Полпредские советы как приводные ремни верховной власти
Великий Пушкин, который, будучи гением, одинаково досконально разбирался и в красоте женских ножек и в хитросплетениях и философии высшей российской власти, когда-то написал: "...власть верховная не терпит слабых рук".
А мы-то цивилизованные по самое не хочу последними двумя десятилетиями политобразования а-ля USA считали, что власть, по крайней мере, идеал власти - это такая добрая тетушка Полли, позволяющая шалить своему Тому Сойеру, при этом желательно содержащая его за свой счет (как было от прошлого века). Много чего еще мы напредставляли себе на счет власти с подачи заокеанских дядей, проучившихся во всяких ихних университетах наших складно-говоривших лет пяток назад трибунов, по совместительству являвшихся представителями российской власти.
Жизнь, как обычно, оказалась и циничней, и страшней. И где-то умней. Она с непреложностью математической аксиомы доказывает, что демократия, как и любое (пусть и относительное, как все в этом мире) добро, должна быть с кулаками. Иначе ее ласково и нежно, с цветами и апельсинами или охлократично и нахально, разбивая все, что попадется под руку, выкидывают из ее властного кресла. Совершенно не обращая внимания на такие тонкости, как легитимность, законная избранность и прочие атрибуты, о защите коих кричат с подачи заокеанских учителей разномастные борцы с властью, пока они не становятся сами властью. Не пониманием ли этой жесткой истины продиктовано случившееся накануне заявление зама главы президентской администрации Владислава Суркова о том, что парламентская республика для России равносильна угрозе распада:"Я против парламентской республики, это приведет к распаду страны ", - заявил господин Сурков журналистам в Госдуме после встречи с одной из депутатских групп от фракции "Единая Россия".
В России нынче вопрос о власти актуален. Особенно в контексте всевозможных кулуарных и общественных обсуждений - сильна ли она сейчас или ее можно пощупать на прочность, избрав, обезьянничая, какую-нибудь березовую символику, например?
Именно в этом плане крайне любопытен опубликованный накануне Указ главы государства о создании советов при его полномочных представителях. На фоне киргизских разборок, какой парламент парламентарнее и нужен ли их стране Акаев, новость об этом как-то оказалась не слишком замеченной российским политологическим сообществом. А зря.
Но обратимся к самому документу. Согласно Указа, советы при полпредах создаются "в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ ".
В члены совета будут входить, если изучить положение о советах, губернаторы субъектов, входящих в федеральный округ, окружные заместители Генпрокурора и представители Минрегионразвития РФ. Другим лицам входить в совет не возбраняется, но выбор этих лиц остается за полпредами, у которых есть 2 месяца, дабы представить свои предложения на утверждение главе президентской администрации.
Заседать этому квазируководящему органу надлежит не менее раза в квартал, при этом внеочередные заседания не возбраняются, буде того потребует обстановка.
Это, что касается официальных сведений. Теперь попробуем осмыслить. Итак - зачем? На наш взгляд, все предельно просто. Понимание того, что внутренняя политика является определяющим фактором для действующей власти в ее внешних контактах становится наконец-то не просто декларацией, наподобие заклинаний о конституционных правах и интересах граждан, а руководством к действию. Доказывать этот постулат нет никакой необходимости, но приводить в действие его все равно крайне сложно. Причин тому несколько. Это и до сих пор имеющие влияние на российскую действительность остатки-пережитки "берите суверинитета, сколько хотите", и усталость населения от рыночно-базарных прелестей непрестанно реформирующейся экономики, и взбаламутившая, и только теперь несколько подрастерявшая остроту антимонетизационная активность регионов, и предстоящие сложности преобразований в ЖКХ, образовании, здравоохранении, партстроительстве.
Одним словом, укрепление приводных ремней российской государственной машины - насущная необходимость. В этом смысле совершенно логична цепочка - назначаемость тире выборность губернаторов, укрупнение регионов, где это экономически целесообразно, создание советов при полпредах.
Заметим, что одной из задач советов будет решение кадровых вопросов. Если вспомнить, что именно полпреды по ныне действующему законодательству представляют кандидатуры для дальнейшего их внесения президентом на утверждение в региональное заксобрание, то налицо все большее закрепление за полномочными представителями вопроса вопросов - о кадрах, которые, как известно, все и решают.
Любопытно отметить, что для губернаторов УрФО, судя по логике их действий последнего времени, известие о советах при полпреде неожиданностью не явилось. Ибо контакты Петра Латышева с главами субъектов УрФО за последние три месяца стали гораздо более частыми, нежели ранее. И, как правило, по инициативе самих губернаторов. В этом ряду особняком, никак не желающим признавать очевидного, стоит лишь свердловский губернатор Эдуард Россель. Другие главы ветры централизованных перемен уловили заранее и прекрасно поняли, что иметь конструктивный диалог с уральским полпредом сегодня не просто важно, но и выгодно, и продуктивно.
Что касается самих полпредов, то появление в их ведении нового инструмента - совета губернаторов, плюс федеральных чиновников такого ранга как зам Генпрокурора и представитель Минрегионразвития, плюс, вполне вероятно, глав региональных парламентов - не только наделяет их много большими правами, но и большей отвественностью. Теперь просто докладывать в центр о "неправильном" поведении того или иного главы субъекта РФ не придется. Вполне логично предположить, что отныне полпреды будут и вправе, и обязаны в рамках того же совета, а, буде потребуется, и через его решения, и доклад об этих решениях президенту прямо влиять на ситуацию в регионах. Что несколько меняет картину существовавших до сих пор отношений как внутри федеральных округов, так и в стране в целом. Собственно, получается, губернаторы и полпред теперь обречены на сотрудничество. То самое конструктивное, которое обозначено в Указе.
Стоит заметить, что Советы, о которых мы говорим, в корне отличаются от всех до того существовавших советов при полпреде. Тем фактом, что в него входят персоны, облеченные не просто знаниями, опытом, практическими навыками и определенной сферой ответственности, но прежде всего это представители гослвасти и федеральной власти, расположенной на местах. То есть решения этого совета принимают, а значит и исполнять будут люди, наделенные реальными рычагами власти.
Таким образом, кроме вертикали президент - полпред и президент - губернаторы, укрепляется и существовавшая, но не всегда эффективно работавшая линия президент - полпред - губернаторы. Будем надеяться, что те самые приводные ремни механизма российской власти обретают прочность и реальные черты.
Есть и еще один аспект, который стоит отметить особо. Позвольте цитату из Положения о Совете при полпреде, касающуюся задач учреждаемого органа.
"Основными задачами совета являются:
- обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
- содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- обсуждение проектов федеральных законов о федеральном бюджете в части, касающейся соответствующего региона (федерального округа);
- обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета в части, касающейся соответствующего региона (федерального округа);
- рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих важное значение на федеральном и региональном уровне;
- обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение"
.Обратите внимание, речь идет о вопросах бюджета. Раньше многие скептики по отношению к институту полпредства выдвигали весьма серьезный тезис - полпреды лишены рычагов влияния на формирование и течение бюджетных процессов, а значит реальной силы по отношению к региональным процессам в полном объеме не имеют. Как минимум, исходя из текста Указа и Положения о советах при полпредах, фактор серьезного влияния президентских полпредов на бюджетные процессы и в регионах и на федеральном уровне теперь обозначен. Кроме того, в рамках совета, как опять же следует из текста документа, становится реальным обсуждение и решение многих противоречий, возникающих между федеральным и региональным уровнем власти еще до выхода спора в кремлевские кабинеты.
И еще один интереснейший момент. Советы станут площадкой обсуждения проектов важнейших для страны Указов и законов еще до их принятия. До сих пор в обществе говорилось лишь о том, что своеобразной общественной экспертизой законов будет заниматься Общественная палата. Получается, что параллельно с этим форумом уважаемых людей России, аналогичными вопросами займется и исполнительная власть. Причем, региональные главы и,конечно, полпреды получают реальную возможность активно участвовать в процессе формирования судьбоносных правил поведения для страны.
Суммируя, можно констатировать, что расширение полномочий полпредов президента опубликованным Указом фиксируется, как и то, что региональные лидеры получают реальную возможность влиять на формирование стратегической линии государства, причем обозначено это в рамках уже существующей системы госвласти, без добавления новых административных образований. Остается добавить - наполнять реальным содержанием, которое и станет составной частью внутренней политики российской действующей власти, даже самые правильные бумаги будут люди. Те самые, что власть имеют. И именно от них зависит - какой будет внутренняя российская политика - внятной и понятой населением или нет.