Виктор Якимов: При любых сбоях упреки будут адресованы муниципальным властям
В ворохе грядущих в стране преобразований готовая вот-вот свалиться на нашу с вами голову муниципальная реформа затесалась куда-то в уголок. О том, что к 2006 году местные бюджеты опустеют почти наполовину, а в каждом селе появится свой законодательный орган, говорят сегодня, пожалуй, только те, кому предстоит собственными руками разгребать те или иные последствия очередной задумки федеральных чиновников. Между тем, и всех нас, жителей городов, сел и поселков, то бишь муниципальных образований, реформа местного самоуправления рано или поздно коснется непременно. А посему мы продолжаем разговор на эту тему с главами городов и районов УрФО. О муниципальной реформе, а также о том, как живет сегодня один из самых крупных городов Свердловской области - Каменск-Уральский в интервью Накануне.RU поведал глава города Виктор Якимов .
Вопрос: Виктор Васильевич, давайте сразу же начнем с главного. Изменится ли в рамках муниципальной реформы территориальная структура Каменск-Уральского?
Виктор Якимов: Каменск-Уральский уже получил статус округа, однако, я считаю, что в будущем эта перемена на городе никак не отразится. Границы Каменск-Уральского не изменились.
Вопрос: В чем же тогда смысл всех этих территориальных преобразований?
Виктор Якимов: Этот вопрос нужно задать нашим законодателям. Для чего они все это придумали, непонятно. Ладно бы дополнительным финансированием это деление сопровождалось или еще какими-нибудь новшествами. А так…
Вопрос: Какие новые социальные обязанности появятся у городской администрации в рамках муниципальной реформы и монетизации льгот?
Виктор Якимов: Объем социальных полномочий у муниципалитета, напротив, сократится. На региональный уровень отойдет часть расходов на образование, а также финансирование межрайонных медицинских центров: онкологического, туберкулезного, кожно-венерологического и психоневрологического диспансеров. Тем не менее, ответственность с местной власти при этом не снимается. А посему муниципальная реформа, централизация ряда функций, как и монетизация льгот, вызывают большие опасения. Не приходится сомневаться, что система перераспределения "льготных обязательств" внесет неразбериху в работу тех, кто эти льготные услуги оказывает. Например, транспортников. Про население, вообще, говорить не приходится. Людям нет дела до того, кто и как поделил социальные обязанности. При любых затруднениях и сбоях все претензии и упреки, безусловно, в первую очередь будут адресоваться муниципальным властям.
Вопрос: То есть Вы не исключаете, что реформы могут спровоцировать социальную напряженность?
Виктор Якимов: Вполне возможно. Тем более, что в связи с перераспределением бюджетных полномочий доходная часть муниципального бюджета уже в 2005 году существенно сократится. Однако сейчас администрация Каменск-Уральского разрабатывает комплекс мер, реализация которых позволит привлечь дополнительные ресурсы в бюджет.
Вопрос: Раз уж Вы заговорили о бюджете, то как будет формироваться бюджет города? Усложнятся ли межбюджетные отношения?
Виктор Якимов: В новых условиях структура доходной части муниципального бюджета не сможет гарантировать равномерное поступление налоговых платежей. Это связано с тем, что стабильные источники доходов – налог на прибыль и налог на доходы физических лиц - будут наполнять бюджеты вышестоящих уровней. Из числа бюджетоформирующих налогов на муниципальном уровне останутся налог на землю и налог на имущество, которые по закону перечисляются в определенные сроки: налог на имущество – раз в год, налог на землю – дважды в год. Между тем, расходы муниципалитета, которые ему предстоит нести в полном объеме уже с 1 января, в такой финансовый график вписать невозможно. Это чревато кассовыми разрывами со всеми вытекающими социальными последствиями.
Вопрос: Вопрос из несколько иной области. Как Вы относитесь к идее назначения губернаторов?
Виктор Якимов: Инициативу президента я бы не стал сводить к назначению губернаторов. Это по-прежнему выборы, меняется только принцип выдвижения и голосования: кандидатуру на губернаторский пост предлагает президент, голосуют законодатели, по сути, выборщики. Такая система существует во многих странах.
Вопрос: Тогда как Вы относитесь к идее назначать и мэров?
Виктор Якимов: Де-факто местное самоуправление и так представляет собой низший уровень государственной власти. Муниципалитеты выполняют немалый объем государственных функций. Велика зависимость формирования муниципальных бюджетов от субъекта федерации и от федеральной власти. Я считаю, что необходимо сделать местное самоуправление самостоятельным не только де-юре. Для этого требуется здравое разделение не только властных, но и финансовых полномочий между местным самоуправлением и государством. Примеров тому достаточно как в нашем прошлом, времен царской империи, так и в современном зарубежье. Если Россия хочет оставаться в строю цивилизованных государств, подписавших хартию о местном самоуправлении, его надо сохранять и развивать.
Вопрос: Каменск-Уральский один из самых крупных городов Свердловской области. Хотелось бы услышать несколько слов об экономическом и социальном развитии города. Каковы предварительные итоги?
Виктор Якимов: На этот момент мы подвели итоги только за девять месяцев. Если говорить о промышленном производстве, то за январь-сентябрь объем производства по полному кругу предприятий составил 24,2 млрд рублей, превысив прошлогоднюю отметку на 25,8 %. Индекс физического объема промышленного производства увеличился на 15,3 %. Сравните: в среднем по области на 10,4 %. Среди отраслей лидируют цветная металлургия /ИФО – 120,5%/ и промышленность стройматериалов /ИФО – 121,0%/. Сохранили положительную динамику предприятия черной металлургии /102,7%/, машиностроения /105,0%/ и пищевой промышленности /107,9%/. Если так пойдет и дальше, то к концу года мы планируем довести рост физических объемов производства до 14,6 % по сравнению с 2003 годом.
Отмечу, что общий объем розничного товарооборота, включая общественное питание, достиг 5,4 млрд рублей. Это почти на 13% больше, чем в январе-сентябре того года. Реальный же объем товарооборота увеличился на 4,5 %.
Что касается инвестиций, то за девять месяцев они составили 1,3 млрд рублей. Как и раньше, основными инвесторами являются промышленные предприятия города. На их долю приходится 80,5% капвложений. По итогам года объем инвестиций составит порядка 2,2 млрд рублей. 137,2 млн рублей освоено администрацией на строительстве социальных объектов. В итоге мы планируем выйти на 24 тысячи кв м жилья, что в два раза больше, чем в предыдущем году. Таким образом, в среднем на горожанина придется где-то 20,2 кв м общеполезной площади.
Средняя зарплата по городу в этом году увеличилась примерно на 20,8% и достигла 7174 рублей. Реальный прирост где-то 9%, что соответствует среднеобластному показателю. Ну, что еще? Демографическая ситуация улучшилась. Если в январе-сентябре 2003 года родилось 1432 ребенка, то в этом году – на 101 малыша больше. Умерло 2364 человека, это на 4,4 % меньше, чем за девять месяцев 2003 года.
Вопрос: Существует ли долгосрочный план стратегического развития города?
Виктор Якимов: До сих пор муниципалитет развивался в соответствии с программой действий главы города, утверждаемой на четыре года, то есть на срок мэрских полномочий. Развитие социального партнерства с СУАЛ-холдингом открыло Каменск-Уральскому новые возможности. В 2003 году наряду с городом Шелехов Иркутской области и поселком Надвоицы в Карелии Каменск-Уральский стал участником пилотного проекта по социально-экономическому развитию территорий. В ноябре 2004 года команды экспертов из московского института экономики города, фонда “Новая Евразия”, Сибирского центра поддержки общественных инициатив, благотворительного фонда CAF и центра фискальной политики представили результаты первых исследований, проведенных в Каменск-Уральском. Выводы экспертов и результаты их дальнейшей работы лягут в основу комплексной социально-экономической программы и стратегического плана развития города. Как заметили москвичи, четко сформулированную стратегию развития имеют на сегодня только 7 из 13 городов-миллионников, остальные еще разрабатывают.
Каменск - далеко не миллионник, но горожане и муниципальная власть привыкли ставить перед собой цели, на первый взгляд, недостижимые. Однако, как говорится, глаза боятся, а руки делают. В числе первых шагов на этом пути – создание фонда местного сообщества и центра общественного развития, формирование системы цивилизованной благотворительности.
Вопрос: В рамках муниципальной реформы отношения с градообразующими предприятиями, в частности, СУАЛом и ТМК, как-то изменятся?
Виктор Якимов: Основа отношений городской власти с градообразующими предприятиями – социальное партнерство. Формальный договор подписан пока только с СУАЛ-холдингом. Аналогичное соглашение, по некоторым направлениям еще более широкое, готовится и с ТМК. Муниципальная реформа никоим образом не повлияет на развитие социального партнерства.
Вопрос: Если говорить про частный бизнес, то насколько он задействован в системе ЖКХ, например. Известно, что Каменск-Уральский – один из самых чистых городов в Свердловской области?
Виктор Якимов: Как и в других секторах городского хозяйства, в ЖКХ частный бизнес играет ведущую роль. Например, из семи подрядных организаций, работающих в жилищной сфере, пять – частные.
Вопрос: Что касается экологических программ?
Виктор Якимов: У нас существует долгосрочная экологическая программа. Она состоит из двух блоков. Первая часть включает в себя технические мероприятия промышленных предприятий по сокращению и обезвреживанию выбросов в водную и воздушную среду. Вторая - общегородские мероприятия, осуществляемые за счет экологических платежей предприятий. В этом году программа, утвержденная на четыре года, будет завершена. Одновременно Институт Промэкологии заканчивает разработку новой экологической программы, рассчитанной до 2009 года.
Еще одна действующая в Каменске экологическая программа называется “Чистая вода – городу”. Каменская вода сегодня, действительно, по качеству одна из лучших в области. Я имею в виду ту воду, что проходит через очистку. К сожалению, транспортировка по стальным трубам на расстояния более 60 км сказывается на качестве воды не лучшим образом. К тому же, две трети воды город получает из открытого источника, на состояние которого существенно влияет сезонность. В рамках областной программы в городе приводятся в порядок родники, МУП “ПТО ЖКХ” обслуживает колодцы.
Вопрос: Дорожный фонд полностью перешел в ведение федеральной власти. Изменятся ли размеры финансирования дорожного строительства и ремонта из бюджета города?
Виктор Якимов: Потеря территориального дорожного фонда, несомненно, повлияла на состояние транспортных магистралей и улично-дорожной сети. Прежде на дорожно-ремонтные работы Каменск-Уральский направлял из бюджета 5-7 млн рублей, а остальные объемы работ финансировались из других источников, в том числе за счет территориального дорожного фонда. Теперь все планы оказываются под вопросом. Вообще, вопрос о фонде принципиален для территорий. Налоговые отчисления транспортных организаций, всех перевозчиков, эксплуатирующих улично-дорожную сеть и наносящих вред местной экологии, теперь аккумулируются в центре. В результате вокруг Москвы и Питера появляются объездные магистрали одна за другой, а в провинции невозможно отремонтировать разбитые дороги.
Можно взглянуть на проблему еще шире: без участия дорожного фонда невозможно развивать транспортную схему города - строить мосты и путепроводы, прокладывать транспортные магистрали. Между тем, для нашего города, например, это очень больной вопрос. Территориально город разделен на два больших района, полноценное транспортное сообщение между которыми обеспечивает Байновский мост. Мост давно нуждается в серьезной реконструкции, его эксплуатация с каждым годом становится все более опасной. Муниципальной казне такой ремонт не под силу. Администрация города добивается решения проблемы на уровне областного и федерального правительства. Но ведь это не первая и не последняя кризисная ситуация. Необходима система, позволяющая стабильно улучшать улично-дорожную сеть.
Вопрос: Ваше мнение по поводу системы Единого Государственного экзамена. Насколько объективны его результаты? Как каменские выпускники справляются с этим экзаменом?
Виктор Якимов: Пока единый государственный экзамен в средних школах города Каменск-Уральского, как и в других общеобразовательных учреждениях Свердловской области, не проводился. Не планируется проведение ЕГЭ и в 2005 году. Но подготовка к его проведению в школах города ведётся. В 2002 году все школы Каменск-Уральского приняли участие в областном эксперименте по тестированию девятиклассников по русскому языку. В 2003 году по русскому языку и математике протестированы одиннадцатиклассники. В 2004 году Управление образования администрации города провело городские контрольные работы для десятиклассников по информатике, иностранному языку, истории и биологии. Аналогичные работы по физике, химии и географии будут проведены для десятиклассников в текущем учебном году.
Все эти мероприятия - подготовка учащихся, педагогов, образовательных учреждений к возможному введению ЕГЭ. Объективность полученных при этом результатов каких-либо серьёзных сомнений не вызывает.
В связи с тем, что пока выпускники школ нашего города не принимали участие в федеральном эксперименте по введению ЕГЭ, достаточно сложно говорить об объективности его результатов. Но интересно мнение представителей тех субъектов Российской Федерации, которые уже участвовали в эксперименте: чем дольше регион участвует в эксперименте, тем активнее там поддерживают ЕГЭ и родители, и выпускники, и преподаватели системы профессионального образования. По их мнению, необходимо завершать эксперимент и переходить к поэтапному внедрению единого экзамена. А в регионах, только что включившихся в эксперимент, к новшеству относятся пока настороженно.
Вопрос: Виктор Васильевич, Вы явились инициатором введения на территории города “сухого закона”. Суд с Вашим решением не согласился. Сейчас в Екатеринбурге и в других городах пытаются ввести ограничения на продажу спиртного…
Виктор Васильев: Любое решение суд принимает в соответствии с законодательством, какие тут могут быть комментарии? Другое дело, что существующие законы не позволяют муниципалитету выполнить в полной мере задачи, возложенные на местное самоуправление Конституцией. Местная власть обязана защищать жителей от преступников, пьяных хулиганов и бутлегеров, травящих людей “бодягой”. Но штрафы и санкции по отношению к нарушителям просто смехотворны и бездейственны.
Подписав постановление /не о “сухом законе”, а об ограничении торговли спиртным в ночное время - с 20.00 до 10.00 часов/, в большей степени я стремился привлечь внимание к ставшей всеобщей проблеме пьянства и деградации нации, к необходимости срочно принимать меры на государственном уровне. Общественность Каменск-Уральского, администрация города и городская дума сформулировали конструктивные предложения и поправки в Уголовный кодекс, в ряд федеральных законов, которые поддержали депутаты Палаты Представителей Законодательного Собрания области. Теперь слово за федеральными законодателями.
Каменск стал первым городом, объявившим пьянству массовое противодействие. Тот факт, что нас поддержали многие города России, а некоторые тоже начали внедрять ограничительные меры, говорит о всероссийской актуальности проблемы.
Каменск-Уральский - Екатеринбург