24 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Плохие-хорошие ВУЗы. А, ну-ка, угадай!

Новый учебный год наряду со ставшими “обычным делом” хлопотами сулит преподавателям и студентам УрФОшных вузов кое-что посущественнее. Государство в очередной раз приступило к “перетряхиванию” высших учебных заведений. Однако, на этот раз, грозятся чиновники, все будет серьезно, “по-взрослому”. О сиих намерениях власть предержащих свидетельствует и тот факт, что только за последний месяц аккредитации лишились 20 вузовских филиалов, из них, кстати, 7 – в УрФО. В их числе, как сообщают центральные интернет-издания, филиал Тюменской государственной архитектурно-строительной академии в Тобольске, филиалы Тюменского государственного нефтегазового университета в Сургуте, Нефтеюганске, Нижневартовске и Новом Уренгое, Уральский филиал Российской экономической академии имени Плеханова, Уральский филиал Института управления и экономики в Санкт-Петербурге.

Процедуру аккредитации в рекордно короткие сроки /один год!/ предстоит пройти, как минимум, 10% российских вузов. По данным "Учительской газеты" в ближайшее время внеочередная аттестационная проверка, которая по закону необходима для принятия решения о лишении права выдавать диплом государственного образца, грозит в частности Уральскому гуманитарному институту /Екатеринбург/.

“Наверху”, как водится, сокращение объясняют “интересами государства”: мол, высших учебных заведений в нашей стране стало больше в разы /по сравнению с советскими временами/, а качество образования во многих из них оставляет желать лучшего. Самое любопытное, что по свидетельству множества родителей и самих студентов, преподавателей, наконец, - это истинная правда.  Вопрос, как  обычно, в том, насколько совпадут благие намерения и реальные дела.

Центральные телеканалы уже потихоньку начали посредством “благодушных” видеосюжетов этак ненавязчиво готовить общественное мнение к грядущим “чисткам”. И, думается, не случайно. Эхо путинского “Ну, кому это надо?” /послание Федеральному Собранию/ в мгновение ока докатилось до всех уровней государственной власти. Все – от сотрудников Минобразования до чиновников на местах - рьяно бросились исполнять “верховную” волю. Не прошло и нескольких месяцев после президентского выступления, как новоиспеченный министр образования и науки Андрей Фурсенко всенародно заявил: “До 10% вузов не соответствуют образовательным критериям”, из 1000 высших учебных заведений и 2000 филиалов ликвидации подлежат, как минимум, 400. "Мы считаем, что на сегодняшний день в России произошла девальвация высшего образования. В стране в пять раз больше ВУЗов и их филиалов, чем было в Советском Союзе. И непонятно, где на такое количество можно набрать квалифицированных преподавателей” .

Действительно, ВУЗов в нашей стране в последние годы “развелось”, как грибов после дождя. Между тем, количество профессоров и докторов наук, способных “впихнуть” в головы беспечных студентов основы той же теории вероятности или, скажем, методику преподавания литературы, осталось на уровне доперестроечной России. Да, и откуда им взяться? Целое поколение 90-х, мягко говоря, "плевало" на науки и мечтало, как многие помнят, стать валютными проститутками и "быками". В чем обвинять самих юнцов можно лишь отчасти. Время было такое, диктовало моду на финансовый успех, который совершенно не зависел от ума и способностей, а лишь от наглости и циничности. 

В те же годы служители науки, помимо основной работы /чаще всего в государственном ВУЗе, где сосредоточены фундаментальные исследования/, начали и продолжают подрабатывать еще в нескольких самодеятельных конторах от образования, имея от этого дополнительные доходы. И это не их вина. Имея зарплату в 3000-4000 рублей /такова ставка плюс всякие надбавки в госВУЗах, как правило/ сорока-пятидесятилетнему человеку архипроблематично кормить семейство. Понятно, что и в основной альма-матер и в наштампованных под сурдинку вседозволенности /все, что не запрещено законом, как мы помним, разрешалось/ наши кандидаты и доктора наук из преподавательского сословия бывали набегами, что на качестве образования не сказаться не может. Кроме того, даже “приходящих” профессоров и докторов наук в большинстве негосударственных ВУЗов и ВУЗовских филиалах раз и обчелся / в чем-чем, а в этом с государственными мужами трудно не согласиться/. Нехватку кадров с лихвой восполняют ежегодные /или ежемесячные – у кого как/ взносы за обучение.

Поэтому-то те знания, которыми посредством зазывательных лозунгов клятвенно обещают “напичкать” будущих студентов некоторые академии и институты, на деле оказываются дыркой от бублика. Уверенный в своих знаниях выпускник, отправляясь с дипломом под мышкой на работу в какую-нибудь более-менее солидную организацию, приходит в недоумение, почему он не может справиться со свалившимися на него обязанностями. Более того, его просто не берут на работу /известно, что солидные фирмы имеют список ВУЗов, которым можно доверять/. В свете этого, становится вполне понятно, почему ВУЗам есть от чего вздрогнуть. И сегодня уже не важно, что не так давно, те же ВУЗы, которые сейчас попали в “черный список” Минобразования, повально были преобразованы в академии и университеты - без разбора кто и за какие заслуги. И тем же Минобром, между прочим.

Второй аспект, почему это государству вдруг понадобилось сокращать количество ВУЗов  - переизбыток /!/ специалистов с высшим образованием. В этом вопросе на региональном уровне со столицей проявляют завидное единодушие кадровики. “Сегодня остро требуются квалифицированные специалисты рабочих профессий. Посмотрите, сколько у нас сейчас невостребованных юристов, экономистов и других специалистов с высшим образованием. Сокращение ВУЗов приведет к тому, что население будет переориентировано на рабочие специальности. Это, в свою очередь, приведет к сбалансированности на рынке труда, - говорит руководитель отдела науки Департамента образования и науки Тюменской области Эмма Лимонова. Вообще, - тут же добавляет, - об этом  еще рано говорить, пока у нас нет никаких официальных документов. Могу только сказать, что юга Тюменской области сокращение не коснется. Соотношение государственных и негосударственных ВУЗов у нас 11 к 2. Все они в этом году благополучно прошли госаттестацию”.  Кстати, по нашим данным, это все-таки не совсем так или совсем не так /смотри выше/.  

Сами служители науки придерживаются несколько иного мнения. “Я не считаю, что в России переизбыток специалистов с высшим образованием, - поясняет проректор по общим и организационным вопросам Уральского государственного университета им. М.Горького Валерий Ларионов. - Достаточно и представителей рабочих профессий. Просто многие из них нашли более оплачиваемую работу. Я сам, в свое время, из университета ушел на завод, потому что там мало платили, а потом, когда на заводе стали задерживать зарплату, снова вернулся в университет. Кстати, я лично не слышал, чтобы президент говорил о переизбытке специалистов с высшим образованием. Говорят, что эти его слова были неправильно истолкованы”. Что касается грядущего сокращения институтов, Валерий Николаевич полагает: “Обсуждать эту тему сейчас неуместно и некорректно. В Москве постоянно что-то решают, однако, это не значит, что все будет воплощено в жизнь. Но в целом, проверять высшие учебные заведения, конечно, надо. Особенно, если у них закончилась аккредитация. Это стандартная процедура ”. В ЧелГУ и ЮУрГУ эту тему обсуждать вообще отказались, ссылаясь на нехватку времени. 

А вот ректор Уральского горного университета Петр Косарев о предстоящей ликвидации части ВУЗов говорит со знанием дела. “На самом деле сокращения уже начались. И сегодня это - для нас, по крайней мере,- перестало быть секретом. Так, уже известно, что филиалов будет лишен Тюменский государственный нефтегазовый университет – в Сургуте, Нефтеюганске, Нижневартовске, Новом Уренгое, отказано в аттестации  уральскому филиалу Российской экономической академии им.Плеханова, уральскому филиалу Института управления и экономики. Я считаю, что сокращать ВУЗы, в которых страдает качество, необходимо. У нас есть ВУЗы, в которых учатся по 100-200 человек, причем, поступают туда без всяких вступительных испытаний. Ну, что это за институты!”

Кстати, о “черном списке”. Опубликовала его “Комсомольская правда” еще в середине июля. Но вот, что интересно. Министерство образования и науки составило другой список – рейтинг лучших вузов страны, в первых строчках которого сплошь московские и питерские вузы. Уральских вузов в первой десятке /по разным направлениям/ пересчитать можно по пальцам одной руки.

И несколько слов о самих студентах, которые и являются главными “заложниками” очередного государственного эксперимента. Моя сестра, которая в этом году собралась поступать в филиал какого-то питерского ВУЗа, спрашивает меня: “Как ты думаешь, стоит или нет?” Не знаю. Но, скорей всего, посоветую ей все-таки остановить свой выбор на государственном ВУЗе /или, верней, на том, что был и здравствовал еще в союзные времена/. Иначе велик риск остаться и не только без знаний, но и без диплома.

На самом деле такая участь не из разряда фантастики. Отнюдь. В случае отзыва аккредитации ВУЗ лишается права выдавать дипломы государственного образца и предоставлять отсрочку от армии. Представляете, что тогда будет со студентами, которые уже постигают “азы науки” в этом учебном заведении. Что вы, на произвол судьбы мы их не бросим, уверяют в Минобразовании. Все студенты будут продолжать учиться по своей специальности в своем регионе только в другом “более надежном” ВУЗе. Вот только непонятно, как та же Уральская государственная юридическая академия /чисто технически/ сможет плюсом к своим студентам вместить студентов из других юридических вузов, которых в Екатеринбурге пруд пруди. Кстати, чиновники Минобразования со всей строгостью обещают проконтролировать соблюдение норматива в 10 кв. метров вузовских помещений на одного студента…

Ничего страшного, полагают представители Минобразования, тогда за них будет отвечать головной ВУЗ. Вот и подумайте сами, насколько широко распространится эта его ответственность. При этом, деньги, заплаченные  незадачливому ВУЗу за обучение, студенты смогут вернуть только в том случае, если это предусмотрено договором. Тогда как, поведал “Ъ” начальник маркетингового отдела Российского  государственного гуманитарного университета Дмитрий Шевченко, стандартный договор такого пункта не содержит и юридически эти обстоятельства считаются форсмажорными. Довольно неприглядная картина получается, не правда ли? Если уж намерение екатеринбургских властей ввести 100% оплату коммунальных услуг в общежитиях в конце 90-х вызвало студенческие волнения…

Итак, российское министерство образования всерьез намерено “избавиться от плохих ВУЗов”. Далее нехитрая логическая цепочка: ВУЗов станет меньше, поток в оставшиеся возрастет, отбор абитуриентов в них, соответственно, станет жестче. При этом “хорошие” ВУЗы будут со временем преобразованы в автономные некоммерческие организации , то есть получат официальное право заниматься коммерческой деятельностью. Не трудно догадаться, кто и за какие заслуги будет поступать в них в первую очередь… 

А президент все в том же послании говорил: "Одна из самых серьезных проблем – это недоступность качественного образования для малоимущих. Обучение сопровождается дополнительными платежами, которые не каждый может себе позволить"...

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС