Все до одного в десятый класс собирайсь!
Всякая новая идея, взращенная в недрах российского Минобрнауки, традиционно вызывает опасения у тех, кто, каким-то боком, имеет отношение к образованию. Опасения эти вполне объяснимы: за 10 лет издевательств, называемых реформами, отечественное образование сильно упало в качестве и выросло в цене (в буквальном смысле). Поэтому не удивительно, что к идее г-на Фурсенко ввести в России обязательное 11-летнее школьное образование, многие отнеслись настороженно. Конечно, от идеи до ее воплощения - расстояние большее, нежели между двумя чувствами, однако, как показывает практика, инициативы Минобрнауки реализуются на удивление резво.
***
Сегодня в России обязательным является девятилетнее школьное образование. Понятно, что в седьмом или восьмом классе аттестат с оценками школьник при всем желании не получит. В лучшем случае ему выдадут справку, на основании которой он не сможет продолжить учебу ни в одном захудалом ПТУ. В понятие обязательного образования также входит государственная гарантия предоставления школьнику возможности бесплатно отучиться девять классов.
После окончания девятого класса, получив в руки заветную зеленую книжечку, ученик сам волен выбирать - продолжать ли ему учебу в школе, либо пойти осваивать профессию в ПТУ или техникум. А может, и вовсе отправиться домой лежать на диване. В УрФО, например, школы ежегодно покидают порядка 30-35% девятиклассников. Правда, многих из них просто не берут в десятый класс - раз на старшие классы гарантия государства не распространяется, учителя сами решают, кого они хотят учить, а кого нет. Почти повсеместно в десятый класс принимают только "хорошистов" и "отличников". От "троечников" же всеми правдами и неправдами пытаются избавиться - дабы не портить итоговую статистику.
Придав 11-летнему образованию статус обязательного, Минобрнауки рассчитывает искоренить существующую несправедливость, а заодно, и общий уровень образованности повысить. Общеобразовательные предметы, как правило, включены в учебные программы профучреждений - по окончании училища подросток, наряду с дипломом, получает аттестат об общем среднем образовании. Однако в некоторых училищах и техникумах учащихся с творчеством Достоевского и интегралами не знакомят.
В образовательных кругах считают, что министерством, которое давно ратует за то, чтобы поделить всех старшеклассников на "физиков" и "лириков", движет и другой мотив. "Профильность образования ведет к определенному отделению старшей школы от средней. Возникает риск потери контроля над ней, ее имуществом и финансами. Закон об 11-летке делает невозможным отторжение от среднего образования его старшего звена, тем самым, препятствуя очередному витку "прихватизации", фиксируя "статус-кво" среднего образования", - поведал Накануне.RU сотрудник Управления образования города Казани, педагог Андрей Бахтин.
***
Поразительно, но всего год назад Фурсенко был категорически против какой-либо "обязаловки" в образовании. "Эхо Москвы" приводит большое интервью с министром, записанное 31 августа 2004 года. На вопрос ведущего по поводу обязательной 11-летки, Фурсенко заявил буквально следующее: "Я не люблю "обязаловку". Люди, получающие начальное профессиональное образование, зачастую не хотят одновременно получать общее среднее образование. Не нужно им. Ученик говорит: я хочу получить такую-то профессию, чтобы после этого я мог работать. И мне кажется, не надо его заставлять. Надо оставить человеку возможность получить это среднее образование, когда он поймет, что оно ему нужно".
А тут на тебе - "обязаловка", оказывается, вовсе не так уж плоха. Возможно, изменить свой взгляд на 11-летнее образование Фурсенко заставил Владимир Путин, который на встрече с выпускниками предложил подумать о переходе к обязательной 11-летке. И, как водится, получил в ответ министерский кивок.
Что-что, а непоследовательность характерной чертой Минобрнауки не является. По крайней мере, по части перекраивания отечественного образования на европейский лад и уничтожения собственных традиций, министерство всегда действовало очень последовательно.
Из интервью с министром можно почерпнуть много чего интересного. Думается, наши учителя, которые готовы объявить очередную акцию протеста, сильно удивятся, когда узнают, что Минобрнауки не в силах контролировать вопрос с заработной платой в регионах. Более того, Фурсенко считает зарплату педагога со стажем вполне приличной: по его мнению, молодежь не идет работать в школу только потому, что "блестящему молодому учителю невозможно платить столько, сколько получает пожилой педагог". Интересно, он когда-нибудь заглядывал в тарифную сетку?
Правда, о 12-летнем среднем образовании, с которым еще недавно министерство носилось, как с писаной торбой, Фурсенко и не заикнулся. Однако эксперт Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Сергей Солнцев считает, что переход к 11-летке может воскресить немного "подзависшую" идею с 12-летней школой.
***
Итак, что же все-таки подразумевается под обязательным 11-летним образованием? Механизмов воплощения этой идеи пока что видится два. Один из них вот-вот будет запущен в Москве (соответствующий закон в первом чтении уже принят московскими депутатами).
Московский вариант вменяет учителям в обязанность предоставить школьнику возможность получить полное среднее образование. Это не означает, что ученика будут силком тащить в старшие классы. Но если он захочет учиться в 10-м классе, его будут обязаны туда принять. Иначе у педагогов возникнут серьезные проблемы. "Если ученик не очень хорошо учился в английской школе или гимназии, ему могут предложить перейти в более простую школу. То же самое и с предметами: он сможет выбрать ту науку, которая ему легче дается", - рассказал Накануне.RU пресс-секретарь Департамента образования города Москвы Александр Гаврилов.
Однако сразу возникает вопрос: что будет с общеобразовательными школами, если к ним хлынет поток "троечников" из более сильных школ. Элитные школы, по-прежнему, будут безо всяких угрызений совести избавляться от нерадивых учеников. А нагрузка на учителей обычных школ, безусловно, увеличится в разы, при этом, я не припомню, чтобы кто-то из московских законодателей говорил про повышение зарплаты педагогам и увеличение финансирования школ.
Не лучшим образом наплыв "троечников" скажется и на общем уровне образования, считают эксперты. Не исключено, что учителя будут устанавливать образовательную планку на более низком уровне - ради пресловутой итоговой статистики хотя бы.
То, что старшеклассник в рамках многопрофильного обучения сможет сам выбирать, какую науку изучать, наверное, неплохо. Правда, меня лично немного покоробили слова депутата Мосгордумы Евгения Бунимовича, который заявил, что если подросток равнодушен к наукам, но при этом делает успехи в спорте, занятия в спортивной секции тоже можно зачесть как образовательный профиль. Почему бы всем школьникам не заняться спортом, вместо того, чтобы корпеть над уравнениями?
"Закон не решает главной задачи - повышения качества образования. В колледжах и ПТУ среднее образование традиционно ниже качеством, чем в школах, и полноценным оно в результате принятия закона не станет. Те школьники, кто не хотел учиться, - не будут, а те, кто хотел, - будут", - делает вывод директор образовательного бюро "Солинг" Илья Савчук.
***
По иному пути думают пойти в Тюменской области, а именно - обязать всех детей учиться до 11 класса, а профучилища и техникумы - принимать выпускников только на базе 11-летнего образования. Но прежде придется "прошерстить" программы всех ПТУ, и исключить из них общеобразовательные предметы.
Главный аргумент сторонников такого подхода сводится к тому, что среднее образование на базе техникумов и ПТУ - слишком дорогое удовольствие. Как пояснила Накануне.RU начальник отдела общего образования департамента образования и науки Тюменской области Эмалия Рякшина, целесообразнее сократить обучение в ПТУ с трех до полутора-двух лет, а высвободившиеся деньги перенаправить в школы и увеличить зарплату учителям.
"Да и качество образования, безусловно, выиграет, - поддерживает ее проректор по научной работе Российского государственного профессионально-педагогического университета Владимир Федоров. - Сейчас многие учителя работают на 1,5-2 ставки, если же учеников станет больше, они будут работать на одну ставку, но смогут больше внимания уделять качеству, методологии и т.д. Это вполне разумный подход. Кроме того, есть надежда, что ученики будут более осознанно подходить к выбору: продолжать ли им учебу в ПТУ либо в ВУЗе".
Конечно, и у этого варианта есть недостатки. Например, пока непонятно, как быть с армией. По идее, государство должно гарантировать, что школьник, закончивший 11 классов, не будет сразу призван в армию, и у него будет возможность продолжить учебу.
Руководители ПТУ инициативу тюменских властей восприняли по-разному. Директор екатеринбургского ПТУ № 23 Сергей Гологин высказал опасение, что большинство профучреждений придется сразу закрыть. "Ученику, который приходит к нам, важно, наряду с профессией, получить аттестат о среднем образовании. Он уже устал от школы, а вперемешку с профессиональным образованием, подросток готов получить и среднее. Если 11-летнее образование в школе сделают обязательным, контингент ПТУ резко сократится, а часть профессий просто исчезнет, - говорит Сергей Гологин .
Его опасения в определенной степени разделяет и руководитель тюменского профучилища №7 Игорь Омельченко. "Отток учащихся из сферы профессионального образования, действительно, может произойти, - рассуждает он. - Однако закроются только те училища, профессии которых не востребованы рынком. Так что ничего страшного в этом нет. Ведь глава региона призван считать деньги региона - нельзя, чтобы они уходили в трубу".
Все встанет на свои места, считают в Тюменской области, когда училищам и техникумам разрешат засчитывать результаты ЕГЭ. "Вряд ли показатели ЕГЭ будут очень хорошие, поэтому основание для поступления в ВУЗ будет далеко не у всех. Наоборот, число вузовцев сократится, потому что в вузы труднее будет поступать", - уверяет Эмалия Рякшина. Кроме того, сокращение военных кафедр в вузах, тоже вряд ли будет способствовать пополнению армии желающих получить высшее образование.
Пока не ясно, какой механизм перехода к обязательному 11-летнему образованию изберет Минобрнауки. Возможно, оно изобретет другой, более хитроумный способ. Регионам же, несмотря на предоставленную им свободу, от замыслов федерального министерства никуда не деться. Хотя, в то же время, что бы там г-н Фурсенко не придумал, многое будет зависеть от местных властей - тем паче, что профучилища в рамках перераспределения полномочий перешли в ведение регионов. Вопрос в том, смогут ли местные власти найти некий образовательный баланс, и, если понадобится, выполнить роль буфера между Минобрнауки и гражданами...