Социальная карта Югры кривдам монетизации не подвержена
Уральский федеральный округ в посленовогодние дни, когда тысячи бывших льготников вышли на стихийные митинги с требованиями вернуть натуральные льготы, был спокоен. Свердловская и Челябинская области своим региональным подопечным /это труженики тыла, ветераны труда и репрессированные/ сохранили льготы в натуральном виде. Тюменская и Курганская области перешли на смешанную систему - то есть часть льгот заменили денежными компенсациями, а часть оставили в натуральном виде, а Ямало-Ненецкий и Ханты-мансийский автономный округ сохранили прежнюю систему. Так, правительство Югры выступило с заявлением, что гарантирует северянам натуральные льготы в неизменном виде. Причем, не только региональным, но и федеральным категориям, которым компенсации Москва уже перечисляет.
Так вот, в Югре ветераны, инвалиды и участники ВОВ, ветераны боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, граждане, пострадавшие от радиации, инвалиды по общему заболеванию, доноры и прочие федеральные подопечные продолжат пользоваться, как и прежде, в "натуральном выражении" льготным лекарственным обеспечением и зубопротезированием, бесплатным проездом в городском транспорте, 50-процентной скидкой оплаты абонентской платы за радио и за телефон и пр.
Как пояснила директор окружного Департамента труда и социальной защиты населения Татьяна Успенская, в течение 2005 года в округе будет сформирована необходимая законодательная база и определен механизм предоставления денежного эквивалента льгот с тем, чтобы "обеспечить уровень максимальной социальной защищенности всех категорий граждан". Кроме того, в ноябре на заседании думы будут рассмотрены поправки в окружной закон "Об адресной помощи…", которые подразумевают введение дополнительных мер социальной защиты для югорчан.
Одновременно в округе идет подготовка к реализации уникального по своей сути проекта "Социально-платежная карта Югры". Этот проект с монетизацией льгот, проводимой федеральным правительством, напрямую не связан. Идея его в том, чтобы наделить каждого льготника /в том числе федеральных категорий/ и всех тех, кто получает адресную социальную поддержку, своего рода банковской пластиковой картой. В ней будет храниться вся информация о том, на какие льготы и меры социальной поддержки имеет право ее обладатель.
По сути, карточка станет "идентификационным документом" для льготного проезда на общественном транспорте и пригородных поездах, обслуживания в поликлиниках и аптеках, торговой сети. При этом она будет служить и полноценным платежным средством. На нее будут перечисляться денежные компенсации и социальные выплаты. Снять их в любое удобное время или рассчитаться, например, за коммунальные услуги и телефонную связь можно будет прямо в банкоматах. В аптеках - приобрести лекарства, а в транспорте рассчитаться за проезд. На остатки денежных средств, предполагается, будет начисляться процент /пенсионерам – 9% годовых/.
Право реализации этого проекта получил "Ханты-Мансийский банк", победив в тендере, организованном правительством Югры. Подобные проекты, признаться, уже реализуются в Московской области, Москве, Новосибирске и Челябинске. Однако правительственный проект Югры, стартовавший по инициативе губернатора Александра Филипенко, уникален не только своим масштабом.
"Почему, собственно, подобные проекты повсеместно распространены в России? Потому, я думаю, что появилось осознание того, что хозяйствовать нужно достаточно рачительно. Пришло время, когда нужно считать каждый рубль и эффективно им управлять, - говорит в интервью "Накануне.RU" советник губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Шубин, - А как это сделать? Необходимо реализовать три основные функции: учет, контроль и исполнение платежей. Все эти функции реализуют системы социально-платежных карт. Подобные системы дают возможность вести учет и контроль по фактическому использованию льгот, сколько люди затратили на лекарства, проехали на транспорте, оплатили за коммунальные услуги и так далее... С точки зрения бюджета, мы, наладив контроль и учет, получим возможность планировать бюджетные процессы и оптимально использовать имеющиеся ресурсы".
В Ханты-Мансийском округе проживает около 200 тысяч льготников. И региональные, и федеральные подопечные, а также льготники по линии системы образования, силовых ведомств, ЖКХ и др., все те, кто имеет право на меры соцподдержки, войдут в единый социальный реестр. А вот получать или не получать социально-платежную карту – станет добровольным выбором.
"С точки зрения удобства для жителей округа, замена бумажного документооборота на электронные технологии, возможность пользоваться системой скидок в магазинах и льготным кредитованием, безусловно, выгодна, - рассказывает Сергей Шубин, - Например, сегодня, чтобы оформить ту или иную льготу, нужно посетить множество кабинетов и принести кучу справок. А мы хотели бы видеть в каждом муниципальном образовании именно некое "единое окно", то место, куда можно прийти и оформить льготы.
Технологически пользование картой достаточно простой процесс. Представим, вы имеете право на 50-процентную скидку на лекарства, с карточкой приходите в аптеку. Оператор проводит ее через специальный прибор, считывающий информацию, и 50% стоимости лекарств у вас списывается со счета, а вторые 50% выставляется на оплату государству.
Во-вторых, обладатель карточки будет знать, какими льготами обладает, в том числе и льготы своих детей. Например, с рождением ребенка семьи получают право на разного рода социальные пособия. Опять же можно прийти в "единое окно" со свидетельством рождения ребенка, и в едином социальном регистре напротив вашей фамилии или кода, и на вашей карточке будет заведены новые льготы и платежи уже пойдут на вашу карточку. На ребенка, соответственно, будет оформлена аналогичная социальная карта без платежного приложения (карту заменят на полнофункциональную, когда ребенок достигнет совершеннолетия и получит паспорт). Итак, затем мама приходит с этой детской карточкой в аптеку и получает бесплатные лекарства на ребенка и т.д.".
Внедрение, в качестве эксперимента, социальных карт в отдельных муниципальных образованиях Югры планируется в конце этого или с начала следующего года, когда в регионе стартует монетизация льгот.
"Я хочу, чтобы вы поняли одну вещь, - говорит советник губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Шубин, - Сложность проекта в том, что он решает целый комплекс вопросов. Прежде всего, политических, экономических и правовых. Далее уже возникают вопросы о социальной модели – каким образом реализовать ту или иную выбранную модель? Затем - как технологически обеспечить эту социальную модель, чтобы она функционировала. И, наконец, нормативно-правовое обеспечение выбранной системы взаимоотношений.
Словом, целый комплекс вопросов, который необходимо решать не поодиночке, а все вместе. Я подчеркну, что обрисовал лишь один из возможных вариантов концепции будущей социальной карты. В каком виде она будет принята, зависит от разработчиков системы и принятой Концепции. Надеемся, что в средине 2005 года мы сможем ответить на все вопросы, связанные с функционированием социально-платежной карты".
Власть - это забота о людях
Посленовогодние события в стране, когда о монетизации не говорил, пожалуй, только ленивый, оказались способны вызвать корректировку правительственного курса. Правда, увы, незначительную. Тысячи бывших льготников в Санкт-Петербурге, Хабаровске, Ангарске, Новосибирске, Самаре, Перми и Казани перекрывали центральные городские магистрали, требуя вернуть утерянные льготы. В Татарстане ветераны Великой Отечественной просили "дать им дожить с этими льготами". "Заберите деньги и верните бесплатный проезд!", - скандировали они. Бесплатный проезд, как оказалось, ветераны считают наградой за Победу. И пусть не многочисленные, в разных уголках страны, митингующие докричались до правительства и президента. И глава государства озвучил "самое простое, самое понятное решение": проездные билеты, стоимостью, не превышающей сумму льготных выплат, и досрочное повышение пенсий - с 1 марта, как минимум, на 200 рублей. Президент дал понять, что считает реформу решением принципиально правильным. А "загвоздка" оказывается в том, как реформа реализуется на практике: "и правительство, и руководители регионов все-таки до конца не выполнили ту задачу, о которой мы говорили, а именно – мы говорили о том, чтобы, принимая решения подобного рода, мы не ухудшили положение тех людей, которые все-таки нуждаются в помощи со стороны государства"...
Как ни крути, а монетизацией, муниципальной и административной реформами, выстраиванием "вертикали власти", народ в нашей стране особо не интересовался. Это его волновало меньше всего, видимо, по известной поговорке "пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Гром грянул. На митинги выходить надо было раньше. Раньше понять, что российское государство отчего-то год от года становится все более социально неответственным.
В этом смысле есть чему позавидовать жителям земли югорской. Нет, не потому, что в ее кладовых сосредоточение общенациональных богатств. А потому, что здесь уровень заботы региональных властей о людях несопоставим с доходами федеральной казны, черпаемыми из северных недр. Финансовую поддержку находят и детские учреждения, и пожилое поколение, молодые семьи, национальные общины, культура, спорт, строительство... Все то, что вряд ли принесет скорые дивиденды и не вписывается в рамки ни одного федерального закона.
Доплаты к пенсии в автономном округе получают не только за особые заслуги, но и неработающие пенсионеры, проживающие и оформившие пенсию здесь, и работавшие в бюджетной сфере округа. Надбавка за достижения и заслуги - от 1160 до 3000 рублей; инвалидам с детства I и II групп - 800 рублей; пенсионерам, проработавшим в округе менее пяти 5 лет - 500 рублей /5-15 лет - 600 руб, от 15 до 25 лет - 700 руб, от 25 лет и более - 800 руб/. Доплаты по случаю потери кормильца и социальная пенсия - 400 рублей. Средний размер пенсии в округе в 2004 году вырос на 26% и с учетом доплат составил 3485 рублей, что на четверть /!/ превышает прожиточный минимум российского пенсионера.
Жилье за счет средств окружного бюджета получают участники, инвалиды ВОВ, вдовы умерших /погибших/ участников ВОВ, ветеранов боевых действий Афганистана. Инвалидам, участникам ВОВ, труженикам тыла, блокадникам Ленинграда предоставлены дополнительные льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, абонентной плате за телефон, услуг за пользование радио и коллективной антенной.
В поддержку материнства, отцовства и детства к ежемесячному пособию на ребенка /в целом по России его размер 80 рублей/ выделяется доплата за счет бюджетных средств - 200 рублей. За прошедший год в Югре родились 21,2 тысяча малышей. Для сравнения, в 2003 году - 20,2 тысяч. Уровень смертности составил 7 случаев на 1000 жителей. Всего в округе проживает около 1,5 миллиона человек. А на развитие соцсферы из бюджета Югры /в прошлом году он составил около 97,5 млрд рублей/ ежегодно направляется около 40%.
Вообще политика югорских властей имеет завидную для многих российских регионов, и федеральных чиновников в том числе, ярко выраженную социальную ориентацию.