Война в Ираке мешает ЛУКОЙЛу вести бизнес на Среднем Урале
Одна из крупнейших нефтяных компаний России - ЛУКОЙЛ динамично расширяет свой бизнес на территории Свердловской области. Несколько месяцев назад президент компании Вагит Алекперов подписал с губернатором Свердловской области протокол о намерении расширить сферу деятельности компании на Среднем Урале. 14 апреля 2004 года в регионе открылось сразу три АЗС – две в областном центре и одна на 32 км Тюменского тракта. После торжественного открытия автозаправок генеральный директор ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт Игорь Фомин поведал журналистам о сегодняшнем дне и перспективах компании на территории Свердловской области. Наиболее любопытные выдержки из этой пресс-конференции мы приводим ниже.
Вопрос: Как сегодня выглядит бизнес ЛУКОЙЛа на территории Свердловской области?
Игорь Фомин: На данный момент Свердловский филиал ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт включает в себя три собственные нефтебазы и 35 автозаправочных станций. Таким образом доля ЛУКОЙЛа на рынке нефтепродуктов Свердловской области составляет сегодня 34%. В этом году программа развития розничной сети предусматривает строительство 7 АЗС.
Вопрос: Почему именно сейчас, когда рынок нефтепродуктов на Среднем Урале уже устоялся, было принято решение развивать розницу в Свердловской области?
Игорь Фомин: Решение развивать розничную торговлю нефтепродуктами на территории Свердловской области было принято не сегодня, а три года назад. В прошлом году у нас не было ни одного ввода объектов, потому что происходило присоединение предприятия ЛУКОЙЛ- Екатеринбургнефтепродукт к Лукойл-Пермнефтепродукту. Как известно, все мероприятия по реорганизации влияют на деятельность компаний, поэтому возникла небольшая задержка развития сети. На этот год у нас запланирована большая программа по вводу объектов, которые строились в предыдущие годы. Развитие сети это вообще достаточно длительный процесс, поскольку в любом регионе от принятия решения до ввода нового объекта проходит не менее полутора лет, такова технология получения разрешений, оформления документов на территории РФ, пройти ее быстрее невозможно.
Вопрос: В Свердловской области достаточно много независимых сетей разных размеров, не принадлежащих каким-либо добывающим компаниям, намерены ли вы приобретать их в перспективе?
Игорь Фомин: Не так давно мы приобрели четыре заправочные станции на территории Свердловской области и на этот год у нас запланированы дальнейшие покупки. Говорить об этих планах подробнее сложно, поскольку это вопрос очень щепитильный, переговоры о приобретении этих объектов ведутся не публично, поэтому о том, сколько еще объектов мы планируем приобрести в этом году я не скажу. Скажу лишь, что мы планируем еще приобретать автозаправочные комплексы и мы намерены расширять розничную сеть на Среднем Урале и дальше. Это бизнес, и любой объект, который экономически эффективен в эксплуатации, мы готовы приобрести.
Вопрос: Какое количество средств вы намереваетесь затратить на расширение розничной сети?
Игорь Фомин: На этот год инвестиции, которые планируется использовать на территории Свердловской области, составляют около 300 млн. рублей, если говорить о программе на 2005 год, то там речь идет о сумме аналогичного порядка.
Вопрос: Определена ли конечная точка развития розничной сети компании на территории Свердловской области, обозначен ли предел, к которому вы стремитесь?
Игорь Фомин: Я думаю, что ответ на это вопрос подскажет рынок. Работа на розничном рынке нефтепродуктов не имеет какой-то финишной прямой, здесь не может быть какой-то конкретной цифры. Мы постоянно присутствуем на рынке, пытаемся предпринять все необходимое для того, чтобы быть более эффективными, зарабатывать больше прибыли, и соответственно говорить о каких-то границах будет неправильно. Будет так же неправильно говорить и о том, что мы пытаемся занять доминирующую роль на территории Свердловской области, преодолеть барьер в 60 процентов или что-то подобное. Это сегодня нереально и нет смысла к этому стремиться. Мы будем стремиться осваивать такое количество территории, которое позволит получить нам максимальную экономическую эффективность, максимальную прибыль.
Вопрос: Обычно на территории какого-то определенного региона имеются практически монопольные розничные сети по реализации нефтепродуктов, явно доминирующие над остальными. Почему так происходит, это объясняется политической составляющей, особыми взаимоотношениями конкретных нефтяников с конкретными региональными властями?
Игорь Фомин: Нет, это объясняется экономическими причинами, самой природой рынка. Во-первых, всегда в рынке есть основные игроки, более сильные более умелые, профессиональные. Во-вторых, если говорить именно о снабжении нефтепродуктами, то совершенно очевидно, что в каждом регионе исторически имелась своя система обеспечения, своя исторически сложившаяся сбытовая сеть и на стартовом этапе, после приватизации, именно она, конечно же, имела преимущество по отношению к другим операторам.
Вопрос: На территории каких регионов, входящих в состав УрФО, работает Лукойл-Пермнефтепродукт?
Игорь Фомин: Только на территории Свердловской области. В Челябинской, Курганской и Тюменской областях, включая автономные округа, действует аналогичная компания-оператор ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукт.
Вопрос: Как вы платите налоги, приходя на новую территорию?
Игорь Фомин: Налоги выплачиваются в соответствии с российским законодательством. Акцизы, налог на прибыль выплачиваются по месту ведению хозяйственной деятельности, то есть тем или иным субъектам РФ. И поскольку мы действуем на территории нескольких субъектов Российской федерации, то и налоги мы выплачиваем в соответствующие бюджеты. Если говорить о тенденции по Свердловской области, то сумма налогов, которую мы платим здесь, постоянно возрастает.
Вопрос: А вам есть разница кому платить налоги?
Игорь Фомин: Конечно. Уплата налогов - это механизм общения с администрацией, и, разумеется, мы социально ответственно относимся к своему бизнесу. Мы понимаем, что за счет налогов происходит развитие регионов, в которых мы работаем. И мы, в конечном счете, заинтересованы, чтобы там, где компания зарабатывает деньги, люди жили хорошо.
Вопрос: Вопрос совсем на другую тему. ЛУКОЙЛ, как известно, ведет бизнес в различных уголках планеты, в том числе и в Ираке. В связи с политическим и военным обострением, оттуда сегодня многие российские компании вывозят специалистов, чтобы они не стали случайными жертвами войны. Делает ли то же самое ЛУКОЙЛ и как ведется там бизнес в последние месяцы?
Игорь Фомин: Я отвечаю за работу лишь ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта, который действует на территории Свердловской, Пермской и Кировской областей, а потому не располагаю достаточной информацией о том, как ведется бизнес компании в Ираке и выведены ли оттуда наши специалисты. Со своей стороны могу лишь сказать, что боевые действия в Ираке негативно отражается на нашей работе. Война ведет к росту цен на нефть, а продавать оптом и в розницу нефтепродукты в условиях повышения цен гораздо сложнее, чем при стабильной ситуации.