КПД российского будущего
Свершилось? На прошлой неделе несколько небезызвестных отечественных политтехнологов презентовали проект автономного некоммерческого партнерства "Корпорация православного действия" /КПД/. Целью новой общественной организации ставится /цитата от отца-основателя КПД Станислава Белковского/: " Взращивание российской политической элиты нового типа, в противовес политической элите старой, взрощенной в ходе реализации командой Бориса Ельцина американского проекта, который так и не смог создать эффективный механизм апелляции к архетипам нашего коллективного бессознательного…".
Лозунгом новой организации стала знаменитая уваровская триада времен почти Очакова и покоренья Крыма - "Православие. Самодержавие. Народность". Мог ли предположить товарищ Пушкина и Жуковского, либерал по молодости и патриот в старости, дослужившийся до графского титула министр народного просвещения и президент Академии Наук Сергей Семенович Уваров, что его формула национальной идеи России, рожденная /или воскресшая?/в реакционное правление Николая Первого, проживет века и станет когда-то флагом, которому, быть может, суждено вернуть России веру в то, что не все достойное, если не сказать больше – великое, и еще больше – имперское, осталось в прошлом страны?
Итак, задача КПД – формирование новой национально ориентированной элиты; методы – поддержка православно ориентированных политиков, лоббирование с их помощью государственных решений, мобилизация мирян как политической силы, создание медиа-ресурсов, которые понесут идею в массы; средства – деньги олигархов, для которых, по словам того же Белковского, " участие в проектах, связанных с православным возрождением, может стать одной из форм легитимации крупного капитала в России".
Открытым остается один вопрос: в чем суть проекта? "Избавление Русской православной церкви от ярлыка "этнографического музея"? Коммерческая выгода? Попытка "второго эшелона" подвинуть существующую элиту - "гибрид" семьи и питерских? Или все-таки Коэффицент Полезного Действия новой организации простирается дальше получения финансово-властных дивидендов и открывает череду действий, а не слов, направленных на реализацию того, что до сих пор скрывалось в полунамеках, которые, впрочем, одним своим существованием, сделали такой рейтинг действующему главе государства, что позавидовать может иной монарх…
Если "Корпорация православного действия" – будет /простите за тавталогию/ именно действовать, то, учитывая закономерность и спиралевидность развития истории, можно предположить, что выстраивание новой элиты подтолкнет рождение нового лидера. Постулат о том, что никаких коренных изменений в политике и геополитике России не произойдет, пока не уйдут из власти все, кто так или иначе был связан или завязан на бомонде времен перестройки, нынче можно улышать из уст очень многих мыслящих россиян. В том числе и среди тех, кто весьма неплохо себя чувствует в существующей элите, которая до сих пор являет собой гремучую смесь - старых советских кандидатов и докторов наук, новых русских, сынов партноменклатуры и "гарвардских мальчиков".
Любопытно, что "смена вех" происходит в России так стремительно, что верхушка, пришедшая на смену семьи "царя Бориса", вырощена не ельцинской элитой, а еще советской. Может быть, благодаря именно этому, России удастся не упасть в пропасть /модный перестроечный оборот/. Кто придумал это "падение" предположить не трудно. Выиграв холодную войну и развалив с помощью прикормленных партийных боссов идеологию и экономику России, главный управляющий в ЗАО "Мир" от страха даже перед разоренным противником, по всей видимости, не избавились. До сих пор образ русского в американских боевиках пугающ, как Бука в древних русских сказках. А мы до сих пор эту жвачку, пародирующую нас самих, спокойно тиражируем по всем центральным телеканалам, кстати.
Новая же питерская элита, прожив на вторых, а то и третьих-четвертых ролях, последние десятилетия доросла до того, чтобы предложить обществу иное, нежели коленопреклоненной перед Америкой, будущее страны. Почистив самую верхушку экс-бомонда сейчас среднему его звену, от которого, конечно, попахивает еще девяностыми, предлагается самому "исповедоваться", "причаститься" и получить индульгенцию.
Если вернуться к явлению КПД, то, по всей видимости, главная ее задача - издание нового лидера. Скорей даже, создать среду для его, если не рождения, то роста и продвижения. 2008 год не за горами, а "случайный" выбор, каким, по сути стал для ельцинской семьи Путин, верность "хозяевам" хранит, как показала практика, максимум год. Повторять ошибки предыдущей команды нынешние властьпридержащие будут вряд ли. А посему главное политическое действо КПД – создание не инкубаторной, а живой конкурентной среды "избранных", среди которых естественным образом, должен пробиться сильнейший. Он же – следующий, если угодно.
Экономическая составляющая также предполагает, если не смену элит, то их перетасовку. В отличие от политики, где все же в последние четыре года образовалась некая разномастная, но смесь, сегодняшняя бизнес-элита России - есть беспрестанно воюющие группировки, некое единение которых спровоцировал лишь страх потерять все, возникший после ареста Ходорковского. Но и тогда объединение олигархов окрестили "профсоюзом", а не элитарным клубом. Элитой же, исходя из поставленных КПД рамок, сможет стать национально ориентированная буржуазия. В которую с большим трудом, через "легитимацию капитала" по Белковскому, сможет пробраться нынешний экспортноориентированный олигархат, но зато запросто войдет региональный средней руки бизнес, которому патронат государства необходим зачастую просто для выживания, не говоря уж о развитии.
Идеология КПД, выраженная формулой "Православие. Самодержавие. Народность", за которой стоит более простая и более глубокая, одновременно, триада: "Бог. Царь.Отечество", бесспорно, коллективному бессознательному близка, как православный крест и советский гимн.
Что касается 20 миллионов мусульман, проживающих на территории России, Белковский проблему взаимоотношений с ними уже прокомментировал. " Православие и Ислам достаточно близки; наш общий Бог — Бог Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому у православных и мусульман гораздо больше оснований для альянса, нежели для вражды. Христианско-исламское противостояние во многом привносится в современный мир Соединенными Штатами, которые сами являются носителями уже не христианского, но пантеистического постхристианского проекта, произрастающего из радикального протестантизма и философии "смерти Бога". /Росбалт/
Резюмируя попытку привнести идею в так ждущее ее общество, хочется отметить несколько занимательных мелочей. Во-первых, написал про презентацию КПД крайне ограниченный круг изданий, как ни странно /хотя, наверное, не странно/, часть из них – левые. Раз пропагандистская машина заработала осторожно, можно предположить, что общественный резонанс на саму возможность появления нью-Рюрика хотят опробовать, спровоцировать реакцию и лишь потом отправить в массы. Такими идеями, конечно, раскидываться не будешь, таких, чтобы зашевелилась в жилах память предков и ком в горле, вообще в мире на перечет, хоть отечественная история и не подводила по этой части.
Во-вторых, глашатаями новой идеи выбраны люди, которые профессионально занимаются пиаром, пропагандой, внедрением в общественное сознание заданных истин. Причем, широта их возможностей – от лозунга на бигборд до проповеди – впечатляет заранее.
В-третьих, любопытно, как повлияет рождение в России интернет-портала, газеты и телепрограмм, где слово "русский" не будет звучать, как оскорбление, и аншлагово-боевикастую жвачку для быдла заменят программы и фильмы, над которыми не будут шутить – "ночной позор", на проходящие одновременно с ними не популярные реформы, проводимые теми же, кто стоит за КПД.
И, наконец, о собственном. Наболевшем. Прямо скажем, разбуженном самим фактом заявления о КПД. То, что в России появились некие силы, открыто пришущие на своих знаменах идею явно имперского, традиционного, пока еще живущего "во глубине сибирских руд" /аллегория/ смысла, сам по себе факт невероятно отрадный. Тем более, что люди эти не люмпены, не обозленные на потерю всего, что имели в той - погибшей стране, а действующие и довольно успешно в России сегодняшней. Хотя истинных фамилий их мы и не знаем, но так хотелось бы надеяться, что они не из серии тех, кто выкрикивает что-то а-ля патриотизм, одновременно подгребая к себе руками все, что еще осталось или все, что можно отгрести от тех, кто уже не может удержать некогда наворованное.
Что касается православия или ислама /традиционного, конечно/. Привлечение на свою сторону руководителей от религии всегда шаг двоякий. С одной стороны, служители культа, как их когда-то называли, сегодня - единственные носители хоть какой-то идеологии, признанной в части общества. И в этом смысле без опоры на церковь просто нельзя. С другой стороны, основные догмы так или иначе ставят во главу угла смирение, что никак не располагает к активным действиям. Правда, в нашей стране сей факт никогда не мешал в переломные и тяжкие исторические времена священникам благословлять паству на дела, в которых толстовский постулат "непротивления злу насилием" был неприемлим. Так что весь вопрос, если вернуться к КПД, в том, какие именно представители духовенства включатся в воплощение идеи.
И последнее. Народность. Если авторы идеи считают достаточным для воплощения этой, на наш взгляд, главной составляющей всего проекта только доступ к СМИ /или создание новых/, то они ошибаются. Доступ к информационным источникам, которые, в свою очередь, имеют доступ к широким массам наших соотечественников - необходимое, но далеко не достаточное условие. Сколько бы ни считали продвинутые СМИ-творцы сограждан "пиплом", который просто "хавает", на самом деле сие не так. Россияне все еще не разучились думать и анализировать - попросту сравнивать слова с делами, как, кстати, и советует Книга книг.Отсюда вывод - проект будет обречен на успех только в том случае, если авторам удастся доказать истинность заявленных намерений, действенность своих усилий и обозначить четкую перспективу развития страны. Но мы желаем им успеха...