Владимир Крупкин: От "зарплат в конвертах" надо уходить
"Зарплатам в конвертах" объявлена война. Накануне Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) и Федеральная налоговая служба (ФНС) подписали соглашение об информационном взаимодействии, цель которого - борьба со страховыми зарплатными схемами уклонения от налогов. Росстрахнадзор и ФНС полагают, что данное соглашение будет способствовать укреплению законности в сфере страхования и повышению уровня социальной защиты россиян. В рамках заключенного соглашения стороны договорились обмениваться информацией в целях выявления нарушений страхового законодательства и законодательства о налогах и сборах. Иными словами, Росстрахнадзор отныне будет "стучать" налоговикам о возможных страховых схемах ухода от налогов и на компании, прибегающие к этим схемам. Можно ли ликвидировать такое явление, как "зарплата в конвертах" и что теряет человек, получая заработанные деньги таким способом? Об этом и не только в эфире телекомпании "Ермак" рассказал помощник полномочного представителя Президента в УрФО Владимир Крупкин, остановившись и на таких важных вопросах, как итоги Совета при полномочном представителе Президента в УрФО, реформа образования, энергобезопасность округа, исполнение закона о монетизации льгот и контроль за выплатой зарплаты в бюджетной сфере.
Вопрос: Накануне прошло первое заседание Совета при полномочном представителе Президента в УрФО, на котором обсуждался вопрос энергобезопасности уральских регионов. Департамент, который вы возглавляете, проводил ряд проверок накануне заседания. Каковы итоги?
Владимир Крупкин: Хочу отметить, что вынесенные на заседания вопросы касаются не только всего Уральского федерального округа, но всего государства в целом. И не случайно Петр Латышев, определяя эти вопросы, дал поручения провести проверки по состоянию энергобезопасности и в регионах. Была собрана большая информация, в трех субъектах УрФО были проведены целевые проверки. Основная задача была, исходя из печального опыта в Москве, посмотреть, в каком состоянии энергосистема в регионах, обеспечивается ли безопасность особо опасных объектов, объектов ЖКХ, здравоохранения, то есть там, где отключения электроэнергии могут привести к трагедии. Хочу отметить, что за короткий промежуток времени, прошедший с момента аварии в Москве, субъектами была проведена большая работа по оценке ситуации совместно с РАО "ЕЭС России", энергопредставителями в регионах. Были приняты меры, чтобы скорректировать планы взаимодействия, реагирования на возможные чрезвычайные ситуации, на меры по ликвидации последствий. Между тем и проверка подтвердила, и были доклады на совете то, что имеются проблемы, связанные с безопасным обеспечением энергией на особо опасных объектах. Не у всех есть автономные источники энергии, где-то они находятся в технически плохом состоянии. Определены болевые точки: где-то требуется пересмотр перечня особы опасных производств. Например, больницы, имеющие реанимационные отделения, отнесены ко второму перечню, где не требуется автономного питания, а надо бы к первому. Второй аспект, который был проанализирован - в целом обеспеченность мощностями нашей промышленности. Ни для кого не секрет, что объемы производства растут, и удвоение ВВП невозможно без введения новых энергомощностей. Анализ ситуации показал, что к концу 2006 года складывается напряженная ситуация, а к 2010 году просто не будет хватать мощностей. Все эти вопрос были включены в решение, определены задачи субъектам, РАО "ЕЭС России", руководителям предприятий. Рассмотрение этого вопроса своевременно, оно должно способствовать переоценке ситуации, определению путей развития и это даст толчок устранению скрытых недостатков.
Вопрос: В связи с принятыми на совете решениями, появились ли у вас новые задачи?
Владимир Крупкин: Мы будем обеспечивать контроль теперь уже принятых решений. Кроме того, к 1 сентября аппарат полпреда должен представить в Администрацию Президента уже окончательный доклад о складывающейся ситуации и принимаемых мерах. В этот доклад будут включены и решения по результатам заседания совета.
Вопрос: Вопросы энергобезопасности напрямую соприкасаются с вопросами подготовки регионов к предстоящему отопительному сезону. Все ли регионы в УрФо готовы к зиме?
Владимир Крупкин: О полной готовности говорить пока рано. Хочу отметить, что подготовка к зиме постоянно на контроле у Президента РФ, и мы регулярно докладываем контрольному управлению. В Уральском Федеральном округе в этом году темпы подготовки к осенне-зимнему периоду выше, чем в прошлом. Есть проблемы в Курганской области, они связаны с финансированием гарантированного запаса топлива. Эти вопросы перед Правительством будут поставлены и урегулированы. Есть сложности с готовностью оборудования, паспортизации тепловых объектов, проверок сетей. Одна из проблем – снижение уровня оплаты услуг ЖКХ со стороны населения и отдельных федеральных структур
Вопрос: Это связано с неподъемными тарифами?
Владимир Крупкин: Конечно, рост тарифов сказался. Когда организации закладывали объемы финансирования, они исходили из одних тарифов, а потом тарифы увеличились, цифры изменились. Но эти вопросы регулируются и сейчас решаются.
Вопрос: На заседании совета при полпреде рассматривался и вопрос общественной безопасности. Что показывают ваши проверки, какие проблемы существуют в этой сфере?
Владимир Крупкин: Вообще вопросы борьбы с преступностью находятся в поле зрения Президента России лично. Он неоднократно говорил о необходимости снижения уровня преступности. И в прошлом году в сентябре контрольное управление проводило анализ состояния борьбы с оргпреступностью, сейчас идет работа по декриминализации ТЭКа. Вопросы общественной безопасности затрагивают интересы каждого. В связи с этим полпред, обострив эту проблему, потребовал и от контрольного департамента и от департамента, который контролирует правоохранительную деятельность, разобраться в причинах роста преступности. В отдельных субъектах по линии общественной безопасности рост уровня преступности достигает 60% - это, конечно, очень много. В связи с этим не обеспечиваются права граждан на безопасность. Министр внутренних дел в интервью "Российской газете" положительно оценил инициативу полпреда по выработке нового комплекса профилактики преступлений. Сейчас забыто основное положение 72-ой статьи Конституции о том, что обеспечение общественной безопасности лежит и на субъектах федерации, и муниципальные образования отвечают за это. В ходе проверок мы обращали внимание на то, как налажено взаимодействие, как эффективно используются формы профилактики. Столкнулись с тем, что службы участковых перегружены задачами, присутствует неукомплектованность, на участках не везде есть кабинеты, где участковый мог бы принимать людей. Рассмотрение этих вопросов с участием руководителей регионов, с участием заместителя Министра внутренних дел позволило еще раз определить, на какой стадии мы находимся, какие меры необходимо принять. И министр, и его аппарат в регионах активно изучают эту проблему. Я не хочу сказать, что открыты какие-то новшества. И на совете об этом говорили: нужно вспомнить хорошо забытое старое, когда всем миром шли на борьбу с преступностью, когда работали народные дружины (сейчас под это нужно новое законодательство), есть возможность привлечь частные охранные структуры.
Вопрос: Сейчас решение этих задач выходит на передний план?
Владимир Крупкин: Да, причем эти задачи надо решать совместно. Причем от органов правопорядка необходима информирование региональных властей, постановка проблем.
Вопрос: По-прежнему много споров возникает вокруг реформы образования, в частности целесообразность проведения ЕГЭ. Вы проводили проверки в этой сфере, каковы результаты?
Владимир Крупкин: В феврале мы говорили о том, что контрольное управление Администрации Президента взяло на проверку в целом по стране исполнение законов об образовании и в частности концепцию изменения образования. Проверка завершена, в том числе и в нашем регионе практически во всех субъектах изучена доступность образования, состояние среднего, профессионального, высшего образования и т.д. Действительно, на сегодняшний день есть проблемы с доступностью образования на всех уровнях. Государство гарантирует всем гражданам на уровне дошкольного образования то, что ребенок будет подготовлен по определенному стандарту, который обеспечит его переход к общеобразовательному циклу, на уровне общеобразовательного - к высшему. На сегодняшний день мы можем говорить, что это не в полной мере реализуется.
Вопрос: Почему, что мешает?
Владимир Крупкин: Причин много. Если говорить о дошкольном образовании – это нехватка учреждений, недостаточное финансирование. Можно спорить о форме подготовки: кто-то говорит об игровых формах, кто-то о том, что это должно быть на уровне уроков, но дошкольная подготовка должна быть. Мы сейчас живем в другом государстве, и реформа образования необходима, сейчас другое информационное поле, мы перешли на рыночные отношения. Сейчас людей волнуют вопросы, связанные с объемом общеобразовательных программ, с передачей образования на муниципальный уровень, в каком плане? Опять же не будет хвать денег. Как показали наши проверки, более 30% школ находятся в плохом техническом состоянии, не хватает учебников, литературы. Сегодня людей волнуют вопросы сельских школ. Наши проверки в округе показывают, что в разных субъектах проблемы решаются по-разному. Где-то сельские школы укрупняются и через программу "Школьный автобус" подвозятся дети, и обеспечивается доступность образования. Где-то, на Ямале, в Югре даже в небольших поселках сохраняются школы, хотя там население небольшое. Эти школы становятся центром жизни поселка. Подходы разные. Я хотел бы успокоить граждан: никто не говорит о том, что реформа образования должна пройти быстро, и все должно перейти на западный образец. Президент неоднократно говорит о том, что в России накоплен богатый опыт, наша образовательная система одна из сильнейших мире. Задача - сохранить лучшее и внести новые рыночные отношения, чтобы обеспечить доступность образования.
Вопрос: Единый государственный экзамен как раз должен по идее обеспечить доступность, в частности, высшего образования. Везде ли эта задача выполняется?
Владимир Крупкин: На сегодняшний день в России, 1 млн 400 студентов поступило в вузы. Это больше, чем выпускников школ. Из них 510 тысяч - это бюджетные места. Возникает другая проблема. Да, высшее образование становится доступным, об этом говорят цифры, а вот использование бюджетных мест требует корректировки. Государство, обучая в первую очередь по специальностям, которые нужны государству - медицина, образование, госслужба, не получает то число выпускников, которое бы удовлетворило потребности в этих специалистах. Если мы проанализируем, сколько за счет бюджета обучилось преподавателей и сколько пришло в итоге в школы – это всего 10-15%. Нужно вносить коррективы. У нас не хватает преподавателей. Теперь, что касается ЕГЭ. Не во всех субъектах эта форма воспринята в полном объеме. Но я вам приведу несколько цифр, решайте сами. В Тюменской области в прошлом году, данных по этому году пока нет, из числа поступивших в вузы по линии ЕГЭ значительный процент - это учащиеся сельских школ. Это доказательство доступности образования. ЕГЭ как единую форму навязывать никто не будет. Это определенный критерий знаний учащегося, который наряду с другими фактами дает оценку уровня подготовки в школах.
Вопрос: Еще один вопрос, который тоже касается образовательного процесса, в частности задолженности по зарплате в социальной сфере. Я знаю, что полпред Президента РФ в УрФо Петр Латышев держит эту ситуацию на контроле. Какова ситуация в этой сфере?
Владимир Крупкин: Контроль идет ежемесячный. И хочу сказать, что идет существенное снижение задолженности. В бюджетной сфере ее практически нет. Государство полностью выделяет средства на бюджетную сферу, и субъекты тоже выделяют в полной мере. Задолженность имеется на предприятиях оборонного комплекса, на предприятиях в состоянии банкротства. Там вопросы решаются сложнее, так как на таких предприятиях задолженность складывалась годами. Вот некоторые цифры: если в 1999 году было 3,5 млрд долгов перед работниками, в 2004 году - 2,3 млрд, то сейчас у нас снижение до 600 млн рублей. То есть за полтора года темп снижения большой. Сейчас мы переходим к точечной работе с предприятиями.
Вопрос: Реально ли бороться с "зарплатами в конвертах"?
Владимир Крупкин: Этот вопрос часто поднимается. Бороться с этим реально. Каждый гражданин должен понять, что за этим конвертом стоит. Это не только нарушение законодательства работодателем, который уходит от уплаты налога, но и работника, который с этим соглашается. Получая сегодня в конверте определенную сумму, он теряет по нескольким направлениям. Первое - пенсия состоит из трех составляющих - базовой, страховой и накопительной. Первая часть гарантируется государством, остальные две зависят от уровня официальной зарплаты. Человек в перспективе потеряет в пенсии. Второе направление – это социальные услуги, которые предоставляет муниципалитет. Снижается подоходный налог, который поступает в бюджеты муниципальных образований, и человек, если говорить о социальных бесплатных услугах, о нормальных дорогах, медицине, тоже не дополучает. Каждый это должен понимать. А как бороться с этим? Есть контролирующие структуры, есть профсоюзы, но в конечном итоге от "зарплат в конвертах" надо уходить.
Вопрос: Монетизация льгот. Накал страстей вокруг социальной реформы несколько спал, хотя в Уральском федеральном округе, он изначально не было высоким. Сейчас на передний план выходит бесперебойное обеспечение льготников бесплатными лекарствами. Все ли в порядке здесь?
Владимир Крупкин :
Мы провели несколько проверок, в частности, и по лекарствам. Вообще, закон о монетизации льгот с теми корректировками, которые вносятся, даст положительный эффект. Даже по лекарствам. По Свердловской области за 7 месяцев было выписано рецептов
Вопрос: Оцените процессы разграничения полномочий и их передачи в регионы. Как этот процесс идет в Уральском федеральном округе?
Владимир Крупкин: Оценить процесс пока очень сложно. Президент в Калининграде сказал, что существенный перечень полномочий будет передан в регионы. Называются разные цифры от 114 до 150. На сегодняшний день мы имеем один указ, где Президент дает субъекту право взаимодействовать с отдельными силовыми структурами, подчиненных Правительству РФ. Второе, этот указ дает право субъектам согласовывать назначение руководителей этих структур. Подчеркну – согласовывать, а не назначать. И есть поручение Президента от 22 июля, что до 15 августа субъекты должно дать предложения по финансовому обеспечению этих полномочий. Весь процесс будет происходить до 1 ноября. То, что само решение о передаче существенного количества полномочий принято, говорить о силе политической власти и о том, что субъекты в состоянии исполнять полномочия для соблюдения прав граждан.