Виктор Маслаков: Мы в Екатеринбурге откроем "окно в Париж"
Работа над созданием в Екатеринбурге нового района "Академический" входит в новую фазу - воплощения. Позади большая часть "бумажной" работы, получение принципиального согласия властей, череда презентаций городского, областного и даже международного уровня, где принимающие стороны не только вежливо кивали головами в такт словам, но и делали замечания по существу. О том, сколько работы еще впереди, чем оказались полезны презентации и выставки, какой столичный опыт будет обязательно учтен в интервью Накануне.RU рассказал генеральный директор компании "Ренова-СтройГруп", являющейся основным инвестором и застройщиком проекта, Виктор Маслаков
Первую часть интервью Виктора Маслакова Вы можете прочитать здесь
Вопрос: Виктор Викторович, недавно прошла целая серия презентаций проекта района "Академический". Проект был представлен региональной и городской власти, с также презентован в Посольстве Франции в России. Каковы итоги? Удалось ли получить необходимый объем поддержки и понимания?
Виктор Маслаков: Эти презентации сыграли очень важную роль.
Их итоги позволяют говорить о том, что представители всех уровней власти поддержали проект, то есть, принято важное политическое решение о том, что проект будет осуществлен. Эти презентации, по сути, стали определенным этапом в работе. Дело в том, что с самого начала появления проекта он получил поддержку губернатора Свердловской области и главы Екатеринбурга и развивался при их активном участии и помощи. Поэтому, когда мы разработали концептуальную часть проекта, определяющую общий вид будущего района, его идеологию и содержание, то презентовали губернатору и мэру. |
Фото |
Вопрос: А зачем была нужна презентация во французском посольстве?
Виктор Маслаков: Что касается презентации в Посольстве Франции, то в ней приняли участие, руководство французской дипломатической миссии, акционеры компании, представители российских органов власти, а также разработчики проекта. Данная презентация проследовала две ключевых цели. Во-первых, в ней принял участие президент Группы компаний "Ренова" Виктор
Фото: Накануне.ru |
Помимо этого проект вызывает огромный интерес у официальных и деловых кругов Франции. Как вы знаете, именно французское архитектурное бюро является основным разработчиком градостроительной концепции будущего района, поэтому французы, совершенно справедливо чувствуют свою причастность к проекту. Тем более, что масштабы будущей застройки колоссальны для Европы, которая уже давно прошла свой строительный бум. Сегодня французские архитекторы не скрывают своего интереса к разработке "Академического", прямо заявляя, что в Европе нет заказов на проекты такого масштаба. В этой связи проект может быть рассмотрен под новым углом – как пример международного сотрудничества. Именно об этом шла речь на презентации в Посольстве Франции. И результатом этой встречи стало решение о презентации проекта в правительствах России и Франции. Сейчас эти мероприятия готовятся.
Вопрос: Как Вы уже сказали, в ходе этих презентаций были высказаны определенные замечания и предложения. Будут ли эти моменты учтены, не являются ли они критичными для идеологии проекта?
Сегодня у нас постоянно проходят рабочие группы с участием российских и французских архитекторов и инженеров. Они делают конкретные расчеты, готовят обоснование инженерных решений, доводят архитектурные и планировочные решения до соответствия российским строительным нормам. Это огромный пласт работы, по завершению которого, мы получим детальный проект нового района Екатеринбурга – места, в котором будет комфортно и удобно жить, и в который захочется переехать.
Виктор Маслаков: Вы верно сказали, что прозвучали
предложения конкретизировать отдельные детали проекта. Это нормально.
Именно этого мы и ожидали от этих мероприятий. Это еще одна их цель –
увязать свое видение с видением и требованием региональных и городских
властей, которые имеют четкое представление о стратегии развития
территории. Поэтому все эти предложения нами восприняты, и будут учтены.
Могу сказать, что они не носят критический характер, напротив, они
дополняют и конкретизируют проект. Сегодня речь идет о том, что общая
идеология района, его концептуальное видение, которое получило одобрение
властей, предусматривает интересные решения. Многие из них требуют
уточнения в инженерном и экономическом плане. Это следующий этап работы и
именно им мы сейчас занимаемся.
Вопрос: Если вернуться к разговору о международной архитектурно-строительной выставке MIPIM в Каннах, были ли там показаны проекты сходные с тем районом "Академический", что планируется строить в Екатеринбурге?
Виктор Маслаков: Аналогов нашему проекту не было. Будут ли такие аналоги в мире? Зная мировую экономику, можно сказать, что такие районы могут строиться на самом деле только в Юго-Восточной Азии и у нас. У Европы в таких проектах давно нет потребности, Африка по экономической ситуации не способна их "потянуть", Америка свой бум прошла. Такие проекты могли быть в Германии лет 10 назад, после объединения, но и это уже закончилось.
Вопрос: Изменила ли поездка во Францию подходы в реализации проекта района "Академический" - быть может, что-то особо "зацепило", возникли новые решения, либо наоборот подтвердилась правильность выбранных путей?
Виктор Маслаков: Мы полностью пересмотрели ситуацию по деловому центру. Учитывая, что это сложный объект, который влияет на городскую и областную ситуацию, здесь несколько субъектов принятия решений. Но у меня, как отвечающего за инвестиции перед акционерами, появилось четкое понимание, что мы его должны по-другому делать, чем задумывалось раньше. Изменился взгляд и на проблему обеспечения района
Фото: www.ruz.net |
Вопрос: А разве транспорт не может быть самоокупаемым проектом?
Виктор Маслаков: В Москве монорельс проложили, но его окупаемость более 20 лет. Опыта такого, кроме Москвы, в России по монорельсу нет, да и там он существует только год, поэтому говорить о том, удачным или плохим окажется этот опыт невозможно. Кроме того, после выставки во Франции мы уже с сомнениями в Москву приехали и начали там расспрашивать специалистов. Они говорят – первый месяц, когда запустили монорельс, люди активно ездили, из интереса, а сейчас прекратили. Оказалось, что многим людям просто физически страшно на нем передвигаться, плюс грохот стоит большой – у нас пока никак не могут техническую сторону этого дела закрыть. В Европе – да, в
Вопрос: А чем скоростной трамвай отличается от обычного – это тот же самый трамвай?
Виктор Маслаков: Нет, он, во-первых, другого поколения. Ходит по очень качественно уложенным рельсам, и его движение будет вестись по отдельным огороженным линиям, которые не пересекаются с другими транспортными потоками. Мы посчитали – движение на монорельсе будет занимать около 10 минут, а на трамвае – 15 минут, что не принципиально при нормальной организации движения. Но по экологии, а главное - стоимости это решение будет лучше, гораздо более конкурентоспособно.
Вопрос: Но у скоростного трамвая все его преимущество закончится, как только он доберется до существующих районов с его пробками?
Виктор Маслаков: Скоростной трамвай, как монорельс, тоже будет в отдельных случаях идти по специально построенным эстакадам, технически это возможно. Предварительно предполагается пустить линию по улице Московской, и в некоторых случаях действительно будут построены эстакады.
Вопрос: Почему "Ренова" пошла в этот проект, рассчитанный на десятилетия, ведь он достаточно рискованный, учитывая хотя бы сроки его реализации.
Виктор Маслаков: На самом деле степень риска просчитывается. Это, знаете, как в фильме про Красную шапочку – актер Трофимов, играя роль волка, говорил – я хочу съесть слона. Ему другой волк – Басов – отвечал: да ты хоть понимаешь, что такое слон? Тот подтверждал - да, понимаю, просто его никто не
Кто пробовал съесть слона? На самом деле это не такая страшная вещь. Когда ты мыслишь определенными масштабами и умеешь правильно их сопоставлять и анализировать, то риски, которые будут возникать, все видны. Мы их четко делим на четыре группы – риски политического, административного характера, экономические риски и риски, связанные с природными явлениями.
Природные риски они понятны и просчитываемы. Политические риски, при той поддержке, которая есть на федеральном, региональном и городском уровне, конечно, присутствуют еще в какой-то степени, но мы видим, что есть понимание ситуации и поэтому они не слишком велики. Административные риски более сложны. Потому что решение экономических вопросов очень тесно связано с пониманием инженерных решений, той же высотности зданий, а это все определяют конкретные государственные и муниципальные структуры. И здесь самое важное – найти компромисс между экономикой и пониманием людей, принимающих решения, как оно должно быть.
Когда мы делали проект, мы не сразу пришли к мысли о том, что мы строим не отдельную богатую деревню, а район города. И здесь должно быть не только определенное жилье, которое продается, но и определенные социальные нагрузки – то же жилье социального найма, потому что его же нельзя сделать только где-то в одном определенном месте Екатеринбурга – оно должно быть равномерно размыто, чтобы тем качеством услуг, которое появятся в этом районе, могли пользоваться и люди социально необеспеченные. Да, это не наша задача финансировать создание социального муниципального жилья, но создать услугу через инвесторов мы можем. |
Виктор Маслаков: Я за УГМК ответить не могу, но с ними разговаривал и понимаю, что это достаточно взвешенное решение – никто не собирается торговать себе в убыток. Никто не собирается закапывать деньги, чтобы они больше к вам не возвращались. Есть прогнозы и расчеты, сколько может "съесть" рынок продукта определенного качества.
Та программа, которую мы выносим, опирается на исследования, которые мы провели и на федеральном уровне с привлечением столичных агентств, и на региональном уровне. Маркетинговую концепцию у нас разрабатывало агентство "Миэль-недвижимость" – одна из ведущих компаний по продаже недвижимости в Москве, она контролирует 20% рынка всех
Вопрос: Одна из серьезных составляющих экономических рисков - энергетика. И по электроэнергетике и по теплу нередко встречается ситуация, что город не может подключить объекты - нет мощностей, все на пределе, подключаться не к чему вообще…
Виктор Маслаков: Нам в нашей ситуации и сложнее, и проще. На самом деле идет борьба двух концепций. Первая – подключиться к единым энергетическим сетям и тепловой энергосистеме, но при этом есть существенный риск – область
Вопрос: Какого уровня жилье будет строиться в районе и как будет выглядеть механизм поддержки приобретения этого жилья?
Виктор Маслаков: Жилье будет рассчитано на любой
кошелек – будет и элитное, и ординарное жилье эконом-класса. Основной
упор, конечно, будет на массового потребителя, я этот принцип еще называю
"окно в Париж". Помните, фильм такой был, где из простого дома открывается
окошко и можно шагнуть прямо в Париж. Здесь будет что-то подобное - за
цену стандартного екатеринбургского жилья можно будет получить совсем
другую услугу, совсем другое качество жизни, проживая в этом месте. 50% мы отводим на жилье эконом класса, порядка 30% на жилье
бизнес-класса, остальное – таун-хаусы, небольшие дома, еще более высокого
класса. Элитное жилье будет составлять не более 3%. Но для всех этих
разных потребителей с разным уровнем достатка мы сделаем единый уровень
качества проживания, чтобы жители района имели равный доступ к паркам,
которые есть, к спортивным сооружениям, к экологии, качеству воды, которое
там будет обеспечиваться и т.д. Вот основная идея нашей
работы.
Вопрос: А элитное и ординарное жилье будет перемешено или разведено в разные зоны?
Виктор Маслаков: Структурно предполагается сделать так – есть районы, пусковые очереди, внутри которых будут кварталы – резиденции. В них будет определенное количество жилья бизнес-класса и элитного класса.
Вопрос: Будут ли параллельно со строительством создаваться механизмы, помогающие приобретать это жилье?
Виктор Маслаков: Конечно. Отрабатывается несколько вариантов. Первый - это привычная уже ипотека. Второе направление – накопительная система приобретения жилья. В Европе, кстати, этот вопрос решается по-разному: ипотека хорошо развивается, скажем, в Испании и Италии, но практически не развита в Германии. В Германии напротив очень развита накопительная система. В основном будут использоваться два эти механизма, и, скорее всего, они будут варьироваться.
Вопрос: Насколько прибыльным, экономически привлекательным является этот проект для "Реновы", как крупнейшего инвестора?
Виктор Маслаков: Мы однозначно не заходим в те проекты, где доходность ниже, чем в банках. Если доходность ниже 18-20%