09 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Забастовочный среднеуральский "паззл"

В Свердловской области бастуют рабочие двух крупных предприятий - Красноуральского химического и Тавдинского гидролизного заводов. Накануне тавдинцы с транспарантами в руках вышли на улицы города: они требовали не закрывать градообразующее предприятие. В одном из цехов рабочие охраняют цистерну со спиртом – не дают вывезти ее с территории завода до тех пор, пока им не выплатят долги по зарплате. В Красноуральске и того хуже. Доведенные до отчаяния рабочие химзавода, который некогда снабжал боеприпасами всю страну, который день отказываются от приема пищи и грозятся своими телами перекрыть трассу Екатеринбург-Серов. Они требуют погашения 11-месячной /!/ задолженности по зарплате.

Ситуация эта угрожающе напоминает времена, когда половина страны по несколько лет не видела заработанных денег, а забастовки голодающих учителей и врачей не обошли стороной ни один российский регион. Но, если в середине 90-х годов долги по зарплате и лежащих на рельсах шахтеров, не задумываясь, можно было списать на экономический кризис и постперестроечную разруху, то, почитай, года четыре уже мы только и делаем, что удваиваем и наращиваем все, что ни попадя, не так ли? Но давайте разберемся, что к чему.

С приходом упомянутой нами псевдодемократии сотни оборонных предприятий были поставлены перед выбором: заняться частично выпуском гражданской продукции, либо вовсе прекратить свое существование. Танки и снаряды в том объеме, в каком они производились в Советском Союзе, упивавшемуся свободой и призрачной /как показало время/ безопасностью российскому государству оказались не нужны, и оно фактически отпустило "оборонку" в свободное плавание: кто выплывет - тот выплывет.

Красноуральский химзавод выплыл. В то время, когда Минобороны практически перестало формировать заказы на тротил и аммонит, предприятие занялось производством взрывчатых веществ для нужд горнодобывающей промышленности. Однако, оправившись от кризиса, горно-обогатительные комбинаты построили собственные линии по производству “суррогатной” взрывчатки, и химзавод потерял большую часть своих клиентов. На предприятии до кучи было организовано производство лекарственных препаратов. Однако, вполне понятно, что на таблетках много не заработаешь.

С конца 2003 года у химзавода стали накапливаться долги по зарплате, между тем, государство, в чьей собственности предприятие находится по сей день, даже пальцем не пошевелило, чтобы ему помочь. На 1 ноября этого года сумма задолженности достигла порядка 54 миллионов рублей /53,764 миллиона, если быть точным/. Около месяца назад более 40 рабочих кислотного цеха в знак протеста приостановили свою работу.

Дело дошло до того, что в конце ноября  27 отчаявшихся заводчан объявили голодовку. Спустя несколько дней рабочие выразили свое недоверие российскому правительству в лице г-на Фрадкова, пригрозили сорвать выборы городского главы и отозвать депутатов всех уровней, а также направили иски в Конституционный и Верховный суд РФ по поводу нарушения конституционных прав работников предприятия нерадивым собственником. Однако реакции со стороны собственника, то бишь государства, так и не последовало. Как же повели себя в этой ситуации областные власти, профсоюзы и прокуратура?

Областные власти

Свердловский губернатор 30 ноября на традиционной пресс-конференции долго и обстоятельно рассказывал журналистам о социальных объектах, строительство которых он лично курирует. Когда его спросили о ситуации в Красноуральске, Россель, пожав плечами, заявил, что область предприятию ничем помочь не может. Он так и сказал: “Мы ничего сделать не можем. Химзавод производит взрывчатку, которую мы сами продавать не имеем права, а центр распределяет заказы между всеми химзаводами в стране, поэтому на каждый приходится мизерное количество”.

Примерно то же губернатор заявил и по поводу остановки гидролизного производства в Тавде. Правда, в случае с Тавдинским заводом Эдуард Эргартович повел себя более практично: он предложил закрыть производство гидролизного спирта из-за его убыточности, оставив, тем самым, без работы тысячу человек. А что такое тысяча безработных для маленького городка, не трудно себе представить.

Несколько слов о гидролизном заводе. Тавдинское предприятие является градообразующим. Оно находится в частной собственности, однако, заказ на гидролизный спирт по-прежнему является государственной прерогативой. У завода истек срок действия лицензии на его производство. Руководство предприятия утверждает, что новые квоты государство выделять не спешит, но даже если это произойдет, завод работать все равно не сможет - продукция предприятия нерентабельна.

Между тем, люди уже готовы смириться с задержкой зарплаты, только бы завод продолжал работать. Дополнительную тревогу у тавдинцев вызывает перспектива остаться зимой без тепла: с остановкой завода, котельная, которая отапливает большую часть города, тоже перестанет работать.

Вернемся к Красноуральску. 2 декабря, на третий /!/ день голодовки рабочих, на завод приехал-таки представитель областной администрации - начальник отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области Александр Ахматов. Г-н Ахматов, гласит официальный пресс-релиз, “встретился с коллективом и руководством предприятия и обсудил пути выхода завода из кризиса”.

Поговаривают, что за лицами голодающих рабочих чиновник будто бы разглядел дальнейшие перспективы оборонного предприятия. Одним из решений он назвал получение химзаводом статуса “казенного”, когда финансирование осуществляет не Минобороны, а непосредственно федеральный бюджет /по типу бюджетных учреждений/. После этого, мол, станет возможным и участие малого бизнеса в работе предприятия, и его дальнейшее перевооружение.

Уважаемый Александр Ахматов Америки здесь не открыл. Рабочие завода над этим вопросом бьются уже ни один год. И областной власти об этом, вообще-то, должно быть прекрасно известно, иначе что же это за региональная власть тогда? Красноуральцы с этим ходатайством все пороги областной администрации обили. Требования рабочих сводятся к тому, чтобы государство решило: либо обанкротить предприятие с тем, чтобы на его месте организовать какое-нибудь частное производство, либо отдать его федеральному бюджету. На эту тему бумаг ими уже в какие только можно инстанции писано- переписано.

Проблема в том, что 96% производственных мощностей химзавода – это мобилизационные мощности. Ликвидировать их государство, по всей видимости, не намерено /вдруг война/, но и платить за их простой не платит. Получается, что г-н Ахматов, перелив из пустого в порожнее, спокойно из Красноуральска отъехал? А где же результат?

Вслед за Ахматовым Красноуральск посетил и свердловский премьер-министр. Знаете, что он там делал? “Воробьев ознакомился с производством, побеседовал с рабочими, а руководители предприятия проинформировали /!/ председателя областного правительства о финансово - экономической ситуации химзавода”. Думается, всякие комментарии тут излишни.

Профсоюзы

Представитель областной федерации профсоюзов Юрий Гладильщиков по телефону довольно эмоционально рассказывал корреспонденту Накануне.RU о том, как плохо живется работникам химзавода, одновременно сетуя на беспомощность областных властей. "Что они могут сделать? - вопрошал он, - Не могут же они взять и выбросить мобилизационные мощности. Областное правительство даже директора предприятия уволить не вправе: контракт с ним заключали федеральные власти". На вопрос "Что же делать?" профсоюзник так и не смог дать внятного ответа, ссылаясь на то, что всем руководит профком химзавода.

У простого обывателя, наверняка, возникло бы, как минимум, два вопроса к Юрию Дмитриевичу. Первый: под силу ли горстке провинциальных профсоюзных активистов без помощи областной организации сдвинуть ситуацию с мертвой точки? И второй вопрос: чем же тогда областная организация занимается, кроме того, что членские взносы собирает?

Тавдинскими рабочими совершенно точно не занимается. "Гидролизный завод - это частное предприятие, - неохотно проговорил г-н Гладильщиков, когда речь зашла о Тавде. - Сейчас он называется, кстати, Тавдинский микробиологический завод, а долги еще на гидролизном. Ну, там тоже свой профсоюз. Правда, после всех этих катавасий членов профсоюза в Тавде раз и обчелся. Спирт производить невыгодно стало. Пытались на предприятии одно время целлюлозу варить, но что-то там не заладилось…". И через некоторое время: "Я честно говоря, не могу ничего точно про Тавду сказать".  И это говорит представитель организации, призванной всеми известными и неизвестными способами интересы трудящихся защищать?!

Партии

На события в Красноуральске и Тавде неожиданно отреагировала свердловская “Единая Россия”. Члены регионального отделения высказались в поддержку трудовых коллективов обоих предприятий. "Единороссы" даже пообещали направить обращение в Генеральный Совет Партии. Они уповают на то, что Генсовет сможет поднять вопрос на правительственный уровень и помочь в выполнении требований заводчан. При этом, "единороссы" не преминули во всех подробностях расписать то, как успешно партия решила вопрос с недостающим финансированием БАЭС.

Региональное отделение якобы намерено провести собственное расследование сложившихся ситуаций на уральских предприятиях, а также организовать проверку предприятий федеральными ведомствами. В качестве ремарки - главой областной ячейки единороссов является все тот же побеседовавший с рабочими областной премьер-министр г-н Воробьев.

Прокуратура

Что касаемо прокуратуры, то на события в Красноуральске она откликнулась одной из первых. Правда, кортеж екатеринбургских прокуроров отправился на предприятие  только после того, как рабочие объявили голодовку. Прокурорам было дано указание “тщательно разобраться в сложившейся ситуации и принять безотлагательные меры прокурорского реагирования”. В тот же день по результатам проверки в отношении руководителя химзавода было возбуждено уголовное дело по ст. 145-1 УК РФ /"Невыплата зарплаты…"/.  

На следующий день в Красноуральск выехал сам заместитель генпрокурора в УрФО Юрий Золотов “с целью надлежащей организации расследования и принятия других мер по восстановлению законности”. Каких именно мер, так никто и не понял.

Что касается расследования, то в пресс-службе заместителя Генпрокурора Накануне.ру объяснили, что прокурорская проверка по закону продлится не больше двух /!/ месяцев. “В ходе проверки предстоит выяснить и наказать истинных виновников того, что людям столько времени не платят зарплату”,- сказали в пресс-службе, добавив, что руководитель предприятия несет ответственность в любом случае. Интересно, кого прокуратура кроме него наказывать собирается, Минобороны?

Г-н Золотов, решив, видимо, немного утихомирить общественность, по возвращении в Екатеринбург созвал пресс-конференцию, на которой, вообщем-то, говорил вполне правильные вещи: что, мол, люди должны получать деньги за свой труд, что мы всем скопом, а не только прокуратура, должны контролировать этот процесс, что химзавод – это не какая-нибудь частная лавочка, а стратегическое предприятие и т.д. и т.п. “Мы будем подходить к решению этого вопроса не формально – могут или не могут платить зарплату, а по-человечески”, - сказал Юрий Золотов, приведя в пример какую-то юную работницу завода.

Однако сами рабочие химзавода утверждают, что на встрече с ними Юрий Михайлович был не столь человечен. Он якобы уговаривал рабочих прекратить голодовку и выйти на работу. Впрочем, так это или нет, доподлинно неизвестно.

Бизнес

Кто на сей момент предложил бастующим более-менее реальный выход из ситуации, так это уральские бизнесмены. Рабочим химзавода поступило предложение от одного из предприятий Качканара. Его руководство заявило о своей готовности выплатить голодающим 15 миллионов рублей в качестве предоплаты за их работу. Однако красноуральцы на предложение качканарского предприятия пока не согласились, ссылаясь на то, что эти деньги им придется отрабатывать, тогда как долги повиснут в воздухе.

Руководители предприятий, расположенных на территории Тавдинского района, предложили тавдинцам другую перспективу. Они заявили о том, что готовят базу вакантных мест для трудоустройства около 800 рабочих гидролизного предприятия. Еще 200 человек смогут работать в заводских котельной, общежитии и гостинице в том случае, если они перейдут в собственность муниципалитета.

Вместо PS. Число забастовок в России, свидетельствуют эсперты, в последние годы увеличилось в 80 раз. Каждая из них – это своего рода “паззл”. Ну, знаете, игра такая есть, где из множества сложенных воедино элементов вырисовывается общая картинка. Вот так, паззл за паззлом. Какую картинку в итоге всех этих забастовок получит Россия, остается только предполагать…

PPS. В понедельник стало известно, что рабочие химзавода прекратили голодовку. Им была выплачена заработная плата за 11 месяцев. Правда, откуда взялись деньги, пока непонятно. Сами рабочие говорят, что им помогли неравнодушные бизнесмены из Красноуральска. Государство же так и осталось на позиции невмешательства.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС