депрессивном состоянии. По словам Галины Федотовой, на то, чтобы заражать других людей, они "не способны, особенно сразу". Однако достаточно большое количество больных СПИДом – именно наркоманы, та категория, которая является психически неуравновешенной…
На фоне общей паники, которая многим кажется надуманной (пресс-секретарь УВД Екатеринбурга Леонид Семенов, так вообще, когда слышит слово "ВИЧ-маньяк" тяжело вздыхает и говорит "о, господи!"), о других проявлениях ВИЧ-терроризма как-то забывается. Вместе с тем, центр по борьбе со СПИДом разослал в больницы и травмпункты специальную методичку, в которой написано, что нужно делать при обращениях людей, которых укололи или которые укололись шприцем. Только один этот факт говорит о том, что проблема, мягко говоря, не преувеличена.
В мировой практике случаи ВИЧ-терроризма подтверждены. Например, в Голландии у полиции есть даже специальные средства защиты от такого вида терроризма. Например, ботинки на толстой подошве, чтобы избежать случайного укола иглой. А в Интернете как-то была распространена следующая шокирующая информация:"Это произошло в Париже совсем недавно, и может повториться когда угодно и где угодно. Несколько недель назад в одном из кинотеатров женщина, садясь в кресло, почувствовала укол. Поднявшись, чтоб посмотреть, что это было, она увидела торчащую из сиденья иглу и записку - "Вы только что были инфицированы ВИЧ".
Центр Контроля ВИЧ (в Париже) сообщает о большом количестве подобных случаев, произошедших недавно в других городах. Все иглы оказались ВИЧ-позитивными. Центр также сообщил, что иглы были найдены и в публичных банкоматах.
Недавно один врач рассказал о похожем инциденте, случившемся с одной из его пациенток в кинотеатре Прийя, Дели. Девушка, которая собиралась замуж через несколько месяцев, укололась во время фильма. К игле была прикреплена записка - "Добро пожаловать в мировую семью ВИЧ-инфицированных".
Подумайте о том, что Вы можете спасти чью-то жизнь, переслав эту информацию дальше. Пожалуйста, потратьте несколько секунд своего времени, чтоб отправить это письмо.
С уважением,
S.DineshGopinath I.A.S,
Директор медицинского
исследовательского центра, Ченнаи".
Вместе с тем, ни одного случая заражения через случайный укол иглой, например, в Свердловской области не зафиксировано. Другое дело, что намного проще заразиться ВИЧ-инфекцией половым путем, о чем почему-то многие забывают.
Каждый год в Свердловской области заводятся уголовные дела по статье 122 Уголовного кодекса Российской федерации "Заражение ВИЧ-инфекцией". Старший помощник прокурора Свердловской области Виктор Яксон рассказал Накануне.RU, несмотря на то, что это редкая статья, в этом году по ней заведено три уголовных дела. По неподтвержденным данным, до суда дошло только одно дело. В прошлом году уголовных дел по статье 122 было четыре, в 2003 году – аж девять. При этом, в 2002 году опять же заведено только три дела. Самое большое количество уголовных дел по факту умышленного заражения ВИЧ-инфекцией было в 2001 году – десять дел. Так что, прецеденты есть, они просто не афишируются.
"ВИЧ-терроризм предполагает и заведомое заражение половым путем. Такого, чтобы человек имел множество половых связей, чтобы заразить как можно большее количество людей, мы не отмечали. Но случаи, когда не говорят своим партнерам и заражают их, есть. У нас очень много пар, когда один инфицирован, другой нет. Иногда специально не говорят, для того, чтобы человек с ним остался, т.е. он заражается и уже якобы никуда не денется. Или бояться говорить", - поделилась Галина Федотова. Прямо как в песне Земфиры. Таких случаев не один десяток, только люди не подают в суд. Просто решают остаться вместе с человеком, заразившим их. Бывает, что и не остаются, но в правоохранительные органы все равно не идут.
Между тем, по части 3 статьи 122 Уголовного кодекса Российской Федерации."Заражение, совершенное в отношении двух или более лиц, либо в отношении несовершеннолетнего" карается лишением свободы на срок до восьми лет.
В Екатеринбурге на сегодняшний день официально зарегистрировано 10,5 тыс. носителей ВИЧ-инфекции. Специалисты говорят, что эту цифру можно смело умножить в два-три раза. По некоторым данным, действительное количество ВИЧ-инфицированных в десять раз больше, чем зарегистрировано. Каждый год, по данным свердловского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, носителей вируса ВИЧ в Екатеринбурге прибавляется на полторы тысячи.
И уже возникает вопрос, можно ли контролировать эту эпидемию? Страх заставляет задуматься, не стоит ли изолировать носителей ВИЧ-инфекции? Ведь воспринимается совершенно нормально, что, скажем, больной гриппом сидит дома, чтобы не заразить остальных. Только СПИД – не грипп.
"То, что появляется больше ВИЧ-инфицированных, не значит, что появляется больше ВИЧ-террористов. Прямой зависимости нет, - уверяет Галина Федотова. – Но если общество не будет избегать этих людей, как изгоев, то и отношение носителей ВИЧ-инфекции к обществу будет другим. А так, очень часто бывает, когда окружающие узнают о диагнозе человека, он страдает. Был случай, когда выгнали ребенка из детского садика, узнав, что ее мама ВИЧ-инфицирована. А одну девушку исключают из училища, находят любой повод, чтобы она только не училась. Мы, наоборот, можем их озлобить, если не будем помогать и станем исключать из общества".
Но случаи умышленного заражения ВИЧ пока не уменьшается. Появление этого пресловутого маньяка, как еще один звонок, напоминающий о проблеме. Не стоит ли, пока еще не поздно, пожертвовать меньшинством, ради большинства? Как - другой вопрос, главное решить. Но, с другой стороны, так ли много тех, кто может со 100%-ой уверенностью сказать, что не заражен ВИЧ?
Три уголовных дела в этом году – только официальные данные, сколько случаев умышленного заражения произошло реально, не знает никто. Также не могут знать и сами носители ВИЧ, что их заразили умышленно. Кроме того, вирус имуннодефицита человека может никак не проявляться в течение восьми лет. Сколько человек за это время даже невольно окажутся зараженными, даже страшно подумать.
Есть, конечно, крайне трудный (ибо длинный и нравственно-затратный) путь. Учить общество вести упорядоченный образ жизни в половой сфере. Но, если честно, альтернативы ему пока никто не может предложить...