25 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Государство "разлюбило" ВУЗы?

"Чтоб вы жили на одни бюджетные средства" – хуже пожелания для российских ВУЗов не придумаешь. Не секрет, что  высшие учебные заведения вынуждены для того, чтобы существовать, искать и другие источники дохода. Ректоры не скрывают, что все университеты живут по двойной бухгалтерии. Например, Уральский государственный университет им. А.М. Горького 50% всех денег зарабатывает сам, 50% выделяется из бюджета. И так большинство.

Знает об этом, естественно, и федеральная власть. В пресс-службе Министерства образования и науки РФ напрямую говорят, что форма бюджетного учреждения – не самый лучший для ВУЗов способ существования. Министерство экономического развития и торговли совместно с депутатами Госдумы придумало другой вариант и разработало законопроект "Об автономных учреждениях", касающийся, конечно, не только университетов, но и всех социальных учреждений (театров, больниц, цирков и т.д.).

Фото:
Фото: Накануне.ru
"По моим сведениям законопроект полностью готов, думаю, что в первом квартале 2006 года он будет принят. На встрече с Михаилом Фрадковым ректоры университетов самым решительным образом потребовали вывести ВУЗы из-под юрисдикции этого закона. Вопрос поставлен, но не решен",- рассказал Накануне.RU ректор Уральского государственного университета им. А.М. Горького Владимир Третьяков.

Что же в новой инициативе МЭРТа так не устраивает глав ВУЗов?Согласно законопроекту, ВУЗы переходят с бюджетного финансирования на субвенции и субсидии. Проще говоря, действует принцип госзаказа. Предполагается, что все высшие учебные учреждения получат куда большую экономическую свободу чем ту, которая когда-либо была.

Вся суть законопроекта сводится к тому, что государство отстраняется от управления высшими учебными учреждениями, они становятся как бы маленькими самостоятельными государствами. Появляется наблюдательный совет (прямо как Дума), который рассматривает те или иные предложения, дает рекомендации (на практике, обязательные для исполнения). В общем, совет определяет, в каком направлении развиваться высшему учебному учреждению, а ректор (как Президент, только полномочий меньше) осуществляет задуманное советом.

Все бы ничего, только совет этот будет состоять из людей, не имеющих никакого отношения к университету. Нет, сотрудники ВУЗа, конечно, тоже могут присутствовать в университетском наблюдательном совете, но их не должно быть больше одной трети, и должность председателя совета они занимать не имеют право. Остальные – представители власти и общественности. Кстати, ректор тоже не может входить в состав наблюдательного совета.

В Минобрнауки РФ уверяют, что полномочия ректора определяются уставом высшего учебного заведения и законопроект "Об автономных учреждениях" не вносит каких-либо изменений в перечень полномочий руководителя ВУЗа. Сами ректоры считают иначе.

"Подобрать такой законодательный орган, чтобы он был достаточно квалифицированным и одношерстным, очень и очень сложно. Опять начнется разброд мнений, идей, а до тех пор, пока этот совет не примет какое-либо решение, ректор будет лишен возможности вести ту или иную деятельность", - считает ректор Уральского Государственного Политехнического Университета Станислав Набойченко.

Фото:
Фото: Накануне.ru

Есть еще один нюанс. Университетская Дума в виде наблюдательного совета может вносить свои предложения по изменению устава. Принимать ли эти предложения, будет решать… нет, не ректор, а учредитель.

Все определяет большинство – решения принимаются методом голосования. Получается, мнение работников ВУЗа услышать-то услышат, но фактически оно ничего не решит. Маленькая деталь: при отсутствии на заседании председателя совета, его место занимает старший по возрасту, но этот человек не должен являться представителем трудового коллектива ВУЗа.

Также наблюдательный совет назначает и снимает ректоров, что у последних, конечно же, не вызывает восторга.

"Почему за годы перестройки, шумного, сложного и непонятного времени, ВУЗы сохранились? Потому что у них были демократические принципы управления, т.е. верховная власть принадлежит конференции коллектива. Исполнительную власть несет ректор, который утверждается министерством и подотчетен и коллективу, и государству. Меня не могут уволить с работы, если я, конечно, не совершил какие-то уголовные преступления, без мнения моего коллектива. И, наоборот, коллектив может только высказать рекомендации к увольнению, но меня не уволят без утверждения министерства образования. Эта позиция более прочная, и здесь я повязан, в хорошем смысле слова, и правами, и обязанностями", - говорит Станислав Набойченко.

В случае же принятия законопроекта ответственность не будет персонифицирована, как сейчас. Принятие решений с помощью большинства как раз несет в себе опасность, что отвечать за неправильные решения будет некому. Что, кстати, в Думе и происходит. "Дума – типичный пример коллективного разума. Обсуждается вопрос, в котором не все компетентны. Есть сферы, где ошибаться в законах очень опасно. Такой областью является образование", - считает ректор УГТУ-УПИ.

Однако опасность того, что некомпетентный законодательный орган будет принимать некомпетентные решения, за которые некому ответить, осталась вне поля зрения разработчиков законопроекта. Потому что в данном случае законотворчеством (помимо депутатов Госдумы) занимается даже не министерство образования, а МЭРТ.

Хотя, конечно, Министерство образования и вносит свои предложения, что впрочем, не меняет дело. "Разработка указанного пакета законопроектов была поручена Минэкономразвития России. Данными законопроектами устанавливается возможность преобразования государственных (муниципальных) учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в иные организационно-правовые формы", - сообщили Накануне.RU в Минобрнауки.

"Министерство экономики рассуждает категорией рубля. К сожалению, не все вещи оцениваются рублем. Такой рублевый подход опасен", - отметил Станислав Набойченко . Между тем, именно то, каким образом ВУЗы будут получать этот рубль от государства, в первую очередь беспокоит ректоров.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.1723.ru

Но рубль этот университеты смогут зарабатывать и самостоятельно, ведь, согласно пояснениям Минобрнауки, "предусмотренная законопроектами возможность преобразования бюджетных учреждений в автономное учреждение позволит автономным учреждениям образования и науки  по своему усмотрению возмездно оказывать образовательные услуги для любых граждан и юридических лиц.

При этом, соблюдение законных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, будет обеспечиваться как за счет принятия непосредственно Правительством Российской Федерации решения об их создании".

Говоря русским языком, доходы университетов станут формироваться из госзаказа на специалистов и собственных доходов высших учебных заведений. Это сейчас государство выделяет определенную сумму на каждого студента. "Но теперь количество денег будут зависеть ни столько от плана нашего набора, а от того, сколько нам закажут журналистов, философов, историков, математиков. Если ничего не закажут, то денег не будет", - обрисовал перспективу Владимир Третьяков .

Ректор УГТУ-УПИ также видит в такой системе финансирования опасность для своего ВУЗа: "Сейчас государство формирует целевой заказ и гарантированное, хоть и убогое финансирование. Как только оно отойдет от управления в работе ВУЗов, оно скажет: выживайте, как хотите. Я, как ректор технического ВУЗа знаю, что сегодня металлурги очень нужны для промышленности, но их авторитет среди студенчества невысокий. А, допустим, программисты – нарасхват. И разворачиваюсь на подготовку этих специалистов. Я зарабатываю большие деньги, но не готовлю специалистов для ответственных технических специальностей, которые нужны крупным отраслям хозяйства".

Разве такого не бывало, что становилась престижной та или иная специальность, поскольку в таких профессионалах была потребность, а через некоторое время возникал переизбыток специалистов? И, наоборот, из-за непрестижности определенной специальности, не хватает работников в этой отрасли. Кстати, уже сегодня ученые и руководители базовых промышленных отраслей жалуются на кадровый кризис, а если законопроект "Об автономных учреждениях" будет принят и наиболее худшие прогнозы оправдаются. Например,  государство перестанет "заказывать" будущих ученых, и через некоторое время, как раз тогда, когда потребность в деятелях науки будет огромной, их может просто не оказаться на рынке.  

" Мы же готовим специалистов в области фундаментального знания, а кто сказал, что их кто-то закажет? Я опасаюсь именно за фундаментальные дисциплины, которые, может быть, через десять, может быть, через сто лет понадобятся. Нам важно готовить, например, философов, и не имеет значения, что сегодня он руководит банком. Университет не дает профессию, он дает образование. Вы просто представьте, что значит лишиться фундаментальных частей образования…", - ужасается ректор УрГУ.

Разработчики законопроекта этого себе, похоже, не представляют.

Превращая ВУЗы в автономные учреждения, государство отстраняется и от финансирования, и от управления высшими учебными заведениями, передавая это управление в непонятно какие руки. "Образование - это государево дело, нацеленное на будущее страны, и государство должно это отслеживать", - считает Третьяков .

С ним солидарен и Станислав Набойченко : "Идея об автономных ВУЗах не нова, она не раз выносилась на суд общественности. Это лукавая идея. Суть ее: дать больше свободы ВУЗам и освободить государство от опеки ВУЗов, т.е. статус ВУЗов как государственного учреждения становится не актуальным. С моей точки зрения, это опасно и ошибочно, поскольку, если государство упустит из своего контроля систему высшего образования, произойдет ослабление государственности".

Фото:
Фото: admhmao.ru
Не желают ректоры и экономической свободы, которая предоставляется законопроектом. На сегодняшний день высшие учебные учреждения не могут брать крупные ссуды, совершать большие сделки. А по новым правилам делать это будет можно. "Конечно, плюс, свободы больше, - признает Владимир Третьяков, но применимо к УрГУ такой вариант не рассматривает, - Деньги можно взять, только как отдать?"

Но нельзя не согласиться, что для каких-то университетов возможность взять ссуду может помочь решить ряд проблем. Кроме того, для некоторых высших учебных заведений еще одним доводом "за" является то, что имущество, покупаемое на внебюджетные деньги, становится собственностью ВУЗа, тогда как раньше его владельцем являлось государство. 

Однако у Владимира Третьякова на этот счет свое мнение: "Это свобода для тех, у кого много денег. Для УрГУ – нет. Такой пункт законопроекта дает свободу тем, кто 90% зарабатывает сам, а 10% финансируется из бюджета".

По большому счету, данный закон действительно выгоден тем ВУЗам, чьи специальности востребованы на сегодняшний день, и говорить, что он ухудшит положение всех высших учебных заведений, было бы не справедливо. Факт, и это ректоры признают, что и классические университеты могут не только выжить, но и очень даже неплохо существовать, если станут готовить тех специалистов, на которых есть спрос.

Сейчас высшие учебные учреждения, пусть не полностью, но вошли в рыночные отношения. Примером тому служит проверка, проведенная недавно отделом Генпрокуратуры РФ в УрФО, которая показала, что уральские ВУЗы очень даже охотно, но незаконно сдают в аренду свои помещения. Каких только известных и уважаемых университетов в этом списке нет…

Странное, казалось бы, дело: ВУЗы сами отказываются от свободы, сами требуют зависимости. "Систему высшего образования, скажу, пользуясь студенческой терминологией, задолбали инновациями. Каждая новация не имеет должного финансового, юридического обеспечения и кроме вреда ничего не несет. Систему пытаются улучшить под интересы отдельных ректоров. Им нужна самостоятельность, независимость от государства, они боятся присутствия государства. А я, по-крупному, боюсь отсутствия государства в системе высшего образования", - признался Станислав Набойченко .

Получается, варианта два: либо зависимость от государства, либо зависимость от рубля... Только ВУЗам, похоже, выбирать не придется...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС