Хороший мигрант - всегда легальный
Ханты-Мансийский автономный округ, как и все северные территории, по-прежнему остается привлекательным для многих гостей из ближнего зарубежья. По данным исполняющего обязанности начальника отдела по делам миграции УВД округа Сергея Метелева, с разрешения властей на предприятиях и в организациях Ханты-Мансийского автономного округа работают 58 тысяч иностранцев и еще около 52 тысяч граждан-мигрантов такого разрешения не имеют. Иначе говоря, каждый второй иностранец – нелегал.
Гастарбайтеры – это дешевая рабочая сила. Они выручают работодателей тогда, когда местные отказываются от работы. В Югре стабильный спрос на строительные специальности - штукатуров-маляров, каменщиков, бетонщиков, плотников, монтажников железобетонных конструкций и трубопроводов, облицовщиков, машинистов кранов, электрогазосварщиков и водителей. Центры занятости предлагают местным безработным переучиваться и идти в эту сферу. Но кто-то из местных избалован "длинным" рублем, а кому-то не по душе рабочие специальности.
А потому в Югре на неквалифицированных работах чаще всего трудятся гастарбайтеры из Таджикистана, Украины, Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Турции. Когда надо носить, месить, пилить и таскать, работодателям выгоднее брать иностранцев и платить им 7-9 тысяч рублей. Местные же специалисты привлекаются на более ответственные должности, требующие знания и опыта.
Часто вопросы миграции увязывают с распространением опасных заболеваний. Если посмотреть на данные департамента здравоохранения Югры, то приходится признать - основания для опасений более чем небезосновательны. В 2003 году среди иностранных рабочих выявлено 43 больных СПИДом и 15 – туберкулезом. Цифры настораживают. Понятно, что, если бы миграционный контроль был хорошо налажен, то тяжело больных "гостей" выявляли бы сразу и депортировали. По мнению чиновников, для решения проблемы необходимо усилить специальные службы. Например, в Нижневартовске проблемами контроля за иностранцами занимаются всего 3 человека. Власти же настаивают, чтобы при городском УВД была создана полноценная миграционная инспекция. Однако многие работодатели сомневаются, что путь репрессий сможет изменить ситуацию.
Нынешняя система регистрации и контроля за гастарбайтерами – несовершенна. Она не только не дает заметных поступлений в бюджет, но, зачастую, заставляет уклоняться от регистрации даже тех, кто был бы не прочь легализоваться.
Законом предусмотрено, что за иностранных мигрантов, прибывших в Россию на заработки, отвечает работодатель. Именно он должен зарегистрировать этих людей. Однако многие предприниматели жалуются: процедура настолько неудобна, что проще ее проигнорировать. В Югре, чтобы соблюсти все формальности работодатель должен съездить в Ханты-Мансийск, по меньшей мере, 6 раз. В общей сложности регистрация одного иностранного работника может обойтись в 30-40 тысяч рублей. Причем, основная часть денег уйдет на командировочные расходы, а не на саму процедуру легализации иностранца. Например, если предприниматель живет в Нижневартовске, то только на авиаперелеты в столицу Югры и обратно он потратит минимум 18000 рублей. Расходы на проживание в гостинице - от 6000 до 10000. Для крупных фирм – это не проблема. Но для остальных – процедура крайне убыточна. Поэтому наниматели и иностранные работники предпочитают обходиться вообще без документов. Даже если все вскроется, легче заплатить штраф. Его размер примерно 500 рублей.
Изменить ситуацию силовыми мерами властям пока не удается. Проверки на предприятиях отнимают много времени и сил у сотрудников УВД, а результат затраченных средств явно не оправдывает. В том же Нижневартовске на первое января 2004 года фактическая численность легально используемой рабочей силы составляла 1927 человек и еще 5535 человек – вахтовики из стран ближнего зарубежья. Если пользоваться методикой, которую предлагают работники отдела миграции, то в конце прошлого года в Нижневартовске должно было работать примерно 7000 незарегистрированных иностранцев. Нашли и выдворили 209 нелегалов. На первый взгляд результат не плохой. Однако в УВД говорят, что все эти меры неэффективны. Во-первых, никто не даст гарантии, что эти же люди уже не вернулись в город. Во-вторых, депортация проводится за счет бюджетных денег. Ни провинившиеся работодатели, ни нелегальные рабочие от процедуры выдворения финансово не страдают. Работодатели лишь предлагают малое улучшение ситуации - проблемы с регистрацией иностранных рабочих стали бы много проще, если бы оформление необходимых документов проводили бы на местах. Реального выхода в принципе сегодня не видит никто...