Нелегкий жилищно-коммунальный выбор
До конца 2005 года во всех городах России жители многоквартирных домов должны провести собрания и подобрать замену нынешним коммунальным службам. На смену ЖЭУ (жилищно-эксплутационным участкам) и ПРЭТам (производственным ремонтно-эксплуатационным трестам) должны прийти управляющие компании. Так предписывает новый Жилищный кодекс. Предполагается, что управляющие компании будут предоставлять больше услуг за меньшую цену. Специалисты считают, что очень многое на этом этапе реформ зависит от муниципальных властей. Не только от того, решатся ли чиновники пустить в коммуналку частников, но и от хороших стартовых условий для них.
ПРЭТы не прочь встать во главе реформ ЖКХ
Рассмотрим ситуацию на примере города, где коммунальное хозяйство и до реформ было неплохим. Речь о Нижневартовске. По оценке экспертов, сейчас городское ЖКХ - одно из лучших в стране. В городе не бывает отключений тепла и воды, дома и подъезды своевременно ремонтируются, а на улицах и во дворах достаточно чисто.
Единственный минус – цены за услуги ЖКХ очень высоки. Например, в конце 2004 года семья из трех человек, проживающая в трехкомнатной квартире, отдавала примерно 3000 рублей в счет квартплаты. В 2005 году эта же семья платит примерно 3500 рублей. Т.е. на 15% больше. Впрочем,и рост квартплаты жилищники научились ставить себе в заслугу. Специалисты говорят, что в среднем по России коммуналка подорожала на 25%, а в Нижневартовске – "всего" на 15%. Иначе говоря, ситуация в сфере ЖКХ полностью контролируется властями. Вернее, пока полностью контролируется.
Новый Жилищный кодекс вносит в устоявшуюся систему управления коммунальным хозяйством элемент непредсказуемости. Власти оказались перед нелегким выбором. Кодекс позволяет формально подойти к реформированию ЖКХ. Можно сменить вывески на ПРЭТах (назвать их управляющими компаниями) и сохранить полный контроль над ситуацией в коммунальной сфере. С другой стороны, можно допустить в ЖКХ частников в надежде, что они остановят пока неукротимый рост квартплат.
Чиновники опасаются резких изменений в такой социально -значимой сфере, как ЖКХ. Власти города объявили, что форсировать процесс коммунальных реформ не собираются. Мэр Нижневартовска Борис Хохряков неоднократно заявлял, что главное для властей, чтобы реформа ЖКХ прошла без шока. Поэтому глава администрации порекомендовал жителям города выбирать себе управляющие компании среди бывших ПРЭТов. Борис Хохряков пояснил свою позицию так: "Производственно- ремонтно-эксплуатационные тресты хорошо зарекомендовали себя и проверены временем. Многие же частные компании не справились со своими обязательствами. Когда они создаются, их учредители обещают жильцам манну небесную, а потом жильцы приходят просить возвратить их дом к старой системе обслуживания".
Процесс преобразования ПРЭТов в управляющие компании уже идет. Сами коммунальщики считают, что поддержка главы Нижневартовска даст им возможность сохранить за собой значительную часть рынка коммунальных услуг.
Частные компании – за конкуренцию на рынке ЖКХ
У независимых компаний появились опасения, что, воспользовавшись ситуацией, самые выгодные подряды коммунальщики оставят себе. По словам исполнительного директора ЗАО "Жилстрой" Дмитрия Давыдова: "В городе есть несколько фирм, которые уже сейчас могут составить реальную конкуренцию ПРЭТам по качеству и разнообразию предоставляемых коммунальных услуг. Например, наше предприятие хорошо знают в соседнем от Нижневартовска Лангепасе, где еще в 2003 году мы выиграли конкурс на право обслуживания муниципальных учреждений. Опыт работы в коммунальном бизнесе подсказывает мне, что при подготовке коммунальной реформы властям надо решить несколько важных проблем. Главная - поставить все компании-претенденты в равные условия. Жилой фонд в Нижневартовске, как и везде, крайне неоднороден. Есть ветхое жилье, которое обслуживать дорого из-за частых ремонтов. Есть и новостройки, которые брать в эксплуатацию очень выгодно. Властям надо проследить, чтобы во время всех нынешних реформ не получилось так, что одним доставались только выгодные участки, а другим наоборот. Есть опасность, что нынешние ПРЭТы смогут оставить за собой то, что легко и дешево содержать в чистоте и порядке. Только в том случае, если власти смогут поставить всех в равные начальные условия, компании начнут стремиться предоставлять как можно больше коммунальных услуг за меньшую цену".
По мнению специалистов, только на первый взгляд право выбрать замену нынешним ЖЭУ - прерогатива собрания жильцов. На самом деле новый жилищный кодекс предоставляет муниципальным чиновникам достаточно власти, чтобы почти в каждом жилом доме влиять на выбор управляющей компании. Дмитрий Давыдов поясняет: "Решение будет приниматься как собственниками, так и арендаторами, которых на собрании должны представлять местные органы власти. Так как соотношение приватизированных и неприватизированных квартир в среднем составляет 60% на 40%, то у властей есть все шансы влиять на ситуацию. Кроме этого, трудно представить, что в каждом многоквартирном доме появится активист, который будет тратить свое время и нервы (при этом совершенно бескорыстно) только для того, чтобы организовать собрания жильцов. Жилищный кодекс и здесь дает властям возможность влияния на выбор управляющей компании. Если подобные собрания проведены не будут, компанию выберут "насильно". Чтобы подписать договор, чиновникам будет достаточно сагитировать всего 10% жильцов каждого дома. Сейчас, - на подготовительном этапе еще не поздно создать условия, чтобы пустить на рынок коммунальных услуг альтернативные, не муниципальные компании".
Частник снизит квартплату?
Пока же в Нижневартовске в сфере предоставления коммунальных услуг практически нет альтернативы ПРЭТам. В 2004 году здесь в обслуживание частным компаниям передали часть жилого фонда. Власти с интересом ждали итогов эксперимента. Несмотря на то, что компаниям доверили обслуживать сложные в эксплуатации, изношенные дома, частники избежали провала. Глава Нижневартовска отметил, что обслуживание жилого фонда Нижневартовска частными компаниями в 2004 году позволило снизить затраты на содержание жилфонда ориентировочно на 5%.
Борис Хохряков так прокомментировал итоги эксперимента: "Качество обслуживания домов и внутриквартальных территорий хуже не стало. Обслуживание жилфонда частниками - это нормальный путь, и в Нижневартовске он не имеет отрицательного опыта".
Такая оценка эксперимента в жилищно-коммунальной сфере Нижневартовска важна для частных компаний. Они не оставляют надежды доказать чиновникам, что участие в реформе ЖКХ частников как минимум не опасно. Дмитрий Давыдов считает так: "Официально было признано, что в ходе прошлогоднего эксперимента в сфере ЖКХ частники смогли обслуживать население не хуже ПРЭТов, но меньшими силами. При этом квартплату они не повышали. Тот эксперимент – вообще отдельная история. Свободу действий частники не получили. Для них правила игры определял не рынок, а чиновники. Ни у кого, кроме простых людей, не было заинтересованности в уменьшении квартплаты. Но жильцы-то как раз и не могли повлиять на ситуацию. Получилось так, что эксперимент изначально не предполагал рыночного подхода к коммуналке. Правила игры были определены чиновниками. Предпринимателей не волновало, из чего складываются тарифы на коммуналку. Им важно было освоить выигранную на тендере сумму. Хорошо, что даже при таком подходе частники нашли возможность снизить затраты на обслуживание жилфонда. Ведь могли бы и не снижать…".
Дмитрий Давыдов не исключает, что частные компании смогут не просто увеличить качество предоставляемых коммунальных услуг, но и найти пути снижения квартплаты. "Взять хотя бы нынешнюю ситуацию с оплатой воды, - говорит Дмитрий Давыдов, - Если бы счетчики были установлены в каждой квартире – вопросов по оплате счетов ни у кого бы не возникало. Однако люди платят в лучшем случае по так называемым "домовым счетчикам". Схема расчетов по ним проста. Берутся показатели отдельного дома за месяц, и начинается подсчет. Сначала отнимается 5% так называемых общих потерь — всякие протечки и утечки до поступления воды потребителям. Затем вычитается расход воды на всякого рода магазинчики и конторы, расположенные в этом же доме. Как правило, они тоже не ставят у себя индивидуальные счетчики, посему берется нечто среднее по городу. И оставшиеся показатели уже делятся на число прописанных в доме граждан. На каждую квартиру приходится сумма, соответствующая числу прописанных в ней лиц. Часто ваши соседи свои квартиры сдают. Например, прописана одинокая бабуля, а живут студенты. И пьянки-гулянки бесконечные. Естественно, воду там льют от души. То же самое в другой квартире, где проживает целый цыганский табор. А прописан там один человек, на которого и идут начисления по домовому счетчику. Так что домовые счетчики для порядочных и честных людей совершенно невыгодны, поскольку им приходится платить и за себя, и за того парня. Сейчас ПРЭТам в принципе все равно, какого вы мнения об их работе. Частным же компаниям придется задуматься, как не потерять клиентов. Например, подробно объяснить из чего складывается квартплата и как можно снизить расходы по коммунальным услугам. Вполне по-рыночному будет выглядеть и такой вариант – дать людям возможность установить квартирные счетчики в кредит. Это только один способ снизить квартплату. Есть и другие. Например, отапливать дом с применением новых технологий. Наше предприятие, уже оборудовало одну из новостроек независимым от центрального отопления источником нагрева воды. Мы на практике доказали, что совсем не обязательно вести к жилым домам множество коммуникаций. Можно отказаться от содержания и обслуживания труб центрального отопления и магистралей с горячей водой. Достаточно, провести к зданию одну трубу с холодной водой, установить в подвале специальное оборудование (индивидуальный тепловой пункт) и жильцы дома будут иметь все привычные блага цивилизации. Квартплата же при этом заметно снижается".
Негативный опыт коммунальных реформ
По словам исполнительного директора ЗАО "Жилстрой" Дмитрий Давыдова, "в Нижневартовске можно найти и неудачные примеры деятельности частников в сфере коммунального хозяйства. Взять, например, товарищества собственников жилья. Именно о них говорил глава города Борис Хохряков, когда описывал неудачные попытки реформирования ЖКХ. Сейчас в Нижневартовске больше десятка ТСЖ, которые пытаются разрозненно решить одни и те же проблемы: каким образом за разумные деньги обеспечить жильцов полным набором коммунальных услуг. Многие ТСЖ никогда не обременяли себя заключением отдельных договоров с сантехниками, владельцами снегоуборочной техники, электриками и другими специалистами-коммунальщиками. Конечно, так бы было дешевле для жильцов, но очень хлопотно. Поэтому договор на обслуживание заключался с ближайшим ЖЭУ. Соответственно, квартплата в ТСЖ никак не могла быть ниже той, которую платят все остальные вартовчане. Кому могло понравится, что за тот же, ПРЭТовский набор услуг ТСЖ предлагали платить больше? Отсюда и жалобы в мэрию, и обращения к властям с просьбами избавить людей от экспериментов. Такое "реформирование" лишь бросало тень на здравую идею привлечения частных компаний в коммуналку ".
Доводы частных компаний, которые хотели бы занять свою нишу на рынке коммунальных услуг – убедительны. Власти Нижневартовска это не скрывают. Однако механизмы реализации реформы ЖКХ еще плохо изучены. А значит, есть опасность навредить людям. Именно поэтому чиновники не спешат ломать устоявшуюся систему.