Иностранный интерес ограничат
Россия не собирается ограничивать возможности иностранного участия в российской экономике, равно как и не собирается открывать для всех желающих стратегически важные предприятия. Об этом заявил премьер-министр Михаил Фрадков, открывая в среду заседание правительства, на котором обсуждался проект закона о доступе иностранцев к стратегическим отраслям. Ограничения коснутся 40 видов деятельности, в частности, естественных монополий и разработки крупных месторождений. Специальное разрешение от российских властей потребуется иностранцам или подконтрольным им российским компаниям на покупку свыше 50% акций или получение более половины мест в совете директоров стратегического предприятия. Приобретение более 25% акций – обязательно для согласования, если на него претендует иностранное государство или зарубежная госкомпания. Отказывать инвесторам может только правительство, а в исключительных случаях - президент.
Проект будет обсуждаться и согласовываться еще месяц, затем должен поступить в Госдуму. Формальным же поводом для отправки документа на доработку оказались неучтенные замечания от межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Добавим также, что министр природных ресурсов Юрий Трутнев на этом заседании сообщил, что его ведомство готовит поправки в закон "О недрах", которые определят перечень стратегических месторождений, получать контроль над которыми иностранцам будет запрещено.
О том, какие участки недр (месторождения) могут войдут в этот список, чем объясняется необходимость ограничить доступ к ним иностранцев, и почему в проекте новой редакции закона "О недрах" нет четких правил для компаний, разрабатывающих российские недра, в беседе с Накануне.RU размышляет независимый эксперт, член рабочей группы по проекту новой редакции ФЗ "О недрах" Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам и природопользованию, председатель Совета директоров ООО "Сибирский инновационный научный центр" (г. Новосибирск) Владимир Горюнов.
Владимир Горюнов: В материалах к заседанию, опубликованных на сайте Правительства РФ, есть информация "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон РФ "О недрах"", где в том числе описан и механизм формирования этого перечня: "Правительство Российской Федерации принимает решение о включении участка недр в перечень участков недр федерального значения на основании представления федерального органа управления государственным фондом недр, согласованного с федеральными органами, осуществляющими выработку государственной политики в сфере экономического развития, топливно-энергетического комплекса, обороны и безопасности".
То есть, перечень участков недр федерального значения (стратегических месторождений) будет формировать Правительство РФ, а законом "О недрах" будут определены критерии и порядок отнесения участков недр к участкам недр федерального значения. При этом предполагается, что при изучении и освоении участков недр федерального значения в законодательном порядке будут введены ограничения для иностранных инвесторов.
Информация по объемам запасов таких участков недр (стратегических месторождений) уже была озвучена в СМИ: к таким участкам могут быть отнесены месторождения нефти с запасами более 70 млн т, газа - более 50 млрд кубометров, золота - более 50 т, меди - 50 тыс. т. Кроме того, к стратегическим будут отнесены месторождения полезных ископаемых, которые используются преимущественно для оборонных целей и государственной безопасности (урановые, литиевые и т.д).
Учитывая, что МПР России располагает информацией о таких месторождениях, сформировать перечень не представит большого труда. Более того, думаю, что в министерстве он уже сверстан, однако необходимости предавать его широкой огласке на настоящий момент нет.
Важно понимать, что на этом заседании Правительства РФ изменения в закон "О недрах" рассматривались в контексте обсуждения проекта федерального закона "О порядке осуществления в Российской Федерации иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации". Иными словами, в контексте формирования прозрачных правил игры во взаимоотношениях с иностранными инвесторами в стратегических сферах и видах деятельности. В свою очередь, сфера недропользования определена как стратегическая, и участие иностранцев в ней будет регулироваться этим новым специальным законом. То есть, закон установит общие для различных сфер правила игры, а затем они будут детализированы применительно к каждой из отраслей.
Вопрос: То есть, логика такова: закон "О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций... " ограничит доступ иностранцев к 40-ка различным отраслям экономики, признанным стратегическими, после чего посредством отраслевых законов, а мы говорим сейчас о законе "О недрах", будут прописаны критерии и порядок отнесения участков недр к стратегическим? Правительство РФ в свою очередь формирует перечень таких месторождений?
Владимир Горюнов: Да, при этом, по-видимому, составление перечня стратегических объектов по отраслям будет проводиться не только посредством внесения изменений в федеральные отраслевые законы, но и путем принятия постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ, которые потом будут развиваться ведомственными актами. Совершенно очевидно, например, что детализация будет идти и по линии ФСБ, потому что в вопросе доступа иностранцев к стратегическим отраслям и объектам мнение этого ведомства будет учитываться.
В целом же, закон "О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций... ", по-видимому, "сформирует" разветвленную систему правил для различных отраслей и ведомств. Смысл всей системы будет заключаться в том, чтобы дать иностранному инвестору понимание того, какие у него есть шансы на осуществление в нашей стране инвестиций и каковы будут условия этих вложений. Смысл закона именно в том и заключается, чтобы определить баланс интересов, который был бы наиболее выгоден для России. То есть, с одной стороны - не тормозить приток иностранных инвестиций в нашу экономику "бюрократическими препонами", снять коррупционные риски, а с другой - обеспечить жесткое соблюдение национальных интересов, которые будут определены на уровне законодательных актов.
Повторюсь, должен быть найден баланс интересов, ведь этот законопроект (вернее целый пакет документов) можно повернуть по-разному: сделать его "шлагбаумом" для иностранных инвестиций либо, напротив, эффективной системой "светофоров", которая канализирует приход иностранного капитала. Иностранный капитал, поняв, что здесь государство стопроцентно защищает его интересы, по всем этим канализированным дорогам "рванет" в растущую экономику России.
Возможен любой из этих сценариев, либо какая-то их комбинация. Что в итоге будет "на выходе" - зависит уже от искусства государственного управления.
Вопрос: Но ведь можно говорить и о том, что, по сути, закон "О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций... " ни что иное, как узаконивание нынешней ситуации, когда иностранцам в нашей стране не дают контролировать наиболее привлекательные нефтегазовые месторождения. Взять в пример недавние события вокруг "Сахалина-2", в результате которых контроль над проектом перешел из рук иностранных инвесторов к государственному "Газпрому", и уже появились на рынке разговоры о том, что лицензия на Ковыктинское месторождение перейдет от российско-британской компании ТНК-ВР к "Газпрому" не без помощи административного давления... Словом, предприняв ряд практических шагов, взяв совершенно определенный курс, государство теперь законодательно его закрепляет?
Владимир Горюнов: Давайте будем глубже анализировать явления, не ограничиваясь той трактовкой, которая дается в СМИ. Если посмотреть на историю вопроса по "Сахалину-2" объективно, то сразу возникает вопрос: а каковы критерии оценки ситуации?
Я считаю, главный критерий заключается в том, чтобы по всем такого рода проектам иностранный капитал, приходя в Россию, привносил новые технологии, финансовые ресурсы, ликвидируя дефицит капитала на внутреннем рынке, обеспечивал новые рабочие места и т.д. В общем виде - это те критерии, которые обусловлены интересами развития национальной экономики и интересами граждан нашей страны. Это очевидная вещь.
Затем вспомним историю проекта "Сахалин-2". Обратим внимание на то, что соглашение о разделе продукции по нему появилось в начале 90-х. По "Сахалину-1", напомню, соглашение о разделе продукции принималось, когда и закона такого еще не было. Соглашения эти появились, скажем, в "смутное время", когда наше государство было слабое, а отношения с иностранными инвесторами - "оптимистично-розовыми". Когда мы подписывали документы, не задумываясь над тем, что во многом они составлены не квалифицированно с точки зрения интересов России. Мы по этим правилам, откровенно говоря, остаемся "без штанов". Притом что в нашу страну пришли квалифицированные иностранные игроки, прописавшие в соглашениях, исходя из международного права, механизмы, в том числе судебной защиты и т.д.
Впрочем, уже тогда можно было предугадать, что Россия, проявляя себя таким вот образом в серьезных проектах, готовит почву для будущих конфликтов во взаимоотношениях с иностранными инвесторами. Что де-факто и произошло. Теперь возникает вопрос: что делать?
Что делать, если есть подписанные контракты, которые нам не выгодны, и желание исправить ситуацию? Каковы пути решения этой проблемы? Технологии ее решения зависят, прежде всего, от культуры как общества в целом, так и экспертов, бизнеса и власти.
Думаю, в случае с "Сахалином-2" было принято самое простое решение – через экологию заставить иностранные компании пересмотреть те невыгодные для нас правила, пересмотреть которые посредством стандартных юридических процедур заставить их было бы очень сложно.
Но вот вторым шагом стал законопроект "О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций... ". Очевидно, что эти процессы взаимосвязаны, потому что оба (с экономической точки зрения) направлены на поиск баланса интересов между иностранным инвестором и национальной экономикой. Будем надеяться, что в этом законе будут сформированы единые правила игры для иностранного капитала в стратегических отраслях экономики. Правительству РФ необходимо законодательно решить эту задачу с точки зрения национальных интересов. И что хотелось бы отметить, экспертам в этом вопросе необходимо постараться, чтобы по максимуму обеспечить высокое качество правил, которые будут выработаны.
Вопрос: Но экологические претензии, согласитесь, в итоге оказались во многом обоснованы?
Владимир Горюнов: Думаю, если бы мы посмотрели на те же экологические критерии по другим крупным проектам в сфере недропользования, то оказалось бы, что таких проектов у нас множество. Надо было наводить порядок в этой сфере даже не вчера, а что называется еще "на берегу", когда подписывались лицензионные соглашения. Я не говорю уже о законодательных актах в сфере охраны окружающей среды, которые до сих пор у нас во многом декларативны. То есть, если говорить о ситуации вокруг проекта "Сахалин-2" и упрекать только иностранцев в том, что они плохо работают, то получается какой-то выборочный подход.
Вопрос: Если говорить о доступе иностранцев к российским недрам в принципе, то вторым шагом должна стать разработка четких условий и обязательств, которые компания берет на себя при получении лицензии на разработку месторождения?
Владимир Горюнов: Ограничения участия иностранцев в российском бизнесе - это вопрос законопроекта "О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций... ". А формулировки того, о чем Вы спрашиваете, должны содержаться в законе "О недрах". Но, к сожалению, они там сформулированы во многом поверхностно.
Условия работы с недрами должны быть четко прописаны вне зависимости от того, какой состав акционеров у той или иной компании. Нам с вами, как гражданам своей страны, по большому счёту, не важно, кто является акционерами компаний - недропользователей (при условии, что стратегические интересы государства соблюдены).
Нас интересует - какой совокупный доход государство получает от разработки этого месторождения, ведь мы надеемся, что он в конечном итоге отразится на нашем уровне жизни. Нам важно, чтобы недра разрабатывались рационально, соблюдались наши конституционные права, одним из которых является право на чистую окружающую среду, создавались новые рабочие места и пр. Все это должно быть прямо включено в условия разработки месторождений, либо косвенно из них вытекать, подчеркну, вне зависимости от состава акционеров. А вопрос о доступе иностранцев - не предмет закона "О недрах".
Вопрос: И все же, в действующей редакции закона "О недрах" четких правил для компаний, разрабатывающих российские недра, нет, а в новой?
Владимир Горюнов: В проекте новой редакции закона "О недрах" сделана попытка обозначить такие правила, но, увы, качество ее исполнения не отвечает реалиям и возможностям времени. В чем-то, конечно, новая редакция закона - это шаг вперед по сравнению с действующей, однако это оценка общая, потому что есть позиции, которые даже хуже действующей редакции. Например, вопрос расширения гражданско-правовых отношений в сфере недропользования прописан в проекте новой редакции закона "О недрах" явно не сбалансировано. Предлагаемый законопроектом вариант расширения гражданско-правовых отношений в сфере недропользования не отвечает критерию эволюционности.
Преобладающая часть запасов полезных ископаемых на сегодняшний день уже распределены между компаниями, с которыми подписаны лицензионные соглашения, либо будут распределены до принятия новой редакции закона "О недрах". Фактически договорную (гражданско-правовую) форму взаимоотношений предполагается распространить только на оставшиеся после "большого дележа" участки недр.
Получается, что вместо того, чтобы, сглаживая недостатки административно-лицензионной системы, развивать тему лицензионных соглашений, законопроект декларирует гражданско-правовой договор, который распространяется лишь на оставшиеся, условно говоря, 10% участков недр, содержащих запасы полезных ископаемых. Причем и к предлагаемой модели договора есть претензии по отдельным его позициям. Но самое главное, как я отметил, мы сконцентрировались на малой части недр, а все остальное оставили "за бортом" новой редакции закона. Это неправильная позиция, она не отвечает национальным интересам, если мы декларируем, что наводим порядок в сфере недропользования.
Вопрос: Как сложилась судьба проекта новой редакции закона "О недрах", после того, как он поступил в Госдуму? И, возвращаясь к началу нашей беседы, известно ли, каким будет примерное количество стратегических месторождений?
Владимир Горюнов: Документ был отозван Правительством РФ для доработки, ее осуществляет МПР России. Главное, на мой взгляд, чтобы эксперты, работающие над ним, не ограничивались только собственными идеями, а создали максимально качественный продукт - модель закона - с точки зрения интересов всех участников процесса недропользования. А для того, чтобы баланс интересов был соблюден, законопроект должен пройти через экспертное и профессиональное сообщество. Вот, собственно, что необходимо сделать.
По информации РБК в настоящее время перечень стратегических месторождений из нераспределенного фонда недр включает 10 месторождений нефти с балансовым запасом более 70 млн т, 36 газовых месторождений, одно месторождение золота (Сухой Лог), 5 месторождений меди (самое крупное из которых Удаканское). В целом, с учетом всех критериев, думаю, к стратегическим будет отнесен не один десяток месторождений, по-видимому, более 60-ти.