Вспоминая Хиросиму: Господи, не допусти повторения…
6 августа исполнилось 60 лет с момента атомной бомбардировки Хиросимы. А 9 августа 60 лет назад атомная бомба была сброшена американцами на другой японский город – Нагасаки. С этого момента пошел отсчет новой эре в истории человечества - атомной. До этого человечество не представляло, что может получиться в результате применения атомного оружия. Хиросима и Нагасаки наглядно продемонстрировали, как можно одним нажатием кнопки сметать с лица земли целые города. Именно с тех дней вопрос выживания человечества перешел из теоретической плоскости в практическую.
Один из отцов атомной бомбы и главных участников "Манхэттенского проекта", венгерский физик-эмигрант Лео Шилард, не мог прийти в себя после Хиросимы еще много лет: "Это отвратительное военное преступление, бесчеловечная бойня. Если так поступили бы немцы, то мы судили бы их в Нюрнберге и повесили. Но нам все сошло с рук". Да, им все сошло с рук, как многое сходит и по сей день, когда, предваряя очередной "освободительный" поход, США бодро заявляют народу очередной страны что-то типа: "сейчас мы вас будем немножко бомбить, но это для вашей же пользы и, умирая, вы служите делу демократии, так что понапрасну не возмущайтесь, умирайте спокойно". Слава Богу, ядерных "демократизаторов" в ход при этом пока больше не пускают – и на том спасибо.
Политкорректная память
"…Была ужасно яркая вспышка. Люди подняли глаза и увидели — в небе расцвело второе солнце: такое же прекрасное, как и первое. Я решил, что это божественное знамение — сама богиня Аматэрасу спустилась к нам, чтобы поддержать в войне. Потом меня как будто крепко обняло что-то горячее. Очнулся уже ночью. Все тело болело. Вокруг стоял сплошной вой и плач. В полной темноте город причудливо светился множеством красивых огоньков — повсюду тлели угли. Шатаясь, шли две молодые женщины, я взглянул на них и закричал от ужаса: с их лиц и рук полностью слезла кожа, свисая длинными лохмотьями, а они почему-то не стонали. Люди, в шоке не чувствуя боли, натягивали кожу обратно на руки, как перчатки. В углу обвалившейся стены сидел человек и пел колыбельную своему обуглившемуся ребенку. Я понял, что умер и попал в ад".
Таких воспоминаний очевидцев трагедии Хиросимы и Нагасаки можно прочитать десятки тысяч. Люди уже умерли, но их страшные слова остались в назидание потомкам.
Впрочем, в угоду политкорректности, сегодня японцев методично и с упорством, достойным лучшего применения, учат прощать американцев за смерть сотен тысяч мирных жителей, но при этом вдалбливают и вдалбливают, что из-за поражения в войне они потеряли Курильские острова.
Даже в хиросимском музее указано, что "после атомной бомбардировки Сталин вероломно напал на Японию, в результате чего были отторгнуты законные японские территории". Это звучит повсюду настолько часто, что уже не слишком удивляешься информации, озвученной в пресс-службе префектуры Хиросимы: 25% японских школьников считают, что атомную бомбу на их страну сбросил… Советский Союз.
В новеньких японских учебниках, по которым учатся дети в Хиросиме, напечатано: "по словам Соединенных Штатов, удар был оправдан - иначе погибло бы еще больше людей вследствие затяжного сопротивления". Также приводятся слова тогдашнего секретаря кабинета министров Хисацуне Сакомицу: "Атомная бомба — золотой подарок небес Японии, давший ей возможность закончить войну".
Отдавать ежегодную дань памяти Хиросиме в Японии, да и во всем мире, стало технической формальностью, имитацией скорби. Мэр Хиросимы три года назад приглашал в свой город Джорджа Буша, дабы президент США сам посмотрел, что может принести человечеству война, но тот не приехал. Все верно. Напоминание о Хиросиме словно палка в колесе может помешать господам американцам при очередных "освободительно-гуманитарных" бомбардировках в очередной точке планеты. Тем более, что, похоже, теперь вот Иран с его нефтью и газом на очереди…
Двадцать лет безумия американской ядерной гонки
Как-то принято считать (сегодня это почему-то вообще воспринимается как азбучная истина), что тон ядерной гонке вооружений задавали обе сверхдержавы – и США и СССР. Мы к этому тоже привыкли – несмотря на то, что многократно опубликованные факты и документы как раз свидетельствуют, что СССР ВСЕГДА лишь догонял США, стремясь обеспечить хотя бы приблизительный паритет и тем самым сдержать американских милитаристов от соблазна "бахнуть" так, чтоб им самим за это ничего не было.
США, как только у них появилась атомная бомба, стремились к монопольному праву обладания ею, чтобы не только лишить другие страны возможности адекватного ответа, но и, как следствие – диктовать свои условия всему миру.
Президент США Гарри Трумэн стал первым (и очень хочется надеяться – последним) политическим руководителем, кто принял решение на военное применение ядерных бомб. С военной точки зрения необходимости таких бомбардировок густонаселенных японских городов не было. Но политические мотивы в этот период превалировали над военными.
После разгрома Германии Япония уже не надеялась на победу. Она искала пути к переговорам, чтобы закончить войну, - высший военный совет империи принял решение обратиться к Советскому правительству с просьбой о посредничестве в переговорах с США. В середине июля 1945 года Объединенный американо-английский разведывательный комитет представил свои рекомендации Объединенному комитету начальников штабов. Их суть сводилась к тому, что как только Советский Союз окажется в войне с Японией, то японское правительство, вероятно, захочет окончить войну на любых условиях. То есть и тут СССР окажется в победителях, что само по себе было зело противно заокеанским политиканам. Поэтому и нужно было применить Бомбу – а все дальнейшие штатовские разглагольствования "о предотвращении дальнейших жертв" не выдерживают вообще никакой критики, если судить с точки зрения логики, а не путаться в понятиях "целесообразности". Взорвав Бомбы и ужаснув весь мир, Америка погрозила этим ядерным кулаком СССР и ясно определила главную цель руководства США - достижение мирового господства.
Впрочем, одной угрозой американцы, понятное дело, ограничиваться не стали, особенно когда выяснилось, что СССР вовсе не намерен соглашаться с такой установкой и боязливо вскидывать вверх лапки. Бомбить – так бомбить, решили в Америке и один за другим стали готовить операции по атомной бомбардировке Советского Союза – одну чудовищнее другой.
Директива объединенного комитета военного планирования 432/д от 14 декабря 1945 года, ставила задачу на подготовку атомной бомбардировки 20 советских городов - основных политических и промышленных центров Советского Союза. При этом планировалось использовать весь наличный на то время запас атомных бомб - 196 штук. Определялся и способ их применения - внезапный атомный "первый удар".
К середине 1948 года в Комитете начальников штабов был составлен план ядерной войны с СССР, получивший кодовое название "Чариотир". Только за первые 30 дней намечалось сбросить 133 ядерные бомбы на 70 советских городов.
Однако, этого американским аналитикам показалось мало (действительно, черт их знает, этих русских, они, говорят, живучие, заразы такие) – количество бомб, которые США планировали высыпать на головы советских людей, все увеличивалось и увеличивалось...
Сообщение о том, что Советский Союз овладел секретом ядерного оружия вызвало у правящих кругов США желание как можно быстрее развязать превентивную войну. Был разработан план "Тройан", в котором предусматривалось начать боевые действия 1 января 1950 года. На то время Штаты располагали 840 стратегическими бомбардировщиками в строевых частях, 1350 - в резерве и свыше 300 атомными бомбами.
Но ситуация в мире быстро менялась, что нашло свое отражение в американской стратегии "массированного возмездия", принятой в 1953 году. А уже 1955 году Штаты располагали 1565 бомбардировщиками, и 4750 ядерными бомбами для них мощностью от 50 Кт до 20 Мт.
В декабре 1960 года был составлен первый единый план ведения ядерной войны, получивший наименование "Единый комплексный оперативный план". Он предусматривал, в соответствии с требованиями стратегии "массированного возмездия", ведение против СССР и Китая только всеобщей ядерной войны с неограниченным применением ядерного оружия (3,5 тысячи ядерных боезарядов).
Военно-политическое руководство США считало, что необходимо иметь такой количественный состав ядерных вооружений, применение которого обеспечило бы "гарантированное уничтожение" Советского Союза, как жизнеспособного государства.
В середине 1961 года был одобрен план СИОП-2, отражавший стратегию "гибкого реагирования". Общее количество целей в плане составляло 6 тысяч…
"Кузькина мать" как тормоз ядерной гонки
Принято считать, что безумные обороты ядерной гонки притормозил разразившийся осенью 1962 года Карибский кризис. Но это не так, вернее, не совсем так. Конечно, внезапное для США появление советских ракет средней дальности на Кубе и отсутствие у них подавляющего превосходства в количестве МБР и БРПЛ над Советским Союзом сыграло свою роль и заставило политиков всего мира взглянуть на ядерное оружие с новой стороны: оно явно сыграло роль сдерживающего фактора.
Но главное событие, способствовавшее массовому протрезвлению в головах политиков и военных по обеим сторонам океана, произошло еще год назад: 30 октября 1961 года. В тот день в 11 часов 30 минут в районе Маточкина Шара (на Новой Земле) Советский Союз взорвал знаменитую "Кузькину мать" – оружие, страшнее которого не знала мировая история.
Кому пришла в голову идея взорвать термоядерную бомбу мощностью 100 мегатонн (мощность настолько чудовищная, что представить ее просто нельзя) сегодня достоверно узнать вряд ли возможно. Скорее всего, идея витала в воздухе и была высказана сразу в нескольких местах. Но то, что она была с энтузиазмом подхвачена как руководством страны, так и учеными-разработчиками – факт, не подлежащий сомнению.
Впрочем, через некоторое время некоторые, наиболее трезвые головы начали сомневаться – как бы чего с этой дрянью не вышло – в смысле нехорошего и непредсказуемого. Мало того, что этот гигантский БУМ мог вполне реально проломить земную кору – со всеми вытекающими оттуда (в самом прямом смысле) чудовищными последствиями. Могли ведь случиться вещи и посерьезнее: к примеру, могла начаться непредсказуемая реакция в самой Земле – кремний в земной коре мог начать цепную реакцию… Или – земное ядро, где работает наш общий Земной ядерный реактор, могло взбунтоваться и вспыхнуть поярче – а, значит, мог вспыхнуть и весь земной шарик. Погорел бы немного и остыл навсегда. А все люди, в том числе и те, кто "бахнул", даже бы не успели сообразить, что они уже того - умерли…
Самое неприятное заключалось в том, что никто не мог более-менее внятно даже приблизительно посчитать вероятность такого апокалипсиса. Сходились в одном – полностью исключить такую вероятность нельзя.
Почесали тогда свои затылки советские ученые и решили доложить руководству – задание-то уже дано, потому без указания от "самого" ничего менять не позволялось. Даже если бы в итоге действительно все сгорело к едрене-фене.
Научные термины и расчеты великому рассаднику кукурузы Никите Хрущеву сказали ровно столько, сколько может сказать свинье лекция о прогрессивной роли генной инженерии. Тогда, всмотревшись в ясные, не замутненные разумом глаза Никиты Сергеича, спецы решили объяснить это проще:
- Ну, как бы это сказать… В общем, тогда, может, и Кремля не будет…
Такая перспектива Никите-кукурузнику не понравилась. Наморщив лоб, он для солидности попыхтел и приказал мощность "изделия" – уполовинить.
Бомба показала мощность больше расчетной - 57 мегатонн. Одновременно с ней конкурирующие коллективы разработчиков сделали бомбу и в 100 мегатонн, но ее никогда не испытывали. И слава Богу!
Вспышку можно было наблюдать на расстоянии тысячи километров от взрыва. Взрывная волна от взрыва трижды обогнула земной шар. Четверо суток после этого по всей планете проходили землетрясения и цунами – матушку-Землю трясло от пережитого стресса.
Один из пилотов, ходивших на ядерную "грозу", честно признавался начальнику испытательного управления Серафиму Куликову:"Серафим, не ругай и не срами меня - задание полностью выполнить не смогли. Впереди нас по полету образовалась огненная стена, бурлящая, зловещая, жуткая. Нервы у нас не выдержали, и мы свернули в обход облака взрыва на расстоянии, далеком от заданного".
И вот тогда-то политики по обе стороны океана задумались – а какой смысл "бахать" по противнику – Земля-то вон какая маленькая, один черт всем достанется – и вашим, и нашим… А Карибский кризис лишь послужил катализатором к долгому и трудному процессу переговоров о сдерживании этой самой гонки ядерных вооружений.
К слову сказать, водородная бомба остается самым разрушительным оружием: по расчетам специалистов, взрыв мощностью 20 мегатонн (а именно такими боеголовками оснащены сегодня в большинстве своем как американские, так и наши ракеты) может сравнять с землей все жилые дома в радиусе
Мода на "макси" прошла. Грядет мода на "мини"?
Конец XX и начало XXI века поставили перед человечеством еще одну страшную угрозу. И угроза эта называется одним словом – терроризм . И даже представить страшно, что будет, если к террористам попадет ядерное оружие – разница между терроризмом атомным и "обычным" будет такой же, как между водородной бомбой и бандитским фугасом.
Разумеется, атомная бомба весит не один килограмм. Причем и наши и американцы пока в основном лишь рассуждают о возможностях миниатюризации. И, видимо, кардинально проблема минимализма до "стадии рюкзачка" станет разрешима не сегодня. Но проблема очевидна уже сейчас: пешком нынешние террористы ходят редко. Для передвижения они все больше транспорт используют: автомобили, поезда, самолеты… Поэтому особой сложности - как доставить неведомо где (тьфу-тьфу-тьфу!) добытый (пусть и тяжелый) ядерный заряд в нужное место для них вряд ли возникнет. Тем более, что особой точности (как при обычной взрывчатке) здесь и не требуется: помните старую армейскую шутку: "Ядерная бомба, товарищи бойцы, всегда попадает прямо в эпицентр…" Грузовичок сойдет?
Впрочем, по некоторым данным, уже сегодня при использовании плутония в качестве заряда и бериллиевой оболочки в качестве отражателя, вполне реально сделать бомбу массой порядка 15кг. Правда и мощность этого заряда будет небольшая, порядка 10 тонн тротилового эквивалента. Вроде бы - шутки просто. Зато при массе всего 20 -
Для вызова ответного удара по странам – "пособникам мирового терроризма" - вполне достаточно. Что, в свою очередь, способно вызвать ответный всемирный "джихад", автоматически означающий Третью мировую войну… Чего, собственно, террористы и добиваются.
Если продолжать, то, обладая развитой террористической инфраструктурой, при наличии Бомбы террористы реально могут использовать гражданскую авиацию для перевозки заряда массой более 100кг. А заряд в 100кг, выполненный из плутония - это уже совсем не шутки. Для примера, приведем американскую боеголовку W-58. Весит
Немаловажный момент: все вышеперечисленные боеголовки созданы не позднее 70-х годов. А что у нас и у американцев на вооружении сегодня?
Ну и на сладкое: тяжелая весовая категория.
250 кг. (или вы мне скажете, что с полной уверенностью можно утверждать, что грузовик с 250кг грузом не попадёт с периферии в центр крупного мегаполиса? А как же взрывы в Москве, или взрыв в Оклахома-сити, где подорвали грузовик с 2-2,5 тоннами взрывчатого вещества?)
Просто в качестве общей информации - американская боеголовка W-59, при массе 250кг обладала мощностью 1МТ Т.Э. 1МТ - это уже 50 Хиросим разом. Мегаполис (и все что неподалеку от него) перестанет существовать. И хоронить будет нечего, равно как и некому…
Речь не идет о запугивании – речь идет о принципе. Никто не говорит, что получить и доставить в центр мегаполиса ядерное оружие легко. Но что и как будет в мире через 10, 20, 50 лет - мы не знаем. Поэтому нельзя полностью отрицать возможность того, что за ближайшие …дцать лет такая вероятность может представиться. И не факт, что ею никто не воспользуется…