Власти Югры - "за" малую нефтянку
Правительство Югры обозначило одно из наиболее перспективных направлений своей работы в 2005 году. По мнению губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Александра Филипенко, должны быть созданы условия для привлечения в нефтяную отрасль небольших компаний.
9 декабря этого года на I Съезде представителей малого и среднего бизнеса в столице Югры Александр Филипенко заявил: "Я уверен, в скором времени вместе мы сможем ответить на большинство принципиальных вопросов по привлечению малого и среднего бизнеса в разработку месторождений, нерентабельных для крупных компаний ".
Поучаствовавший в съезде малых и средних югорских предпринимателей полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев услышанным оказался впечатлен:"В Югре накоплен серьезный опыт в малом бизнесе. Только в 2004 году количество малых предприятий выросло на 18%. Это существенно. Здесь формируется продуктивные отношения между большим и малым бизнесом. Диверсификация производства для Югры очень важна. Это потребность времени. Моноструктура экономики должна быть изменена. И малое предпринимательство позволяет решать задачу диверсификации экономики. Некоторые участники говорили на совещании: вот, чтобы выжить малому предпринимательству, нужно то-то и то-то сделать. Я с этим не согласен. Малое предпринимательство в Югре не только выжило, оно здесь развивается и темпы развития опережают темпы в других отраслях. Растут инвестиции. Есть ряд проблем, но то, что малый бизнес выжил – это факт. В Свердловской и Челябинской областях порядка 40% машиностроительных предприятий не имеют рентабельности. И мы держимся за эти предприятия, не помогаем завершить им свое существование и не помогаем малым предприятиях на этих фондах создавать новое производство Мы этим в будущем серьезно займемся. Каждый вложенный рубль в малое предпринимательство приносит 6 рублей прибыли. Эта цифра прозвучала на съезде югорских предпринимателей. Кто может сегодня отказаться от такого? Малое предпринимательство состоялось. Мы со своей стороны должны только помочь, чтобы малый бизнес смог себя реализовать".
Если говорить конкретно о малой нефтянке, то создать режим благоприятствования для небольших нефтяных предприятий – значит добиться заметной корректировки налогового законодательства. Сейчас, по мнению специалистов, законы "заточены" под общероссийские вертикально-интегрированные компании. Чтобы привлечь малый и средний бизнес в нефтяную отрасль, власти Югры готовы принимать новые законы на своей территории и лоббировать изменения федеральных законов. При этом внимательно рассматриваются все предложения со стороны предпринимателей. Особенно важно мнение тех немногих нефтяников, которые сумели создать и продолжают работать в небольших НК даже в нынешнем правовом поле.
Чтобы понять, как сейчас выживают небольшие нефтяные компании, мы встретились с Валерием Чичиленко , - генеральным директором одной из наиболее успешных малых НК Югры. Компания имеет 12 лет опыта, 184 человек персонала и одно небольшое действующее месторождение рядом со знаменитым Самотлором.
Вопрос: Валерий Николаевич, для начала в нескольких словах, чем вас не устраивают сегодняшние условия ведения бизнеса?
Валерий Чичиленко: Если бы было возможно в нескольких словах описать проблемы малых нефтяных компаний, мы бы давно добились изменения законодательства. Однако наши отраслевые сложности настолько специфичны, что долгое время нас просто не понимали в Москве. Без серьезных лоббистов на уровне правительства России, Совета Федерации и Госдумы наши проблемы не возможно решить. Подобное могли себе позволить только крупные НК. Наверное, поэтому российское налоговое законодательство все последние годы было ориентировано на них.
Вопрос: Судя по всему, ситуация меняется. Из высказываний первых лиц Югры можно понять, что есть желание помочь развитию небольших нефтяных компаний…
Валерий Чичиленко: Лично я рад, что наше окружное правительство и губернатор Филипенко готовы сейчас выступить в роли защитников наших интересов. И я понимаю, почему власти это делают. Нефтедобыча - основная отрасль экономики ХМАО. Ее удельный вес в округе в общих объемах производства - 87%. Опыт освоения местных месторождений и изучение зарубежной практики нефтедобычи подсказал, что развивать "нефтянку" можно и за счет таких компаний, как наша. Т.е. за счет малых и средних предприятий. Практика стран мировых производителей нефти показывает: на удельный вес промышленной продукции приходится 40% продукции малого и среднего бизнеса. У нас в стране до этого года этот показатель был на уровне 10%, и в этом году произошло снижение до 7%.
Между тем, кто еще, как не малые НК обеспечит эффективную работу на месторождениях от которых отказались гиганты отрасли? То, что для вертикально-интегрированных компаний нерентабельно, для нас /при определенных условиях/ может стать отличным бизнесом.
Малые предприятия обычно эксплуатируют самые дальние и самые малорентабельные месторождения. Нашему предприятию достался один из таких "медвежьих углов". Единственное разрабатываемое нами месторождение находится в 70 километрах от Нижневартовска. Чтобы добраться до него, приходится пересекать Обь. Это означает, что в межсезонье на промысел - не попасть. Это очень неудобно, однако, практически все малые предприятия нефтяного бизнеса работают в невыгодных по сравнению с нефтяными гигантами условиях. Проложить дороги, обеспечить промысел электроэнергией, доставить туда людей, наладить транспортную схему доставки нефти на пункты предварительного приема – это лишь часть наших проблем. Их решение – это дополнительные расходы. Решая эти и многие другие вопросы, небольшие нефтяные компании тратят большие деньги. У нас нет сверхприбылей. В отличие от больших компаний, мы не можем "закрывать дыры" одного предприятия за счет прибылей другого. Мы очень зависимы от экономической политики государства по отношению к нефтяным компаниям. Сейчас эту политику нельзя назвать благоприятной.
Вопрос: А было ли время, когда вас государство поддерживало? Насколько мне известно, никогда не существовало специального закона, регулирующего работу малых и средних нефтяных компаний…
Валерий Чичиленко: Специального закона не было. Именно поэтому на V Конгрессе нефтегазопромышленников России прозвучала инициатива о принятии закона "О мелком и среднем предпринимательстве в нефтяной и газовой промышленностях Российской Федерации".
Сейчас же все нефтяники платят одинаковые налоги. Неважно, на каком месторождении, и с какими усилиями добывается нефть. Ставки - фиксированы. Мы, кстати, могли бы разрабатывать не одно месторождение, как сейчас. Изначально мы имели лицензию на 2 месторождения, - "Южное" и "Ореховскую площадь орехо-ермаковского месторождения". Однако второе месторождение без льгот мы так и не смогли поднять.
Мы работаем уже 12 лет. За это время многое успело измениться в законодательстве и в ситуации на рынке нефти. До 2002 года мы могли нормально жить за счет некоторых льгот. Например, была такая практика: предприятие платило налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы /ВМСБ/ и часть из этих денег, - до 10%, - мы могли оставлять на разведку недр. За счет этого мы бурили скважины. Государство, предоставляя такую льготу, давало нам шанс на выживание. Последняя "льготируемая" скважина была нами пробурена в начале 2002 года. На протяжении последующих 2-х лет государство не создало ни единой льготы для малых нефтяных компаний. А ведь нормальное существование отрасли зависит от непрерывности цикла: геологоразведка – бурение – нефтедобыча. Ни геологоразведку, ни бурение мы не могли себе позволить без льгот со стороны государства. Если бы не внезапный рост цены на нефть, то единственное что мы могли бы делать – это выкачивать остатки из старых скважин..
Вопрос: С нового года начинают действовать новые ставки налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/ и новые ставки экспортной пошлины на нефть. Как Вы оцениваете нововведения?
Валерий Чичиленко: Мы вовсе не рады этому. Я внимательно отслеживаю все, что связано с грядущим изменением законодательства и, судя по всему, нам опять придется искать выход из почти безвыходной ситуации. В частности есть следующие расчеты. С 1 января 2005 года при цене на нефть в Западной Европе свыше 9 долларов за баррель государство будет получать 22 цента с каждого барреля добытой нефти в виде НДПИ от ее превышения этого значения на каждый доллар. Что касается экспортной пошлины, то она начнет применяться только при цене свыше 15 долларов за баррель и, естественно, только с экспортируемой нефти. В результате получается, что при цене от 9 до 15 долларов все без исключения будут платить только 22 цента за баррель с каждого дополнительного доллара превышения мировой цены над уровнем 9 долларов. При цене от 15 до 20 долларов появляется экспортная пошлина в размере 35% от превышения цены над 15 долларами, которой облагаются поставки за рубеж. Следовательно, государство будет забирать 98% дополнительной выручки независимых нефтяных компаний, которые могут экспортировать нефть только по трубопроводам и не могут организовать комбинированные маршруты. Как только цены превысят 25 доллавро, ситуация станет парадоксальной. За каждый дополнительный доллар выручки, полученный из-за превышения уровня 25 долларов, все нефтяные компании должны будут в среднем отдавать государству 1,08 доллар, а независимые от ВИНКов компании – 1,28 доллара. Получается, что государство нас будет наказывать за то, что мы отправляем нефть на экспорт. Так что последствия новой налоговой системы очевидны. С нового года такие компании, как наша, начнут нести убытки, если только не продолжится наблюдаемый сегодня рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, опережающий темпы инфляции.
Вопрос:Есть ли выход из нынешней ситуации? Что вы можете сделать сами, и в каких случаях не обойтись без усилий властей Югры?
Валерий Чичиленко: Мы ищем пути выхода из складывающейся ситуации. Как только на предприятии появились деньги от реализации нефти на мировом рынке, мы начали вкладывать их в собственное будущее. Главное, - у нас появились средства на бурение и на внедрение новых приемов добычи нефти.
Малые нефтяные предприятия очень подвержены конъюнктуре рынка. Гиганты отрасли могут достаточно долгое время вести активную нефтедобычу в условиях спада цен на нефть. Их младшие братья реагируют на колебания рынка гораздо более болезненно. Мы решили воспользоваться моментом и сделать вложения в свое будущее. Во-первых, на многих скважинах проведут так называемый "гидроразрыв пласта". Это особый, технологически сложный и в обычных условиях финансово непосильный для малых нефтяных предприятий процесс улучшения нефтеотдачи месторождения. Однако с нынешней ценой на нефть гидроразрыв себя окупит уже через 3-4 месяца. После него суточная добыча нефти на нашем месторождении увеличится с 540 тонн до 800. А в перспективе мы надеемся добывать до 905 тонн в сутки с месторождения. Вторая миниреволюция на предприятии - подготовка к новому бурению. С октября этого года мы начали вкладывать деньги в новые скважины. За 2 года будет пробурена 21 скважина. В этом году успели 3, в следующем еще 15 и немного останется на 2006 год. Вкладывая деньги в бурение, компания обеспечивает себе еще минимум 30 лет относительно безбедного существования. Но подчеркну – заслуги государства в этом нет. Только рост цены на нефть на мировом рынке дал нам шанс на выживание. Внутренние резервы компания использует на 100%. Дальнейшее зависит от помощи властей Югры.
Есть 2 выхода. Первый - при помощи правительства ХМАО и губернатора Филипенко лоббировать изменение налогового законодательства. Второй - попытаться воспользоваться льготами, которые с 2005 года создают власти Югры для небольших нефтяных компаний. Первый путь долог, но в перспективе только он сможет обеспечить нормальную работу малым нефтяным компаниям на "трудных" месторождениях и нерентабельных ныне скважинах. Второй менее выгоден для компаний, но им можно будет воспользоваться уже с начала 2005 года. Дело в том, что правительство Ханты-Мансийского автономного округа подготовило ряд законопроектов, предусматривающих предоставление налоговых льгот предприятиям Югры. В частности, на 40% уменьшится налог на имущество для геологоразведочных структур и организаций электроэнергетической, нефте- и газодобывающей, нефте- и газоперерабатывающей промышленности. Правда, все это будет применяться к предприятиям, которые в 2005 году увеличат стоимость основных средств не менее чем на 15% к уровню текущего года. Надеюсь, нам это условие удастся выполнить.
Для создания нормальной работы небольших нефтяных предприятий государству надо сделать следующее. Во-первых, пересмотреть подход к НДПИ, ставка которого с некоторых пор является одинаковой для всех и не учитывает различия в условиях добычи нефти на тех или иных месторождениях. В идеале должны учитываться условия работы на каждом конкретном месторождении или даже участке месторождения. Во-вторых, желательно пересмотреть налоговую систему таким образом, чтобы во время разведки и при начальном освоение новых месторождений, в том числе во время создания инфраструктуры /строительство дорог, прокладки электролиний и пр./ у нефтяных компаний существовала бы определенная налоговая льгота. Было бы великолепно, если бы льготы распространялись и на компании, которые выкачивают "трудную" нефть из старых месторождений. В последней стадии эксплуатации месторождений нужны налоговые каникулы, т.е. полное освобождение от любых налогов, которые связаны с объемами добычи, потому что любой такой налог заставляет предприятие окончить добычу раньше, чем ему диктует требование эффективности. В-третьих, нельзя забывать, что практически на каждом месторождении есть низкодебетные скважины. Сейчас только на территории Ханты-Мансийского автономного округа насчитывается около 15 тысяч малорентабельных скважин. Нефть из них можно выкачивать, но при нынешнем налоговом законодательстве это делать невыгодно. Можно назвать и в-четвертых, и в-пятых, и так далее. Но главное условие для нормального существования отрасли – государство не должно отнимать у компаний больше 90-95% от прибыли. Даже при сверхвысоких ценах. Сейчас же вполне возможна такая ситуация: после продажи нефти за рубежом предприятие отдаст государству все вырученные за это деньги и еще немного сверху. Чтобы бизнес мог развиваться, нельзя забирать больше 100% от прибыли. Это просто неразумно.
Ханты-Мансийск - Нижневартовск
Спасибо за комментарии и предложения.