"Терра инкогнито" полезных ископаемых или Урал полярный глазами геолога
2 ноября в Уральском государственном горно-геологическом университете прошла международная научно-практическая конференция, посвященная современным технологиям поиска и разведки полезных ископаемых. Главный вопрос, вынесенный на повестку, - пути реализации масштабного проекта "Урал промышленный – Урал полярный". В эти же дни 85-летний юбилей отмечает старейшая кафедра УГГГУ - геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Именно она внесла (и сейчас активно работает над этим) огромный вклад в освоение Полярного Урала.
Что будут добывать на Полярном Урале, какие цели должны ставить перед собой разработчики "Урала промышленного – Урала полярного", как, когда и кто осваивал этот регион, где пройдет железная дорога в эксклюзивном интервью Накануне.RU рассказал заведующий кафедрой геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых УГГГУ, научный руководитель Северной экспедиции на Полярном Урале Владимир Душин.
Вопрос: Можно ли сейчас сказать, за какими полезными ископаемыми будущее Полярного Урала?
Владимир Душин: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть несколько факторов. Во-первых, геология – специфическая наука. Для геолога сказать, что территория не перспективна – это большая ответственность, для этого необходимо обладать гораздо большей информацией, чем, например, для того, чтобы заявить, что на территории (любой) что-то есть. Потому что отрицание – это всегда закрытие территории на очень большой срок. Вторая сторона вопроса – изученность территории. Нельзя забывать, что территория Среднего Урала и Северного Урала, допустим, Свердловская и Челябинская области, изучены в десятки раз интенсивней территории Полярного и Приполярного Урала. По разным оценкам на Полярном Урале один – два погонных метра бурения на км2, тогда как на Среднем Урале – это десятки и сотни метров. Активные исследования на Среднем Урале ведутся с петровских времен.
Полярный и Приполярный Урал – это "терра инкогнито" с точки зрения полезных ископаемых. |
Вопрос: Какие цели и задачи, на Ваш взгляд, сейчас стоят перед разработчиками проекта?
Владимир Душин: Сейчас в этом регионе необходима разведка, которая, естественно, требует больших капиталовложений. И "Урал промышленный – Урал полярный" – это транспортная структура, которая преследует несколько целей, одна из которых – создание сырьевого задела для отраслей, в том числе металлургических и энергетических, Среднего и Южного Урала – нашего промышленного "сердца". И железнодорожная ветка, параллельно которой пойдет и автомобильная дорога, преследует и эту цель. Другая цель – это безопасность страны, в том числе и энергетическая. К тому же это выход к океану, выход к газовой, газоконденсатной и нефтяной энергетике, месторождениям, расположенным на шельфе арктических морей. Плюс вовлечение уже сейчас имеющихся печерских углей, отрабатываемых еще с военных времен.
Что касается месторождений железных, хромовых и марганцевых руд, то, например, марганцевые месторождения уже начали разрабатываться, добычу там, если я не ошибаюсь, довели до 400-600 тыс. т. И сейчас потоки идут по ветке Лабытнанги – Котлас – Киров – Екатеринбург. Как говорят, семь верст киселя хлебать. Пока объемы не очень велики, но дальше они будут возрастать, и, естественно, строительство дороги будет оправдано.
Не надо также забывать, что к югу от месторождения Центрального есть масса рудопроявлений и проявлений минерализации тех же хромитовых руд, которые весьма выгодно отличаются от всех других проявлений в том плане, что его перспективы очень высоки и интересны. И они находятся в зоне влияния проектируемой ветки. На самом севере есть месторождения железных руд.
В 50-е годы эти запасы разведывались, и сейчас, благодаря новым технологиям, новым аэрогеофизическим и наземным геофизическим данным, можно получить новую информацию о полезных ископаемых и их объемах. |
Вопрос: Можно ли говорить о каких-то конкретных сроках начала добычи на Полярном Урале? Сколько времени проходит от начала разведки до начала промышленной добычи?
Владимир Душин: Технологии и механизмы выигрывания конкурса на ведение работ, получение лицензии, защита и прохождение экспертизы проекта "убивают" много времени. Поэтому быстрого, моментального результата здесь не получится. Это не мелкие золотые "рассыпушки", где можно за сезон работы получить прибыль. Здесь нужны серьезные региональные работы: обобщение, оценка и разведка.
Вообще, по срокам есть статистика. Например, такое ликвидное полезное ископаемое как алмазы. С момента находок до разработки проходит не менее десяти лет. В отношении железных руд это время увеличивается. Вот, к примеру, Качканар. Геологи знали о нем еще в 30-е годы, а разработку начали в конце 50-х.
Конечно, сейчас ситуация изменилась: мы обладаем другими технологиями, ресурсами. Но все равно это многие годы.
Вопрос: Уже более 30 лет Северная экспедиция работает на Полярном Урале. А когда вообще началось освоение этого региона.
Владимир Душин: Первые сведения появились еще в допетровские времена. Затем были экспедиции географического общества в начале и середине XIX века, волна исследований в 1905-1909 годах: экспедиции братьев Кузнецовых, Паласовские экспедиции. Это были первые географические и геологические экспедиции.
Вопрос: Строительство железной и автомобильной дорог – проект, требующий серьезного изучения почв. С какими сложностями предстоит столкнуться строителям при прокладке железнодорожного и асфальтового полотна?
Владимир Душин: По моей информации, есть пять или шесть вариантов прокладки железной дороги. Вообще история этой ветки не вчера началась. Еще в 60-е годы тоже была программа, которой активно занимался институт экономики, и наша академия подключалась, и академия наук в целом. Тоже были разговоры и споры: прокладывать дорогу по западному склону Урала или по восточному. Тогда "повезло" западному склону, а работы на востоке отложили.
Как я уже сказал, сейчас существует несколько вариантов прокладки дороги, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Первый вариант: прокладка ближе к горам, по предгорному плато. Там очень хорошее основание, но масса истоков рек, которые требуют наведения мостов. Но, опять же, на твердом основании мосты строить легко. Если проводить дорогу по средней части, то там грунт будет уже несколько иной. Но зато он будет ближе к рудным объектам. Есть еще вариант прокладки железной дороги вообще вдоль Оби, по низине западносибирской плиты. Но это, во-первых, очень далеко от объектов интереса, то есть месторождений. А во-вторых, сам грунт не очень хороший и долина реки Оби – весьма серьезный природный объект, который требует внимательного отношения.
Мне кажется, что самый оптимальный вариант – ближе к горам. Мы с институтом экономики, НПЦ "Мониторинг" (ХМАО) и департаментом природных ресурсов ХМАО работали над этим вопросом, и пришли именно к такому выводу. |
Вопрос: С какими проблемами приходится сталкиваться специалистам при освоении и разведке на Полярном Урале?
Владимир Душин:
Для справки: Старт осуществлению грандиозного проекта по созданию новой минерально-сырьевой базы уральской промышленности на Полярном и Приполярном Урале был дан на совещании по социально-экономическому развитию УрФО в мае 2005 г в Челябинске. На этом совещании Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что задача развития транспортной инфраструктуры страны является национальным приоритетом, ее эффективность напрямую влияет на темпы экономического роста. Поэтому развитие транспортной системы в Уральском округе должно отвечать долгосрочным интересам всей российской экономики.
Прогнозный потенциал по хромовым рудам оценивается здесь в 850 млн т. Подготовленная сырьевая база позволяет добывать порядка 1,5 млн т хромовых руд в год, что в перспективе позволит полностью обеспечить отечественным сырьем всю ферросплавную промышленность страны.
Исследования последних лет вывели Полярный Урал на ведущее место в стране и по прогнозному ресурсному потенциалу марганцевых руд. По некоторым оценкам, он превышает 1 млрд т. А годовая потребность промышленности России оценивается всего в 5 млн т.
Проведенные в ограниченном объеме поисковые, геологоразведочные работы на медь уже позволяют оценить прогнозный ресурсный потенциал Полярного и Приполярного Урала в 17 млн т меди при годовой потребности всей промышленности России в 1,4 млн т.
На Полярном Урале уже разведано Софроновское месторождение фосфоритов, руды которого являются богатейшими среди российских аналогов. Геологические предпосылки дают основание уверенно прогнозировать здесь еще 10, подобных Софроновскому, месторождений. Общие ресурсы региона превышают 500 млн т. И это в перспективе позволит в значительной степени ликвидировать дефицит данного вида сырья в России, потребности которой оцениваются сегодня примерно в 8,4 млн т.
Прогнозный железорудный потенциал Полярного и Приполярного Урала оценивается в 5,6 млрд т. На Полярном и Приполярном Урале подтверждены запасы хромитов, свинца, золота, редких металлов, пьезооптического кварцевого сырья в разы превышающие запасы разрабатываемых сегодня на Урале месторождений. Так, в пределах Полярного Урала прогнозные ресурсы бокситов оцениваются в 1,2 млрд т. Возможные поставки бокситов с Полярного Урала могут достичь 0,5 млн т.
На Приполярном и Полярном Урале возможна рентабельная разработка энергетических углей, их прогнозные ресурсы - 25,5 млрд т. Они являются более качественными, чем импортные - экибастузские.
С высокой степенью вероятности учеными даны прогнозные оценки масштабных ресурсов угля, бокситов, цинка, вольфрам-молибденовых руд, горно-технического сырья (бариты), минеральных удобрений (фосфориты), керамического и огнеупорного сырья, камнесамоцветов, строительных материалов, бентонитовых глин.
По данным Уральского отделения РАН, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала, составляет порядка $290 млрд. При реализации хотя бы части прогнозных ресурсов открываются возможности создания новой горнорудной базы России, способной обеспечить потребности российской промышленности на период до 2050 г и далее.