Введение в майданологию. Записки постороннего
Ходить среди новых-старых демонстрантов обновленного Майдана независимости и еще двух-трех ситуативных площадок в центре Киева, где собираются пикетчики разных политических вкусов и заквасок, одно удовольствие. Хотя это все чаще раздражает ни в чем не повинных местных жителей.
"Горе-то какое нам выпало! И все из-за этих политиков! Ну, почему в нашем подъезде опять живут люди, похожие на бомжей?"- так говорят несознательные киевляне. Они не понимают, что их миссия не только зарабатывать самые большие в стране зарплаты, но и с любовью встречать гостей главного города страны. Пусть даже первый визит в 2004 году был эмоционально принят, второй - с застывшей от непонимания подозрительной улыбочкой, а третий, нынешний - с нежеланием открывать двери настойчиво стучащему в нее гостю. А он ломится в дверь, и утверждает, что выпьет на посошок и уже все - точно уйдет.
Теперешний вид на киевские улицы чем-то напоминает экскурсию из окна автобуса по городу, в котором был несколько раз, но много лет назад. Все до боли знакомо и похоже, все на своем месте. Поражает лишь то, что эти майданы отрешены от людей на них митингующих. Майданы есть. А людей на них нету. Одни статисты. Кажется, что майданы больше созданы для самих горожан, административных зданий, чем для тех, кто яро машет флагами, отстаивая позицию своего лидера. Очень, наверное, удобно наблюдать руководству двух политических сил - коалициантам и оппозиционерам, как столица Украины превращается в пестрый многоцветный балаган.
"Честно, я приехал за идею! Я художник. И мне нужны впечатления. Мне пообещали, что будут кормить, поить, отвезут и привезут. Этого вполне достаточно, чтобы я согласился из Мариуполя приехать в Киев",- говорит опрятного вида Игорь, в аморфной к партийным цветам организаторов одежде и джинсовой бейсболке. Парень вторые сутки спит в палатке представителей общественной организации за возрождение сетевого проекта "Донецкая Русь". И как говорит, очень даже проникся идеей узнать больше о своей малой родине.
"По вечерам приходится выслушивать целые лекции убежденных сторонников не столько Партии регионов, сколько возрождения Донецкой Руси",- говорит Игорь.
В пятнадцати минутах ходьбы от него под гранитной опорой Украинского дома присел на корточки его полтавский коллега Александр. Это может показаться странным для нынешнего сегодняшнего рационального мира, но полтавчанин тоже приехал не ради денег. Он также называет себя художником.
"На заводе, где я работаю, сказали, чтобы мы определялись за какую мы политическую силу. Чтобы не были аполитичными, взяли да поддержали одну из сторон! Я выбрал – "оранжевых". За них и в 2006 году голосовал",- говорит полтавский художник. Он, как и мариупольский художник, живет в Киеве вторые сутки, и заверяет, что из материальных благ получает только постель, еду, и минералку. "Правда, были разговоры на работе, что тем, кто ездил на Майдан - обязательно выплатят 13 зарплату, но это когда еще будет",- неуверенно проговаривается Александр.
И с кем бы вы ни заговорили в эти дни в центре Киева, из тех, кто носит партийную символику на одежде, никто никогда не скажет, что этот митинг для них также важен, как хорошо оплачиваемая работа. Раньше хоть, пару человек можно было разговорить про оплату и нелегкую работу стоять и махать флагами - теперь ни одного! Сомнения в том, понимают ли люди важность принадлежности именно к этой части политической партии, возникают даже у видавших виды политиков.
"Только 1,2% населения по социологическим опросам доверяет партиям. Избирателя используют лишь для того, чтобы сесть ему на плечи и под какими-либо лозунгами въехать в кресло"- сказал во время выступления на гражданской конституционной ассамблее "Украинский форум" первый президент Украины Леонид Кравчук. По его словам, в основных партийных списках политических сил, прошедших в парламент, немало тех, кто смотрит на партийную жизнь глазами неофита.
"В Блоке Юлии Тимошенко - 40%, в Нашей Украине – 13%, в Партии регионов – 12% депутатов, бывших до выборов беспартийными",- сказал Кравчук, - Поэтому неудивительно, что в низах партий - на уровне электората - простой украинец такой нестойкий в своем выборе. Он готов ехать в Киев митинговать просто потому, что ему так хочется. А если завтра другая сила возьмет да и предложит деньги? Откажутся ли?"
По словам председателя счетной палаты Украины Валентина Симоненко, сейчас многие задаются вопросом, а во сколько обойдутся нынешние перевыборы в материальном плане, не понимая, что страна на годы теряет в инвестиционно-инновационном развитии. Но даже это не самое главное.
"Еду по городу, проезжаю, один митинг, второй, третий… и поражаюсь: много цветов на флагах. Одного только нет - цветов нашего национального флага - желто-синего!" - сказал Валентин Симоненко. Попал, что называется, в самую точку. Такое впечатление, что хоть сейчас бери и переноси майданы куда-нибудь в Конго. И там тоже люди будут уверенно отстаивать свои идеалы. Может, еще более уверенно, чем на Украине.
Практически не интересно что-либо спрашивать у новых майданщиков за жизнь. Такое впечатление, что они как новые украинцы разделяют мир на свой-чужой. У одних идеалы – гламур и черная икра ложками, у других – почему-то конституция. "Мы здесь ради конституции. Не дадим попрать ее…." Если вы прошли милицейский кордон на главной улице страны Крещатике по направлению к Европейской площади, то надо добавлять "премьер-министром!". Если же только возвращаетесь через заградительные щиты на тротуарах в сторону Майдана незалежности, то лучше говорить "президентом!". Причем, больше одной фразы, как правило, выдавить не удается. А на вопрос о том, какую статью конституции нужно отстаивать, охранник из городка Бровары под Киевом, обвязанный оранжевыми лентами и с двумя флагами, злобно зашипел: "Если вы журналист, то почему такие дурацкие вопросы задаете?".
Правда, есть и положительные стороны в этих майданах. На бытовом уровне. Создается впечатление, будто бы Партия регионов набралась опыта за два года после проведения президентских выборов, и теперь ее сторонники прошли различные курсы обхождения не только с журналистами, но и киевлянами. Последние, наверное, являются той самой третьей силой, которая носит камень за пазухой. Но в силу занятости не способна провести свой майдан с требованием очистить город от всех майданов. Так вот, журналист теперь самый почетный гость в коалиционном палаточном городке. Стоит только сфотографировать что-то, записать интервью с кем-то, как сразу подходят рослые ребята, интересуются, не нужно ли помочь, с радостью раздают свои сотовые номера, и предлагают без проблем созваниваться при любом информационном поводе. И даже сами перезванивают! Похожее было на этом же месте, но только два года назад и в лагере "оранжевых". В то же время, там, где два года назад были "бело-голубые" сторонники кандидата в президенты Виктора Януковича, нынешней "оранжевый майдан" - ситуативный. Тут нет ни пресс-службы, ни палатки завхоза, ни комендатуры, ни доброго, человеческого обхождения.
"Ты бы сто баксов дал за интервью! Ну дай хоть визитку!",- сказал некто Ростислав в грязной оранжевой жилетке с символикой пропрезидентской партии Наша Украина. Вспоминая, что эти пикетчики приехали за идею, еще больше их жаль. Особенно, когда лидеры, оттрубив про коррупцию в рядах Янковича, без стеснения садятся в Mercedes S500 и S600, стоимостью от 102000 до 154800. Цены, конечно, не в гривнах и даже не в долларах. Просто в Евро.
Не верит в такой охлократический альтруизм и экс-спикер парламента Владимир Литвин. "Я сегодня наблюдал, как люди в магазинах в центре города рассчитываются на кассах купюрами по 200 гривен (около $40, вторая по крупности украинская купюра после 500 гривен – от авт.) Это понятно, они получили деньги за акцию. И у меня возникла такая ассоциация, что людям платят деньги за билет до Китая",- сказал Владимир Литвин. Можно было бы и его слова опровергнуть, но в близлежащих обменных пунктах уже какой день подряд невозможно обменять доллары.
"Гривневой налички нету, а валюта есть",- говорят кассиры. По-видимому, кто-то массово выгреб все дензнаки Украины из близлежащих обменников. Догадайтесь с одного раза - кто и почему? Похоже, что было бы разумно, каждому такому пришельцу платить в кассу города от избыточных заработков. $40 в день - очень неплохая зарплата для простого киевлянина. Чем он хуже? Правда, зная, как живут в украинских селах, изможденных разрухой, но с желто-синими флагами на райсоветах, можно только порадоваться за украинцев, что им выпал шанс заработать. И поэтому они молчат. Чтоб, не дай Бог, не сглазить заработки! А те, кто решил зажать гайки демонстрантам, строго- настрого предупредив не распространяться о сумме вознаграждения за "работу", сами себе неловко удружили. Чем больше неправдоподобности в самых честных декларациях, скрытости в самых чистосердечных признаниях, тем больше подозрения, что все эти одновременные акции протеста и поддержки не более, чем фарс.
"У нас сегодня революционная ситуация, которая пока, к счастью, не переросла в революцию. Коалиция во главе с правительством не могут освоить властное поле, которое они получили благодаря изменениям к конституции, и только пометили его, а президент и его команда уже не могут удерживать ситуацию такой, как они ее воспринимали в соответствии с предыдущими конституционными реалиями",- сказал на Украинском форуме Владимир Литвин.
Высказывания политика, который остался за бортом Верховной Рады, и по оценкам аналитиков имеет незначительные шансы все-таки пройти 3% барьер в парламент, очень хорошо проецируются на нынешнюю ситуацию с массовыми акциями протеста. Что делать с народом дальше? Обывателю непонятно - вот президент отменит выполнение указа. А если только перенесет сроки перевыборов? Неужели власть толпы и дальше будет рычагом решения глобальных вопросов управления страной? А с другой стороны, если произошедшие изменения в правовом поле страны не работают, надо менять либо методы, либо саму систему управления страной. Охлократия слишком далека от понятия демократического общества, к которому стремится Украина. Пусть даже и управляемая.
"Когда я наблюдаю встречи премьер-министра и президента, глава правительства с одной стороны – сам, а с другой – три человека, совершенно понятно, что равноправного диалога не будет",- подчеркнул Литвин, утверждая, что правовых путей для преодоления политического кризиса нет. Потому, что какое бы ни было решение, оно не будет принято общественностью в политико-правовом, моральном измерении. Каким бы ни было решение суда.
Для того, чтобы проверить это на самом деле, нужно отойти несколько от реалий майдана и перенестись в кулуары "круглого стола" гражданской конституционной ассамблеи "Украинский форум". Сколько бы ни говорили политики второго эшелона о нынешней ситуации, очевидно одно - все началось с того, что предыдущие выборы в парламент были названы демократическими и легитимными.
"Все хотели огласить выборы 2006 года легитимными, поскольку рассчитывали на следующий шаг - принятие плана относительно членства в НАТО. А для этого нужна была формулировка - демократические выборы. А надо признать, что правовых оснований для рассмотрения нарушений на выборах было больше, чем это было даже в 2004 году",- продолжает Литвин.
Он утверждает, что страна не умеет жить в условиях демократии. Глядя на Майдан, можно с уверенностью сказать – и не хочет. Странно, но на сегодняшний день, пока не слышно, чтобы кому-нибудь пришла в голову мысль защитить научную работу по теме "майданология".
Уже не только украинское циклическое явление, хорошо подготовленное, организованное и вполне мобильное. Нужно иметь хозяйственную смекалку и запастись туристическим снаряжением для решения политических задач. Этого достаточно, чтобы в дальнейшем организовать фирму, где среди услуг будет значиться "проведем перевыборы, организуем переустройство системы управления, смещение руководителя любого ранга. Выезд по предоплате. Работаем на объектах от пгт. до средней по размерам республики. В зависимости от колорита местности возможны корректировки". |
Украина идет широкой поступью по протоптанной дороге. Киргизия – только осваивает методики. Палатки там бы диссонировали с национальной ментальностью, а вот юрты очень хорошо смотрятся. И, похоже, что киргизы в войлочных юртах добьются-таки своего – проведут досрочные перевыборы президента и проведут конституционную реформу, которая лишит главу республики большинства полномочий. Почти украинский сценарий…
Возникла идиотская мысль. А что если двух художников из Мариуполя и Полтавы свести вместе? Интересно, были бы у них общие темы для разговоров, а тем более деньги на пиво? Художники – народ творческий, наверное, до чего-то и договорились бы. И выглядят они вполне украинцами, а не жителями майданов.