УрФО: Предзимний смотр ЖКХ
Что сделано в жилищно-коммунальном хозяйстве регионов УрФО накануне отопительного сезона, с какими проблемами приходится сталкиваться коммунальщикам и как они смогли воспользоваться подарком судьбы – хорошей погодой? Об этом накануне рассказывали на окружном совещании руководители территориальных структур федеральных органов власти и областные чиновники. Оценивал эффективность подготовки районов к отопительному сезону заместитель полпреда Виктор Басаргин. Совещание проходило в режиме видеоконференции, поэтому принять в нём участие смогли представители почти всех субъектов федерации, входящих в УрФО.
"Как только мы подходим к началу отопительного сезона, одно чувство, которое в этой связи возникает, и оно не покидает меня всё это время - это чувство тревоги, - такими словами открыл заседание Виктор Басаргин, - То есть меня всё время беспокоит: как мы пройдём отопительный сезон в целом? Потому что проблемы в жилищно-коммунальной сфере, я это констатирую, не решаются. Они накапливаются, всё более и более объёмно встают перед нами, но не решаются. И я думаю, что это совещание по подготовке к зиме надо переводить в режим работы по проведению каких-то контрольных проверок".
Несмотря на все тревоги, заместитель уральского полпреда предзимнюю подготовку жилищно-коммунального хозяйства округа в целом оценил удовлетворительно. Готовность объектов ЖКХ находится примерно на уровне прошлого года. Во всех субъектах федерации для решения этой задачи сформированы оперативные штабы, рабочие группы, выделены необходимые финансовые ресурсы. На отдельных территориях субъектов УрФО уже начался отопительный сезон.
Однако в процессе подготовки к зиме, несмотря на увеличенное в этом году финансирование, сохраняется целый ряд проблем. Только около половины тепловых сетей УрФО полностью готовы к работе в условиях морозов, жилищный фонд готов лишь на 80%, котельные – на 90%, доля новых котлов в отопительных системах не превышает 2% - а это чревато возникновением аварий: "Не взирая на то, что сроки службы оборудования должны быть 10, максимум 15 лет, оно эксплуатируется у нас по 20 лет. То есть, цифры очень серьёзные, с точки зрения технической, инженерной реформы. Хотя финансовые ресурсы выделяются гораздо в больших объёмах по сравнению с программами прошлых лет". После этих слов Виктор Басаргин предупредил коммунальщиков, что в ЖКХ настала полоса ежемесячной отчётности по всем инстанциям, в том числе перед контрольным департаментом, администрацией президента и аппаратом полпреда.
Хотя перед выступлением участников, заместитель уральского полпреда попросил выступающих не выходить с докладами за рамки регламента, министру строительства и ЖКХ Свердловской области Александру Карлову, уложиться в отведённое время не удалось. Карлов отрапортовал, что подготовка ЖКХ во всех муниципальных образованиях по сравнению с прошлым годом проходит с положительной динамикой: жилищный фонд подготовлен на 89,7%, котельные – на 79%, тепловые сети - на 90% (все показатели выше прошлогодних). Замена тепловых сетей произведена на
"Работа проходит интенсивнее, потому что были найдены "больные места", - поделился с коллегами свердловский министр, - Так, для исправления критического положения в Ивделе произвели замену морально изношенного оборудования ТЭЦ, сегодня строится две мощные газовые котельные, на одной из которых уже начали пуско-наладочные работы. Серьёзные работы были проведены в посёлке Малышево и Арамиле. Также завершаются работы по подготовке и в Буланашской ТЭЦ. Кроме того, в рамках реализации программы энергосбережения на 2005 год произвелась ликвидация 26 котельных в 9 МО (среди них, Артёмовский, Ачитский, Артинский, Камышловский, Слаботуринский и Шалинский районы)".
Ещё одним из позитивных показателей, по данным Карлова, явилось снижение задолженности населения перед предприятиями ЖКХ. Общий кредиторский долг (по состоянию на 1 июля) составил 8,9 млрд руб., 2,3 млрд из которых - долг населения (с 1 января эта сумма снизилась на 800 млн руб.). Вообще же, доходы деятельности жилищно-коммунальных предприятий составили 17 млрд руб., из них доходы, связанные с реализацией услуг населению, - почти 9 млрд руб., расходы предприятий жилищно-коммунального комплекса за последний год увеличились на 7,3%.
"В Свердловской области уже начался отопительный сезон: во многих городах подключается тепло к детсадам, дошкольным учреждениям, детским домам", - закончил свою речь Александр Карлов.
Однако заместителя полномочного представителя Президента РФ доклад свердловского министра не воодушевил. В конце выступления он высказал претензии и вопросы к данным по финансированию. Виктор Басаргин дал задание министру строительства и ЖКХ Свердловской области все цифры уточнить, задолженности понизить, подготовку сделать более плодотворной.
Выступление руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Свердловской области Андрея Королёва было не таким оптимистичным. Он сказал, что около полутора тысяч из семи тысяч существующих котлов предприятий жилищно-коммунального комплекса Среднего Урала отработали срок. РТИ, МУП Теплосети Красноуфимска, Серова, Птицефабрики, например, вообще экспертизу котлов не проводили. Другие предприятия (в том числе, МУП Тепловые сети Крастнотуринска, Волчанска, Новой Ляли, Верхотурья) до сих пор не провели испытания тепловых сетей. Помимо этих вопросов, у Ростехнадзора были претензии к некоторым предприятиям, связанные с запасом топлива.
"Вообще, в целом по области, нормативные запасы топлива соответствуют необходимым показателям, резервные запасы соответствуют норме. Но хотелось бы отметить ТЭЦ Нижнее-Сергинского металлургического завода, Уралвагонзавод, Краснотуринский машиностроительный завод, Красноуральский химзавод – на этих предприятиях резервные запасы топлива не соответствуют нормам", - доложил руководитель Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Свердловской области Андрей Королёв. – Подводя итог, я бы разделил все причины отставания от графика таким образом: 50% - технологическая проблема, другая половина претензий связана с организацией производства. Не налажен производственный контроль. При проверке я выявил тенденцию - очень большое количество организаций не имеет обученного, квалифицированного персонала. Было проверено около 200 котельных, и в порядке 37 организаций - большие пробелы кадров (люди не обучены, не аттестованы). Нам бы хотелось, чтобы в течение сентября, октября вопросы с подготовкой персонала, в том числе с обучением, аттестацией были закрыты".
Проблему подготовки кадров, недостаток профессиональных работников отметил и руководитель Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области Павел Москвин. "Прежде, чем подписать акты готовности, должен быть обученный персонал на предприятиях. Кроме того, в 163 предприятиях, которые мы проверили с начала мая, зафиксировано 1664 нарушения, 102 работника привлечены к ответственности, - заявил Павел Москвин, – Я хочу напомнить, что подготовку к отопительному сезону необходимо проводить всем вместе, тогда и эффект будет. На данный момент мы подписали 149 актов готовности к сезону. Из проверенных муниципальных образований, меня очень беспокоит Шадринск, где до сих пор не проведён ремонт котельных, очень много нужно производить замены оборудования, и Петухово, где беспокоит жилищный фонд – муниципальное жильё, а договоры не заключают, очень меня беспокоит посёлок Варгаши, где до сих пор нет котельной"
А вот исполняющего обязанности генерального директора ОАО "Курганэнерго" Олега Шевченко практически ничего не беспокоит на своём предприятии - подготовку к началу отопительного сезона он считает проведённой в полном объёме: "Все необходимые ремонтные работы мы начали в срок, полностью соблюдая графики. План затрат в этом году превышает 500 млн руб. КЭ, это на 10% больше, чем плановые затраты прошлого года. Качественное проведение летней ремонтной компании для нас остаётся программой максимум. В последние годы все предприятия "Курганэнерго" своевременно получали паспорта готовности и обеспечивали устойчивое снабжение потребителя. Распоряжением губернатора области была сформирована комиссия по энергоснабжению, в составе областной администрации и теплоснабжающих организаций. Благодаря кропотливой работе, которую в течение лета проводила комиссия, проблема наращивания задолженностей как системный фактор была преодолена, расчёты вошли в график. Невыплаты теперь носят локальный характер и в скором времени будут решены все оставшиеся вопросы".
Заместитель губернатора Курганской области Валерий Миронов не разделяет радужные настроения своего земляка: долги населения за услуги ЖКХ – 429 млн руб., 518 млн руб. – общая задолженность перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса (среди них, на жителей областного центра приходится 61 млн 500 тыс. руб., из которых долг за ремонт и содержание домов составляет 59 млн, задолженность за найм жилья, без учета коммунальных услуг, равна двум млн 500 тыс. руб.). По словам заместителя губернатора Зауралья, среди всех жителей, обратившихся к правительству области с просьбой на получение дотаций, субсидии получили 11% малоимущих, всего помощи было оказано на 12 млн руб. Однако власти Зауралья признаются, что сами не могут справиться с финансовой дырой и обратились за помощью в федерацию.
"К слову сказать, ваше обращение поддержали в Министерстве финансов. Минфин выделяет Курганской области свыше 45 миллионов рублей", - сообщил Виктор Басаргин. Однако представители Зауралья признались, что конкретно эта помощь мало исправит положение Зауралья - если распределить 45 млн руб. между 26 курганскими муниципальными образованиями, то на каждый населённый пункт всё равно выйдет недостаточная сумма.
Как сообщил заместитель полпреда, проблема задолженности предприятиям ЖКХ, несмотря на предпринимаемые действия, остаётся острой во всём УрФО. "Мы смотрим цифры, связанные с подготовкой к зиме. Всё, что касается финансовой реформы системы ЖКХ, подготовка к отопительному сезону, меня не устраивает - долги наших предприятий жилищно-коммунальной сферы возрастают из года в год. Три субъекта УрФО эти долги наращивают, причём наращивают в очень серьёзных пропорциях. Объёмы задолженностей предприятий ЖК сферы остаются в целом по округу колоссальными и превышают 27 млрд руб. Из них порядка 2,3 млрд приходятся на долю населения".
По мнению помощника полпреда президента, причина многих отрицательных явлений в системе ЖКХ – это царящий в ней монополизм и отсутствие конкурентной среды. Подготовку к зимнему отопительному сезону в нынешнем году следует проводить одновременно с реформой жилищно-коммунального хозяйства, - отметил он. Это тем более актуально, что с 1 января следующего года население будет оплачивать 100% стоимости услуг ЖКХ.
В некоторых регионах УрФО этот переход уже произошел. Например, в Тюменской области, где кроме всего прочего нет задолженности предприятий перед энергетиками. Об этом рассказал генеральный директор ОАО "Уральская энергетическая управляющая компания" Андрей Шишкин. "С 1 июля в рамках реформирования из "Тюменьэнерго" выделились 5 генерирующих компаний, магистральная, сетевая и сбытовая компании. В этот период все ремонтные работы, связанные с подготовкой к осенне-зимнему периоду, проводились вовремя и согласно установленным срокам. Никаких отставаний от графика не было и нет, все компании имеют необходимые средства для начала отопительного сезона, заключены договоры на поставку топлива. Поэтому можно говорить, что проблем при вхождении в отопительный сезон нет", - подчеркнул он.
Так что, как только в течение трех дней среднесуточная температура не превысит 8 градусов по Цельсию, в тюменские дома придет тепло. По данным директора областного департамента ЖКХ Виталия Терентьева, восемь тюменских муниципальных образований уже получили паспорта готовности. "По состоянию на вчерашний день, у нас готово 99,9% газопроводности, тепловые сети готовы на 96,3%, котельные - на 98,7% , жилой фонд на 87%. Резерв топлива достаточный во всей территории, укладываемся в график – 120 суточный запас топлива, 130-суточный запас нефти. Особенно хочу отметить то, что во всех МО области комплексно подходят к подготовке к отопительному сезону, - в этом вопросе у нас полное понимание руководителями территорий", - подвёл итоги по югу Тюменской области Виталий Терентьев.
Практически завершились работы по подготовке ЖКХ к осенне-зимнему периоду и на Ямале. Средний процент выполнения запланированных мероприятий составил 90,2%.
"Подготовка жилого фонда составила 76% от плана (3689 объектов), зато ремонт котельных осуществлён на все 100% - это 122 котельных (в прошлом году -121 котельная), - доложил заместитель губернатора ЯНАО Олег Демченко. - Также мы провели противоаварийные тренировки на теплоэнергетических объектах с реальными действиями обслуживающего персонала по переводу котлового оборудования на резервный вид топлива, а также по переводу на электроснабжение от аварийных, автономных источников. В настоящее время во всех муниципальных образованиях автономного округа начался отопительный период. Без срывов завершается досрочный завоз топлива в районы с ограниченным сроком завоза: в полном объеме (100 %) завезено угля - 23,49 тыс. т, дров - 35,63 тыс. т, ГШЗ 20,66 тыс. т, всех типов масел 0,67 тыс. тонн. В автономном округе создан резервный пополняемый запас материально-технических ценностей на случай ликвидации аварий и ЧС".
В полном объёме завезено топливо и в Ханты-Мансийский автономный округ: угля – 41 тыс. 878 т, бензина – 12 тыс. 498 т, масла – 613 т, дизельное топливо завезено также в 100% объёме -18 тыс. 690 т."Мероприятиям по подготовке жилья и объектов коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду мы уделяем должное внимание, как в правительстве округа, так и в муниципальных образованиях, - поделился заместитель губернатора ХМАО Вячеслав Новицкий. - При составлении мероприятий на предстоящий осенне-зимний период, мы, прежде всего, учитывали сбои, поломки, утечки и аварийные ситуации прошедшего отопительного периода. На подготовку к отопительному сезону в ХМАО запланировано 2887 млн руб., что на 24,8% больше плана прошлого года. По состоянию на начало осени фактически освоено 2455 млн руб., или 85% от планового задания. Финансирование мероприятий осуществляется из двух источников: это бюджеты муниципальных образований и собственные средства предприятий жилищно-коммунального комплекса за счет инвестиционной составляющей тарифа. Доля бюджетного финансирования мероприятий составляет 2070 млн руб., или 72 %, а средства предприятий 817 млн руб., или 28%. Объем финансирования в первом полугодии 2005 года по сравнению с первым полугодием 2004 года снизился на 14% или на 97 млн. 196 тыс. руб., ввиду сокращения незавершенного строительства. Для оперативного устранения неисправностей и аварий на объектах ЖКХ в муниципальных образованиях автономного округа пополнены аварийно-технические запасы на общую сумму 64,7 млн. рублей, 68% от планового задания. В связи с недавними событиями в Москве и Московской области, приведшими к отключению электроснабжения целых районов и городов Подмосковья, Департаментом развития жилищно-коммунального комплекса автономного округа разработано и подписано распоряжение "Об укомплектовании недостающими источниками аварийного электроснабжения объектов жизнеобеспечения муниципальных образований" в количестве 34 единиц на общую сумму 134 млн 939 тыс. руб."
Как признался Вячеслав Новицкий, есть и ряд проблемных вопросов. Так, например, повышенный уровень износа основных фондов от 35 до 40%, из общего количества котлов 2018 ед. – 64% имеют КПД ниже 80%; четверть котлов имеет срок службы свыше 20 лет, а 60% котлов служат уже более 10 лет. Необходимо больше обновлять парк новыми современными и высокоэффективными котлами.
Южный Урал по примеру ХМАО и ЯНАО также сообщил о неплохой готовности к отопительному сезону. По данным министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Валерия Шопова, область готова уже на 82%, что соответствует уровню прошлого года. В семи МО из 39 – готовность 100%. "Общий объем финансирования работ, связанных с подготовкой объектов ЖКХ, с учетом средств, выделяемых на модернизацию и капитальный ремонт объектов ЖКХ и инженерной инфраструктуры, составляет более 678 млн рублей (383 млн руб. - областной бюджет, 295 млн руб. выделено из федерального бюджета на возмещение убытков), а с учетом средств местных бюджетов и предприятий ЖКХ (377 млн руб.) - превышает один млрд руб., что должно позволить качественно подготовить объекты инженерной инфраструктуры области. До начала отопительного сезона все средства будут освоены и запланированные работы выполнены", - пообещал Валерий Шопов.
"Вы в общероссийском селекторном совещании участвовали? – неожиданно спросил южноуральского министра заместитель полномочного представителя Президента РФ в УрФО Виктор Басаргин. - Скажите, почему, получая такие серьёзные претензии со стороны центра к степени готовности Челябинской области к отопительному сезону, вы нам приводите такие замечательные данные? Что это: какие-то технические особенности шевеления информации, которая была предоставлена, либо всё-таки есть проблемы? Потому что по той информации, которую вы нам предоставила, такое тревоги мы пока не ощущаем".
"Мы такую же информацию и предоставляли, такую, какая есть. Я не могу понять, почему у РФ появились какие-то разногласия, - недоумённо возразил министр, - Можно спросить, а чья это информация была?"
"Эта информация была на селекторном совещании - по всей России. Там сказали, что сейчас особую тревогу вызывает подготовленность Челябинской и Курганской областей. Имею в виду, что там из УрФО выделяют 2 субъекта. Поэтому попробуйте разобраться. Хорошо? Надо снять проблему – либо информационно, либо, если есть какие-то конкретные претензии, то – решить", - ответил министру заместитель полномочного представителя.
В конце заседания Виктор Басаргин попросил присутствующих обратить внимание на то, что если регионы хотят подготовиться к зиме на 100%, то необходимо ускорить темпы."Мы видим, что сегодня есть резерв по финансовым ресурсам. Но степень освоения средств, которые выделены на подготовку к зиме, освоены чуть выше 50% - это большинство наших регионов! Я попрошу разобраться – либо это несвоевременное выделение, либо вообще невыделение средств из бюджета. Второе, чтобы нам хотелось, чтобы паспорта готовности были выданы по всем объектам. Я не имею ввиду технически осуществить, а не формально. Мы озабочены тем, что не осуществляется подбор персонала. Видимо, нам необходимо совместно подготовить и провести эту работу. Ещё раз хочу обратить внимание на финансовый аспект, задолженность жилищно-коммунальной сферы и особенно населения," - подвел итоги Виктор Басаргин.