Вожделенный лот: ММК хорошо, а Мечел лучше?
Хозяева Магнитки готовят себе лучший новогодний подарок из всех, что могли бы получить. Если все "срастётся", они станут абсолютно полноправными хозяевами крупнейшего в России металлургического комбината и монолит их власти на предприятии уже практически невозможно будет разрушить. Разве что по схеме "дела ЮКОСа", но это хозяевам ММК не грозит – ссориться с властью не их метод. Их метод – с властью дружить, и чем теснее объятия – тем лучше. В том числе и поэтому на ММК очень рассчитывают на успех в скором аукционе по продаже госпакета акций комбината. Дружественные комбинату госчиновники, комментируя предстоящий аукцион, единодушно считают, что наилучшим вариантом будет безоговорочная победа менеджмента Магнитки. На первый взгляд, в их словах действительно присутствует логика, однако если взглянуть внимательнее, подойти к этой теме именно с государственной точки зрения, а не с лоббистских позиций, то наличие сильного конкурента на аукционе и его возможная победа, могут принести стране гораздо больше пользы, чем монополизация власти на гигантском комбинате, который через пару месяцев станет полностью частным.
Событию, которое ожидалось, но все откладывалось на протяжении последних минимум трех лет, все-таки суждено сбыться. Пакет в 17,82% акций /23,7% голосующих/ Магнитогорского металлургического комбината, принадлежащий государству, будет выставлен единым лотом на открытом аукционе. Федеральное агентство по управлению имуществом выпустило 6 октября соответствующее распоряжение, определяющее условия приватизации комбината. Точно неизвестно пока лишь одно – дата проведения аукциона. Официальный представитель агентства пояснил лишь, что решится этот вопрос в ноябре, причем высока вероятность того, что госпакет будет продан уже до конца года. Гонка за госпакет вышла на финишную прямую и, что особенно любопытно, основные ее участники успели как следует нарастить к этому моменту свои мускулы.
Фаворитов по-прежнему два. Это менеджмент комбината, контролирующий порядка 60% акций и нуждающийся в победе для установления полного контроля над ММК, и Стальная Группа "Мечел" /СГМ/, чья доля в уставном капитале Магнитки составляет сегодня 15,38%. Для Мечела победа в приватизационном аукционе тоже будет означать многое – упрочение позиций на ММК позволит Стальной Группе серьезно повысить капитализацию, а возможно и рассчитывать на объединение с главным российским металлургическим гигантом. Такая перспектива еще буквально год-два назад казалась и руководству ММК вполне приемлемой, больше того, Виктор Рашников, генеральный директор и один из основных акционеров ММК лично заявлял о возможном объединении металлургов. Но тогда до аукциона было далеко и эта информация, как выяснилось позже, произносилась вслух, что называется "для отвода глаз". Сейчас же, за два месяца до аукциона для ММК "страшнее "Мечела" зверя нет".
Поэтому накануне аукциона возникла другая тенденция – ММК дружно начали защищать от возможности усиления позиций миноритарных акционеров. На моральную защиту комбината встали и менеджеры предприятия, и дружественные представители власти. Руководитель центра общественных связей ММК Иван Сеничев накануне заявил: "Победа Мечела приведет к внутрикорпоративной войне: у них окажется в руках блокирующий пакет, который позволит продавить решение об уменьшении инвестиционной программы комбината". Подобное же мнение выразил и челябинский вице-губернатор Владимир Дятлов, считающий, что наилучшим вариантом для экономики региона станет победа менеджмента ММК в аукционе. Магнитка, как известно, является крупнейшим налогоплательщиком Челябинской области, формирующем до 20% регионального бюджета, а потому точки зрения руководителей комбината и областной власти разойтись, понятное дело, никак не могут.
Между тем, вполне очевидно, что и для экономики региона, и для экономики всей страны участие и потенциально возможная победа Мечела не только не вредны, но наоборот совершенно полезны. Участие Стальной Группы "Мечел" в аукционе резко обострит его ход и сможет довести цену за выставленный лот не до $600-650 млн долларов, за которые рассчитывает приобрести пакет руководство ММК, но до $800-900 млн, что обеспечит бюджету России дополнительный и достаточно существенный доход. Если же говорить о победе Мечела в аукционе, то и она, если этому суждено будет случиться, будет работать скорее в плюс, чем в минус, как для экономики обоих предприятий, так и для бюджетов всех уровней. Получение стальной группой контроля над более чем 30% уставного капитала ММК с большой долей вероятности станет катализатором объединений двух крупных металлургических компаний.
В новых условиях им в любом случае придется договариваться, причем это уже не будет игрой в одни ворота, как сейчас, когда Мечел со своим пакетом не способен практически ни на что повлиять. СГМ, в случае победы, станет полноправным членом команды, управляющей Магнитогорским комбинатом, и основным акционерам придется позабыть об амбициях и вместе создавать наиболее эффективную систему сотрудничества. Едва ли следует принимать всерьез звучащие сейчас "пугалки" про корпоративную войну, в случае победы Мечела. По обе стороны виртуальных баррикад – вполне вменяемые люди и высоко профессиональные управленцы, создавшие эффективный бизнес. И у тех, и у других общая цель – зарабатывание денег, поэтому едва ли у них достанет глупости, чтобы начать воевать друг против друга в условиях, когда можно направить эти усилия на повышение эффективности бизнеса. Война же напротив ничего не даст ни одной стороне, если Мечел выиграет аукцион – процесс будет необратимым, отвоевать здесь ничего не возможно. Зато объединение активов ММК и Стальной Группы "Мечел" сможет дать мощный синергетический эффект. Их активы словно созданы друг для друга и сложатся как пазл. ММК исторически испытывает дефицит в угле и железнорудном сырье – зато все это в избытке есть у Мечела. Мечел же, до недавнего разрыва отношений с ММК, в достаточно больших объемах закупал на комбинате сталь. Если эта же схема будет реализована уже по внутренним ценам холдинга, то экономика объединившихся предприятий станет гораздо более эффективной и конкурентоспособной.
Однако все это, покамест, сослагательное наклонение. Реальный же исход аукциона до момента третьего удара молотка аукциониста едва ли станет известен. На этом фоне можно сказать лишь одно – у ММК, в силу его масштабов, шансов победить ощутимо больше. Только во II квартале текущего года чистая прибыль комбината превысила 9 млрд рублей /около $300 млн, как раз в такую сумму Росимущество оценило минимальную стоимость выставляемого на продажу госпакета/. Но и у Мечела шансы на победу подросли. Стальная Группа вовсю готовит первичное размещение акций /IPO/ на Нью-йоркской фондовой бирже. Предполагаемый объем размещения - 10% акций, за которые, по оценкам аналитиков, СГМ сможет получить порядка $300 млн. То, что эти деньги могут быть направлены на покупку госпакета акций ММК – вполне вероятно. В проспекте размещения, опубликованном в интернете, указаны две цели, на которые могут быть израсходованы средства, полученные от IPO – это закупка и модернизация оборудования и приобретение новых сырьевых или перерабатывающих активов. Участие в приватизации ММК, таким образом, в заявленные цели размещения вполне укладывается.
Пресс-служба СГМ комментировать подробности размещения отказывается, однако, по мнению фондовых аналитиков, Мечел вполне может успеть получить средства от IPO до проведения аукциона. Сейчас в самом разгаре road-show Мечела, в ходе которого компания представляет рынку самое себя и рекламирует потенциальным инвесторам привлекательность своих. Акций. Теоретически, оно может завершиться в течение ближайшей недели-двух. Еще пара недель на подготовку и уже в ноябре может пройти само размещение. Если к этим средствам добавить то, что Мечелу удалось аккумулировать и взять в виде кредитов, то получится серьезная заявка на победу.
Пока же рынок видит непримиримую вражду двух компаний. Обличительные PR-кампании то вспыхивают, то еле заметно тлеют. Однако, если вспомнить, что разрыв партнерских и экономических отношений возник из ничего и связан только с предстоящим аукционом, то не покидает мысль о том, что скандал этот – деланый. Что существует он с единственной целью – доказать рынку, что битва между двумя соперниками пойдет не на жизнь, а на смерть, а значит никакой третьей силе госпакет не купить, не стоит и дергаться. Все мерещится, что на самом же деле два давних партнера затеяли эту игру лишь для того, чтобы сильно не переплачивать за вожделенный лот, а потом, объединившись, создать самый мощный в стране металлургический холдинг.
А что государство от этого лишних пару сотен миллионов долларов не доберет, так это не беда, бывало сильно ниже рыночной цены продавались активы и покрупнее. Так что, ничего личного, just business.
Магнитогорск - Екатеринбург