Джеймс Вулси: Если выбор для мира будет сформулирован так: либо Иран как ядерная держава, либо применение силы, мы обязаны будем прибегнуть к последнему
Накануне глава МАГАТЭ, свежеиспеченный лауреат Нобелевской премии Мохаммед эль-Барадеи, которого называют “охотником за ядерным оружием”, принял решение о передаче “ядерного досье” на Иран в Совет Безопасности ООН. Поводом для этого послужило заявление Ирана о том, что он возобновляет программы по обогащению урана в Исфахане. Тегерану тут же предложили обеспечить широкий доступ инспекторам МАГАТЭ на ядерные объекты и прекратить все работы по обогащению урана. Очевидно, что для него это является неприемлемым условием, а значит, силовой вариант разрешения конфликта между Ираном и США не исключен. Насколько велика вероятность такого исхода событий? Ответ на этот вопрос сегодня крайне важен не только для Тегерана и Вашингтона, но и для Москвы, которая, кстати говоря, высказала свою принципиальную позицию по вопросу передачи иранского досье в Совет Безопасности ООН – оснований для этого нет, - заявил заместитель министра иностранных дел Александр Яковенко. Достаточно вспомнить то, что именно Россия помогает Ирану строить атомную станцию в Бушере, по сути являясь стратегическим партнером этого государства в богатом энергоресурсами регионе, чтобы понять, что споры вокруг мирного атома Ирана имеют геополитический характер. Каких последствий ждут в США в случае, если иранское досье будет рассмотрено в Совбезе ООН? Главное, каким будет участие России в иранском кризисе? Согласитесь, любопытно знать, что думают об этом те, кого наши доморощенные демократы называют истинными ее отцами, а трезвые граждане в уме позиционируют как представителей явных недоброжелателей России за океаном. На эти любопытные вопросы в эксклюзивном интервью Накануне.RU ответил бывший директор ЦРУ Роберт Джеймс Вулси.
Вопрос: Сейчас весь мир ожидает, что иранское досье будет передано в совет безопасности. Что по Вашему мнению, последует за этим?
Джеймс Вулси: Я считаю, что иранцам нельзя позволить запустить собственный ядерный цикл. Если точнее - мощности по обогащению урана и переработке отработавшего ядерного топлива. Потому что если им удастся добраться до этой черты - уже через считанные недели или месяцы у них появится ядерное оружие. И мы знаем, что, хотя это, конечно, предположение, но нет ничего, что могло бы его опровергнуть - единственная причина, по которой они пытаются создать у себя ядерный цикл - это возможность перерабатывать то самое ядерное топливо. Эта страна сжигает больше попутного газа при добыче нефти, чем рассчитывает получить от запуска АЭС, если измерять это в энергетических единицах. Поэтому я уверен, что Ирану атомная энергетика нужна совсем не для декларируемых им целей. И еще. Не стоит делать вид, будто Иран пытается запустить свою ядерную программу - у него уже есть ядерная программа и она работает.
Вопрос:Но как Вы можете остановить их? Это во-первых. Во-вторых, мы - Россия - те самые "плохие ребята", которые помогают Ирану построить реактор. Как Вы к этому относитесь?
Джеймс Вулси:Сам по себе реактор - это не проблема. Проблема - цикл обогащения. Если русские или кто-то еще помогут им с этим циклом или, вернее, если они обеспечат гарантии, что отработавшее топливо будет возвращаться и перерабатываться не в Иране, тогда возможно, если добавить к этому обязательные и регулярные международные проверки, острота проблемы будет снята. Но, к сожалению, верить тому, что говорит этот (иранский) режим нельзя.
Вопрос: Но они ведь обещают вернуть ОЯТ в Россию?...
Джеймс Вулси: Здесь важно не забыть о газовых центрифугах, которые иранцы купили у отца пакистанской ядерной бомбы Агу-Хана. Мы ни при каких обстоятельствах не должны даже на минуту доверять тому, что говорит нынешнее иранское правительство. Но если представить, что они отказываются от центрифуг, от топлива, от своих идей и соглашаются на инспекции - только тогда можно предположить, что проблема будет урегулирована. Но я не вижу пока для этого никаких оснований.
Вопрос: В противном случае - если иранское досье будет рассмотрено в Совбезе ООН, что будет потом? Допускаете ли Вы возможность силового сценария?
Джеймс Вулси: Я думаю, пока это маловероятно. Но ни в коем случае, мы не должны отбрасывать этот вариант. Поскольку, если выбор для мира будет сформулирован так: либо Иран как ядерная держава, либо применение силы, мы обязаны будем прибегнуть к последнему.
Вопрос: Но Вы часто говорите о возможности "мирного" изменения ситуации - предрекая иранскую оранжевую революцию... Теперь это уже не кажется Вам вероятным? И как вообще изменилось Ваше отношение к технологям "смены режимов" после того, как президент Каримов подавил волнения в Андижане? Ведь весь мир увидел, что если демократии противопоставить решительную и жесткую силу - революции не получается.
Джеймс Вулси: Вы знаете, примеры таких изменений мы видели в Грузии, на Украине, в Ливане. И там у демократии все получалось. Но выясняется, что демократии трудно прорасти там, где царствует жестокий диктатор - студенческие группы не могут проводить встречи, устраивать демонстрации и участвовать в выборах. Если правительство страны является настолько диктаторским - а режим Ахмадинежада безусловно деспотичен - его речь в ООН лишний раз подтвердила это, он готовый диктатор уровня Хомейни - то тогда шансы на изменение ситуации изнутри в ближайшие годы очень невелики. По крайней мере, значительно меньше, чем в первый год президенства Хатами - с 1997 по 1998-й. Сегодня пространства для демократии в Иране гораздо меньше - выбирать между Ахмадинежадом и Расфанджани - то же самое что между Брежневым и Андроповым.
Вопрос: Как Вы в связи с этим оцениваете русское участие в иранском кризисе и политическую ситуацию в самой России?
Джеймс Вулси: Вы знаете, я всегда относился критично к политике свертывания демократических свобод, которую проводит Владимир Путин на протяжении последних нескольких лет. Но свобода слова в вашей стране еще кое-где сохраняется. То есть, это не Иран, конечно. И чрезвычайно важно, решит ли Путин последовать Конституции или же будет пытаться сохранить себя у власти на новый срок. Так же важно - будут ли допущены к участию в общественной жизни политические партии - настоящие, а не поддельные. От этого зависит прогноз на будущее. Но тенденции, которые я наблюдаю - их определенно нельзя назвать хорошими.
Наша справка: Роберт Джеймс Вулси (младший) родился в Тулсе, штат Оклахома в 41-м году, там же закончил школу. В 1963-м закончил Стэнфордский унивеситет, в 65 - Оксфорд, в 68 - Йельский университет. Вулси работал в нескольких американских правительствах: советник американской делегации по ограничению стратегических вооружений (SALT1 - Хельсинки, Вена, 1969-1970), советник сенатского комитета по обороне(197)-1973), зам. командующего ВМФ (77-79), руководитель делегации США на американо-советских переговорах по сокращению вооружений (СТАРТ) и переговоров о вооружениях в космосе (NST, Женева, 1983-1986), представитель на переговорах по обыкновенным вооружениям в Европе (CFE, Вена, 1989-1991), директор Центрального Разведывательного Управления 1993-1995. Сегодня - председатель попечительского совета Freedom House, член аналогичного совета в центре Стратегических и Международных исследований, соучредитель юридической компании Shea&Gardner.
Начиная с 1960-х гг. стратегическая роль SGS в экономике развивающихся стран сделала эту компанию удобным инструментом в руках ряда всемирных организаций, желавших установить контроль над мировой торговлей и отслеживать коррупционные явления. Так, например, в начале 1980-х гг. Всемирный банк и МВФ начали настаивать на том, чтобы получающие от них финансовую помощь развивающиеся страны в обязательном порядке заключали контракты с инспектирующими компаниями - такими, как SGS. В июне 1996 г. президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон объявил о том, что компания SGS выбрана главным аудитором глобальных программ ВБ, в том числе и программы "выборочного аудита", целью которой является мониторинг уровня коррупции в развивающихся странах. В 1992 г., а затем и в 1999 г., ООН заключила аналогичные контракты на сопровождение иракской программы "Нефть в обмен на продовольствие" с компанией Cotecna, которая в период с 1991 по 1997 г. была дочерней компанией SGS.
Тем временем SGS приобрела полезные знакомства с высшим руководством разведслужб, в частности, с Джеймсом Вулси, являвшимся директором ЦРУ в 1993-1995 гг. В период с 1991 по 1993гг. Джеймс Вулси временно уволился с государственной службы и занимался частной юридической практикой. По его собственным словам, в это время SGS была одним из его основных клиентов. Когда в 1995 г. Вулси в очередной раз ушел из ЦРУ и приступил к работе в ведущей вашингтонской юридической фирме Shea&Gardner, он вновь назвал SGS своим ключевым клиентом. После того, как в 2003 г. Вулси ушел из Shea&Gardner и основал совместную компанию с Бузом Алленом Хэмилтоном, SGS осталась в списке клиентов Shea&Gardner .