"Хлопнешь дверью - умрешь от монтировки!": чёрный юмор или реалии дня?
У звёзд шоу-бизнеса за последние два-три года появились серьёзные профессиональные конкуренты. Если составлять рейтинг популярности, проводить контент-анализ, то они, эти конкуренты, по числу упоминаний в СМИ оставят далеко позади себя всю "попсу" вместе взятую. Если вы внимательно следите за новостями в стране, то значит, уже догадались, кого я имею в виду. Ну, конечно, это – водители маршруток, слава которых и по сей день стремительно растёт, но, к сожалению, не только благодаря юмористическим передачам. И, если раньше на концертах Задорного, когда он рассказывал об игре на перегонки среди маршруток, где "каждый пассажир болеет за своего водителя", половина зала радостно гоготала, утвердительно кивая головами, то сейчас, уверена, жутковато стаёт даже поклонникам Шумахера. Любому нормальному человеку будет не по себе, когда он садится в маршрутку, может быть, под впечатлением последней сводки новостей, где в очередной раз рассказывали о ДТП с участием маршрутного такси с N-ным количеством жертв, а в салоне – зловещие надписи, типа: "Пять минут страха и вы - дома", "Хлопнешь дверью - умрешь от монтировки!", "Уважаемые пассажиры, при лобовом столкновении газели со скоростью
Напомним, одно из последних ДТП произошло 5 октября в
Москве, тогда маршрутка столкнулась с джипом. Пострадало восемь
человек.
15 сентября в городе Балаково Саратовской области ГАЗель столкнулась с
автомобилями Nissan и "Ока". В результате - 1 пассажир маршрутки погиб, 8
получили серьезные ранения.
В ночь на третье сентября на втором километре внутреннего кольца МКАД маршрутная "ГАЗель" столкнулась с легковым автомобилем. В результате - 5 пассажиров маршрутки получили травмы различной тяжести.
В конце августа в Москве на пересечении Волгоградского проспекта и улицы Маршала Чуйкова маршрутное такси столкнулось с легковым автомобилем, в результате чего ГАЗель перевернулась. Пострадал 1 человек.
25 августа в Гудермесе в Чечне водитель маршрутки не справился с управлением, и ГАЗель опрокинулась в кювет. В результате - 11 пассажиров и водитель получили травмы различной тяжести.
За день до этого в Москве на пересечении Рязанского проспекта и улицы Скрябина маршрутка столкнулась с легковым автомобилем. Пострадали 5 пассажиров.
18 августа на трассе Сочи – Владикавказ произошло лобовое столкновение маршрутки и "КАМаза". 7 человек погибло, среди них – двое детей.
Только на Южном Урале с
начала этого года по вине водителей общественного транспорта произошло 37 ДТП,
из них – 28 случаев приходится на водителей маршрутного такси. 55 человек
получили ранения. А Челябинская область, обратим внимание, по статистике один из
самых благополучных регионов в УрФО по безопасности дорожного движения.
Тревожная ситуация, связанная с частыми авариями, в которые попадают пассажирские микроавтобусы, не дает покоя как участникам рынка частных пассажирских автоперевозок и работникам Госавтоинспекции, так и рядовым жителям. Какими только способами не борются с водителями маршруток: тут вам и регулярные рейды Госавтоинспекции, в которых совершается "облава" на недобропорядочных ГАЗелистов (как сообщили Накануне.RU в пресс-службе ГАИ Свердловской области, с начала этого года на Среднем Урале выявлено свыше 3 тысяч нарушений правил дорожного движения водителями автобусов, за управлением транспорта в состоянии алкогольного опьянения привлечено 11 человек, выявлено 100 автобусов, не соответствующих ГОСТу), и "горячая линия", где пассажиры делятся "накипевшим" с представителями ГАИ и владельцами АТП (причём, сейчас уже можно пожаловаться не только с помощью телефона, но и через Интернет). На Южном Урале, например, скоро каждый водитель маршрутки должен будет носить значок с указанием ФИО, должности и предприятия-перевозчика. Как сообщил Накануне.RU старший государственный инспектор ГИБДД УВД Челябинска Анатолий Владимиров, дизайн бейджа уже разработан: он представляет собой металлическую букву "Т" с крыльями по бокам в виде шашечек, ниже будет висеть непосредственно табличка с данными. С середины октября каждый челябинский водитель, выходя на линию, должен будет надевать такой значок.
"Наша инициатива вызвана тем, что в ГАИ часто поступают жалобы на водителей маршруток. Люди звонят и жалуются как на хамское отношение водителей, так и на нарушение правил перевозки. Мы благодаря бейджикам исключим вопросы водителей-невидимок. Ведь перевозки пассажиров – это тот же рынок услуг и их надо оказывать цивилизованно. Сами предприятия, впрочем, тоже заинтересованы в том, чтобы его водители работали не хуже водителей других предприятий, - сказал Анатолий Владимиров, –Одним из полезных нововведений мы считаем и базу о водительском составе, которую создаём на нашем сайте. Файл с этими данными будет закрыт от остальных пользователей, в него могут входить только руководители предприятий под паролями. Для чего это нужно?Если водителя выгоняют с рабочего места за пьянки или выявляют наркомана – он устраивается к другому перевозчику (у нас в Челябинске их 75). Приходит к тому, что на каком-нибудь 26-м месте его работы мы ловим этого водителя при перевозке пассажиров в состоянии наркотического опьянения. А потом выясняется – он работал там – его выгнали, он работал здесь – его тоже выгнали. А следующий руководитель, который берёт его на работу, он ведь не знает, кого берёт. А здесь будет полная информация по этому поводу. Даже нарушение правил ДД".
Последней, может быть, самой решительной атакой в войне против водителей ГАЗелей стало заявление депутатов Государственной думы: в ближайшее время на стол к премьер-министру Михаилу Фрадкову должно лечь предложение об обязательной установке в каждой маршрутке "черного ящика" - прибора, который следит за всеми действиями водителя.
"Прибор, который называется "тахограф", фиксирует все параметры движения: скорость на маршруте, остановки, которые совершал водитель, километраж, - все эти данные опломбированы и не зависят от шофёра. Снимаются все показатели: гнал он с превышением скорости или простоял где-нибудь в лесу четыре часа. Это всё записывается на "чёрный ящик", - рассказали Накануне.RU специалисты конструкторского отдела ОАО "ГАЗ", –Этот ящик представляет из себя агрегат, примерно как автомобильный магнитофон. Вот такая штука: внутри разные системы, типа чипа, вся информация записывается на флэш-память, потом эти данные можно выводить через специальное устройство. Поскольку это изделие не является обязательным, на ГАЗели он штатно не предусмотрен. Мы вели работы с фирмой, которая занималась изготовлением и испытанием тахографов. Были замечания, но они, по-моему, всё устранили".
"Для того и щука, чтобы карась не дремал, - так оценил функцию "чёрного ящика" председатель Свердловской областной общественной организации "Союз автомобилистов" Геннадий Бурлуцкий, - И тогда, когда щука рядом сидит, то он (водитель маршрутки) уже будет более внимательным. Не думаю, что в 100% случаев нововведение изменит ситуацию, но, по крайней мере, будет психологически давить на всех водителей, и они будет пытаться уходить от нарушений. Так что я - двумя руками "за", потому что это один из способов сокращения ДТП и человеческих жертв. Ещё раз скажу: наша организация "за", и мы имеем желание очень активно участвовать в этом проекте, его претворении в жизнь".
Если на Среднем Урале узнали о "чёрном ящике" только после недавней инициативы госчиновников, то в Челябинской области о необходимости тахографов говорят уже два года. Однако, пока дело от разговоров к практике не продвигается – слишком дорого обходится этот проект, да и нет законодательной базы, которая бы обязала владельцев АТП покупать дорогостоящие агрегаты.
"У нас эта тема уже давно обсуждалась. Но пока никак не рассмотрена. Почему? Это же требует больших затрат, один такой комплект стоит очень дорого, точную сумму назвать не могу, но боюсь, что ни одно частное предприятие не сможет потянуть. Это первый вопрос. Вторая проблема - это же нужно законодательно проводить - сами перевозчики покупать за просто так не будут - должно быть либо какое-то постановление главы, либо решение городской думы, либо вообще указ губернатора. Когда дело связано с финансами – это вообще очень тяжёлый вопрос. Если на федеральном уровне это законодательно не определено, то на местном уровне заставить перевозчиков покупать что-либо – практически невозможно. Хотя, тема очень интересная и хорошая", - считает Анатолий Владимиров.
Поддержали старшего государственного инспектора и коллеги техотдела ГАИ. "Да, мы ждём – не дождёмся тахографов. Если установят - хорошо будет, хотя мы итак их неплохо проверяем, но ещё и эти будут помогать проверять. Если завод установит – хорошо, будем контролировать – нарушают они или нет. Но пока ГАЗели идут с завода без всяких ящиков", - рассказали Накануне.RU в техническом отделе Госавтоинспекции Челябинска.
Примеры действия таких тахографов уже есть, кстати. В той же Германии. Мало того, "чёрные ящики" "сотрудничают" не только со стражами порядка, но и со знаками ограничения скорости, которые подают на них звуковые сигналы. Но, как говорится, что немцу хорошо, то русскому – смерть. И наоборот, соответственно. Поэтому, хотя все, даже сами автотранспортные предприятия признают, что "тахографы - вещь хорошая", но разделяет оптимизм в том, что с их помощью мы победим автокатастрофы с участием маршруток, далеко не каждый.
"У нас в стране часто бывает: хотели - как лучше, получилось - как всегда. Надо ведь надо сначала анализировать, на уровне опытных работ проводить. Потому что водители всё равно найдут какие-нибудь обходы - и даже не поймём в чём дело. Мы просто удорожаем объёкт (цена повысится существенно), а при этом эффективность будет минимальная. Как нас ABS заставляли устанавливать - система, безусловно, хорошая, но если машина по встречной полосе гонит и в лобовую сталкивается с другой машиной, то тут никакая автоблокировочная система не поможет. Но в целом система призвана повышать безопасность. И плюс – бухгалтерия – чтобы водитель топливо не воровал", - высказали своё мнение Накануне.RU специалисты конструкторского отдела ОАО "ГАЗ".
Кстати, несмотря на то, что "тахографы – вещь дорогая", крупные АТП и сейчас, не дожидаясь законодательных актов, согласны его приобрести. И тут дело, наверное, вовсе не в подсчёте "наворованного топлива": серьёзные нарушения водителей, равно как и плохое техническое состояние самих маршруток, приводят не только к авариям, но и … к отозванным лицензиям.
"Мы за своими водителями смотрим строго. Перед рейсом каждый из них проходит обязательный осмотр врача, как на состояние здоровья, так и на предмет опьянения. А "чёрный ящик" будет лишь дополнительной стимуляцией к соблюдению правил дорожного движения, - поделился с Накануне.RU заместитель директора по безопасности дорожного движения ООО "Ю-Ви-Эй-Транс" Евгений Сафин, – Я, конечно, слышал и такое: вот, мол, водители не соблюдают правила, потому что им ставят такие планы, которые они не могут выполнить. Так вот, никто им невозможно высоких рамок не устанавливает. А гоняют, нарушая все границы, молодые водители. Водителей старой, советской, закалки, я среди таких безумных гонщиков не встречал. Всё-таки там лучше школа была, и те, советские, шофёры понимают, что важнее не погоня за зарплатой и острыми ощущениями, а человеческая жизнь. Поэтому стоят спокойно на светофоре и ждут себе зелёный свет. И, кстати, зарабатывают нисколько не меньше гонял, которые ездят по трамвайным линиям".
Так что, подытоживая всё сказанное, можно сделать вывод: "чёрные ящики" – вещь полезная не только в самолётах. Однако, если на авиатранспорте катастрофы возникают чаще из-за технических проблем (и ящик нужен только для расшифровки после происшествия), то в "маршрутных" авариях виноваты больше все-таки сами водители. Поэтому к "наземным" приборам обязательно должна добавляться дополнительная функция – профилактическая (помните, про щуку и карася?).