20 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBoNkJ
Муж на час в Московской области на http://remont.youdo.com/minor-repair/muzh-na-chas/melkiy/other/podmoskove/.
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/country/geo/kaluga/, быстро и недорого.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Титановые мечты "РЕНОВы"

События вокруг Корпорации "ВСМПО-Ависма" стремительно развиваются. Группа компаний "Ренова", подконтрольная совладельцу ТНК-BP и "СУАЛ-Холдинга" Виктору Вексельбергу, в своем намерении вернуть 13,4-процентный пакет акций этой титановой корпорации первой одержала победу в Арбитражном суде Свердловской области, добившись сохранения в силе ареста 73,4% ее ценных бумаг. Вслед за чем "ВСМПО-Ависма" сравняла счет, заручившись решением Суда Британских Виргинских островов, запрещающим "Ренове" до конца месяца предпринимать какие-либо процессуальные действия, кроме отзыва уже поданных исков. Тем временем, накануне основных судебных баталий, "Ренова" подтверждает, что в случае своей победы в противостоянии с совладельцами "ВСМПО-Ависмы" Владиславом Тетюхиным и Вячеславом Брештом, намерена предложить государству создать холдинг - а его частью должна стать "ВСМПО-Ависма" - которая обеспечивала бы нужды отечественного самолетостроения и стала бы новым крупным игроком в мировой авиакосмической индустрии. Эксперты говорят, что такие смелые планы "Реновы" как нельзя удачно вписываются в общую стратегию "огосударствления" крупнейших российских компаний в ключевых отраслях.

Корни конфликта между совладельцами "ВСМПО-Ависмы" Владиславом Тетюхиным, Вячеславом Брештом и "Реновой", теперь уже бывшим акционером (о том, как "Ренова" лишилась своей 13,4-процентной доли, мы уже писали), кроются в разных взглядах на будущее российского титанового гиганта. "Ренова" видела его развитие в интеграции с отечественным авиапромом, а г-да Тетюхин и Брешт такие планы своего партнера не разделяли, как, впрочем, и не приветствовали само вхождение "Реновы" в капитал "ВСМПО-Ависмы". Однако "Ренова" сегодня открыто рассказывает о своих амбициозных планах: "ВСМПО-Ависма", на наш взгляд, должна развиваться не как самостоятельный объект, а как часть более глобального холдинга, в силу того, что корпорация ориентирована, прежде всего, на авиационную промышленность", - говорит в интервью Накануне.RU представитель "Реновы" Андрей Шторх. Причем в компании убеждены, что выстраивать вертикально-интегрированную компанию, которая бы обеспечивала нужды отечественного самолетостроения, необходимо на принципах государственно-частного партнерства.

"По сути, после объединения "ВСМПО" и "Ависмы" можно


говорить о том, что холдинг создан. Однако считаем, и мы не одиноки в таком мнении, что логичнее включить "ВСМПО-Ависму" в некую более широкую структуру, созданную на принципах государственно-частного партнерства, с участием как частных, так и государственных предприятий, - объясняет Андрей Шторх , - Поскольку авиастроение - отрасль наукоемкая, высокотехнологичная и далекая от сырьевого передела, поскольку вектор экономики сегодня лежит в сторону высокого передела, логично рассматривать предприятия сырьевого комплекса как часть структур, направленных на глубокую переработку". То есть, суть замысла "Реновы" вполне созвучна идее создания российского авиастроительного холдинга, который бы мог конкурировать с нынешними партнерами-потребителями "ВСМПО-Ависмы" – крупнейшими в мире компаниями Boeing и Airbus. Последние, заметим, в своей структуре не имеют подобных активов, сегодня "ВСМПО-Ависма" в мировой авиакосмической индустрии для многих компаний является основным, стратегическим поставщиком изделий из титана.

"Если "ВСМПО-Ависма" будет частью российского авиапрома, то западный авиапром - те же Boeing и Airbus, которые состоялись, как крупнейшие игроки на мировом рынке - покупая сырье у российского авиапрома, будут вкладывать деньги в его развитие. Конечно, возможности российского авиапрома сегодня ограничены, но его развитие – это вопрос времени", - резюмировал Андрей Шторх . Он также опроверг слухи о том, что пакет акций "ВСМПО-Ависмы" был обещан "Реновой" создаваемому на Украине государственному холдингу "Титан Украины" в обмен на определенную долю в нем.

"Ренова" никогда не предлагала пакет акций "ВСМПО-Ависмы" в обмен на долю в холдинге "Титан Украины", - заявил он. Напомним, "Ренова" уже владеет на Украине "Титано-апатитовой компанией", получившей в 2003 году лицензию на разработку Федоровского месторождения апатит-ильменитовых руд (сырье для титановой и химической промышленности), и не скрывает своего интереса к развитию титанового бизнеса на Украине. "На сегодняшний день на Украине собственником практически всех титановых предприятий является государство, однако все они разобщены и не работают консолидированно. Так вот, было бы логично объединить эти предприятия в единый холдинг, выстроить вертикально-интегрированную компанию, объединяющую добычу, производство, маркетинг и сбыт произведенной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. С таким предложением мы выходили на руководство Украины, - рассказывает Андрей Шторх, - В этой объединенной компании ключевым собственником должно выступать государство, а потому мы изначально не претендовали там на контрольный пакет. "Ренова" готова выступить стратегическим инвестором, и мы обозначали объем инвестиций – это более $1 млрд. Однако к российской титановой корпорации эти планы не имеют никакого отношения". По крайней мере, заключил он, такой проект, как создание транснационального титанового холдинга на базе российско-украинских активов, должен предлагаться на высшем уровне, то есть на уровне межправительственных переговоров.

Что же касается внутрироссийских планов "Реновы", по словам Андрея Шторха, официальные предложения относительно создания некоего холдинга, с участием "ВСМПО-Ависмы" в нем, Правительству еще не направлялись. Однако многочисленные обсуждения с правительственными чиновниками, бизнесменами, в том числе и государственными, проводились.

На что в "ВСМПО-Ависме" парируют, что во-первых определять будущее корпорации будут существующие акционеры, но ни в коем случае не лица, которые таковыми не являются. "Я думаю, что акционеры "СУАЛа" сочтут странным если вдруг лица, не являющиеся акционерами этой компании, начнут публично рассуждать что "СУАЛ" должен "развиваться не как самостоятельный объект", а стать частью государственной компании "Алроса", - высказался в интервью Накануне.RU член Совета директоров ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма" Павел Ризаненко.

Во-вторых, недавно Корпорация приобрела контрольный пакет акций единственного на территории СНГ завода специализирующегося на производстве бесшовных титановых труб ЗАО "Сетаб-Никополь" на Украине. "Сетаб-Никополь" был создан на базе цеха №5 Никопольского южнотрубного завода  и в советское время специализировался на производстве бесшовных труб из титановых сплавов для аэрокосмической и оборонной промышленности, в частности для подводных лодок. "ВСМПО-Ависма", "не словом, а делом", заботится о российской авиапроме и ОПК, по сути, вернув контроль над уникальным активом для оборонной промышленности России" - говорит Павел Ризаненко. Он отмечает, что производство высокоточных труб из титановых сплавов - это сложный технологический процесс. И приобретение "Сетаб-Никополь" "ВСМПО-Ависмой", по его словам, является еще одним шагом в реализации стратегии по увеличению доли продукции высокого передела.

Что касается российского авиапрома, по словам Павла Ризаненко, компания сильно надеется на подъем и оживление в отечественном авиастроении. Когда отечественные заказчики практически полностью остановили производство в начале 90-х, производство на ВСМПО сократилось в 30 раз (!), практически до нуля. Освоение производства экспортной продукции стало ключом к выживанию. Задача была успешно перевыполнена, "ВСМПО-Ависма" стало лидирующим поставщиком для мировой аэрокосмической промышленности. В постприватизационный
период, "ВСМПО-Ависма" инвестировала около $650 млн в модернизацию производственных мощностей – по сути, многие мощности созданы заново. При этом компания полностью сохранила и модернизировала мощности для удовлетворения потребностей отечественного авиапрома. К сожалению, сегодняшние объемы российского рынка незначительны, "ВСМПО-Ависма" надеется, что они вырастут и готово полностью их удовлетворить. "Российский спрос,  подчеркну, всегда и при любых обстоятельствах будет
удовлетворен на 100%"
- подчеркнул Павел Ризаненко.

Между тем, эксперты напоминают, что первым идею партнерства с государством высказал сам генеральный директор "ВСМПО-Ависмы" Владислав Тетюхин во время обострения отношений со своим компаньоном г-ном Брештом: "Можно вспомнить, что во время конфликта между основными владельцами корпорации (Тетюхиным и Брештом), Тетюхин заявил, что может передать часть своего пакета государству, - говорит аналитик "Банка Москвы" Владимир Веденеев, - Только, честно признаться, я не понимаю, что может заставить "ВСМПО-Ависму" пойти на такой шаг?". Заметим, что сообщения в прессе об этом весьма противоречивы. Согласно основной версии событий, после того, как в январе этого года Совет директоров ВСМПО (объединение с "Ависмой" де-юре произошло в июле) проголосовал против предложений Тетюхина о направлении всей прибыли комбината на его развитие и отсутствии дивидендных выплат, Тетюхин высказал идею о передаче государству "золотой акции" - права решающего голоса при принятии стратегических решений. (Брешт тогда выступил за сохранение рыночного принципа управления ВСМПО, то есть за подготовку к выходу на западные фондовые биржи и выплату дивидендов не менее 10% от чистой прибыли комбината). "Есть ряд предприятий, которые вступали с государством в подобные отношения, получали "золотую акцию", за счет которой власти участвовали в принятии стратегических решений. Речь не идет о передаче государству акций корпорации, ему просто передается право участия в наиболее важных решениях, - объяснял в одном из интервью Владислав Тетюхин, - Это не то чтобы идея, это один из вариантов привлечения государства к стратегическим задачам корпорации. Ведь она работает, в том числе и с оборонной промышленностью. И в большей степени зонами деятельности государства является космос, авиация, подводный флот, поэтому в этом плане государству было бы интересно". Однако тогда же появилась другая информация. О том, что Тетюхин не исключил и возможности передачи государству части своего пакета акций, выступив за вхождение государства в капитал ВСМПО. Но совсем недавно источник, близкий к "ВСМПО-Ависме", пояснил Накануне.RU, что Тетюхин на самом деле не заявлял о готовности передать государству часть своей собственности. "Если быть точным, Владислав Валентинович выступал за больший контроль государства над отраслью, стратегической промышленностью в целом", - пояснил наш собеседник.

А в сентябре Березники в Пермской области, где расположена "Ависма", посетил премьер-министр России Михаил Фрадков. Добивался приезда премьера на комбинат, встречал и сопровождал его по комбинату именно Тетюхин. Сообщалось, что Фрадков провёл на "Ависме" закрытое совещание, на котором обсуждалось положение дел в титано-магниевой отрасли и вопрос развития высокотехнологичных и наукоёмких производств. Правда, какие конкретно решения были приняты (если вообще были приняты) до сих неизвестно. Обсуждалась ли идея "золотой акции"? Усиление государственного контроля в отрасли? Хотя каким образом можно будет усилить госконтроль в отрасли, которая состоит из двух предприятий, находящихся в частных руках?

А "Ренова" между тем, вынашивая планы создания вертикально-интегрированной компании, которая бы обеспечивала нужды отечественного самолетостроения, и призывая государство стать главным ее учатсником тем или иным способом, зарабатывает дополнительные баллы в противостоянии с совладельцами "ВСМПО-Ависмы".

Эксперты, заметим, комментируя такие планы "Реновы", называют их не иначе как странными, так как акционером "ВСМПО-Ависмы" она уже не является. С другой стороны, "Ренова" рассматривает титановую корпорацию как частное от некоего общего, способного составить конкуренцию ведущим мировым игрокам в авиакосмической индустрии - с этой точки зрения, убеждены аналитики, планы "Реновы" хорошо вписываются в общую стратегию "огосударствления" крупнейших российских компаний в ключевых отраслях. "Тенденция "огосударствления", действительно, есть. На рынке есть слухи о том, что следующим в этой цепочке "АЛРОСА" купит ГМК "Норильский никель", а "Роснефть" приобретет "Сургутнефтегаз", - говорит аналитик "Банка Москвы" Владимир Веденеев, - Если вспомнить такие вещи, что государство фактически обратно получило "АвтоВАЗ", "Роснефть" приросла "Юганскнефтегазом", "Сибнефть" перешла "Газпрому", можно констатировать совершенно очевидную тенденцию "огосударствления". Можно, конечно, все это назвать деприватизацией, цивилизованной, по крайней мере, проводимой за деньги. Но, скорее всего, это попытка государства взять под контроль стратегические направления экономики: энергетическое машиностроение, атомную энергетику, нефтегазовую отрасль, крупнейший в стране автомобильный завод... Разве что в черной металлургии и потребительском секторе у государства пока ничего нет. Так вот, предложения "Реновы" можно связать разве что с модой перехода в государственную собственность многих корпораций".

Хотя, предупреждает эксперт ИК "ФИНАМ" Александр Корниенко, может статься и так, что "речь идет не об неожиданно пробудившемся патриотизме "Реновы", которая сейчас является едва ли не главным российским рейдером (а такая деятельность далека от государственных интересов). Это PR-ход, направленный против намерения "ВСМПО-Ависмы" выйти на IPO. При этом данное заявление вполне вписывается в кампанию, проводимой "Реновой" против Тетюхина и Брешта, в рамках которых их желание осуществить публичное размещение акций подается как намерение продать западным корпорациям стратегический для России актив, тем самым окончательно загубив российское авиастроение. Цель таких коммуникаций одна – получить государственную поддержку при захвате (иначе происходящие процессы назвать сложно) контроля над "ВСМПО-Ависмой".

Более того, эксперт сомневается, что планы "Реновы" ограничиваются инициативой создания некоего крупного холдинга в авиаиндустрии - в случае успеха, структуры, подконтрольные г-ну Вексельбергу, могут претендовать на управленческие функции в нем, поскольку эффективность госуправленцев оставляет желать лучшего. "Можно предположить, что Вексельберг планирует получить контроль над этой корпорацией, с помощью "государственного партнерства" лоббируя ее интересы", - считает Александр Корниенко. В случае с Украиной, кстати, "Ренова" не скрывает, что будет претендовать на долю в государственном холдинге "Титан Украины", если он будет частично приватизирован.

В то же время сам процесс "огосударствления", создание крупных по мировым меркам национальных корпораций, эксперты оценивают как достаточно неплохой инструмент развития стратегических отраслей, которые в противном случае могли бы не выдержать конкуренции с западными компаниями. "Кроме того, это средство для обеспечения государственной безопасности – страховка от перехода стратегических объектов в собственность зарубежных игроков, - считает Александр Корниенко из ИК "ФИНАМ",  - Также нужно понимать, что именно крупные корпорации являются наиболее конкурентоспособными в глобальном масштабе, а частному бизнесу объединить большое число активов сложнее, чем государству". Бесспорный плюс вертикально-интегрированных холдингов еще и в экономии на издержках, позволяющей рассчитывать на повышенную норму прибыли и значительные инвестиции в развитие бизнеса.

То есть, государственные гиганты имеют возможность концентрировать значительные ресурсы, получать многие заказы внутри страны, что повышает их шансы на выживание в условиях глобальной конкуренции. Можно предположить, что именно мысли о последнем будоражат высшие эшелоны российской власти. По той простой причине хотя бы, что в скором будущем Россия готовится к вступлению в ВТО, а в условиях глобальной конкуренции ключевой вопрос – выживание отечественного бизнеса. Иначе, как объяснить реформы, охватившие практически все стратегические отрасли? Собирание под государственным началом крупнейших нефтегазовых компаний, энергомашиностроения, атомной энергетики, возврат крупнейшего в стране автомобильного завода, реформу российских железных дорог, и даже вынашиваемые планы по созданию транснациональной горно-металлургической компании? В конце концов, саму правительственную инициативу по созданию единой национальной авиастроительной компании. Объединение в некогда существовавший мощный промышленный кулак, возможно, придаст отечественному авиапрому второе дыхание, и на сегодняшний день в этом видится единственный шанс России остаться авиационной державой.

Что же касается всей этой непростой "титановой истории", прогнозировать ее исход сегодня никто не берется. Разбираться в конфликте бывших партнеров предстоит судам: какова у тех и других доказательная база и на чьей стороне, собственно, правда. А победит или нет решительно настроенная "Ренова", и окажутся ли в таком случае востребованы государством вынашиваемые ею амбициозные планы, покажет время. Пока же дата начала слушаний дела в Международном коммерческом арбитражном суде в Лондоне, который прописан в трастовом соглашении как официальное место судебных разбирательств, еще не назначена. И основные судебные баталии разворачиваются в России. 

29 ноября Арбитражный суд Свердловской области рассмотрит вопрос о частичном изменении обеспечительных мер по заявлениям "ВСМПО-Ависмы" и Группы компаний "Тройка-Диалог". Дело в том, что под арест вместе с акциями, которые имеют отношение к нарушению трастового соглашения, попали акции так называемых добросовестных приобретателей. И стороны сочли необходимым вывести их из под ареста, как не имеющие отношение к конфликту вокруг "ВСМПО-Ависмы". Кроме того, 30 ноября стороны встретятся в Суде Британских Виргинских островов, в "ВСМПО-Ависме" рассчитывают, что суд обязует "Ренову" отозвать свой иск из свердловского арбитража, а это значит, что арест с акций корпорации может быть полностью снят. Ждать развития событий осталось недолго...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС