01 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Черная быль чернобыльцев продолжается...

Случившийся накануне в Екатеринбурге митинг чернобыльцев собрал несколько сотен человек. В Екатеринбург приехали ликвидаторы из Свердловской, Тюменской, Челябинской областей. Были среди участников митинга и качканарцы, которые несколько дней назад объявили голодовку.

Люди стояли кучками, негромко переговариваясь. То и дело от одной кучки отделялись несколько человек, шли к другой, здоровались и тут же вступали в разговор. Со стороны могло показаться, что все они собрались на какую-нибудь конференцию, если бы не плакаты с надписями "Чернобыльцам - депутатские льготы!", "Мы еще живы!", "Верните социальные гарантии чернобыльцам!", "Требуем выплаты долгов!". Спустя некоторое время плакаты свернули, митинг и вовсе стал походить на сбор старых знакомых.

"Чего Анатолия не привел?" - кричал кто-то, выглядывая поверх голов. "Он в больнице", - отвечал другой. "Что суд?" - спрашивал первый. "А что суд, опять сказали через неделю придти". Разговор перерастает в массовый гомон -  тема волнует многих.

"Вам почему весело?" - спросила я, подойдя к двум мужчинам, которые общались между собой как-то не по-митинговому радостно. "Со своими встретились, от того и радуемся. А так... Чего ж радоваться? Завтра вот опять на похороны пригласили. Каждый год на десяти похоронах бывать приходится", - отвечает мужчина, посуровев лицом.

Неожиданно все разговоры стихли, толпа всколыхнулась и в считанные секунды плотным кольцом окружила вышедшего из уральского полпредства руководителя областной организации чернобыльцев Олега Соломеина. Что говорит - почти не слышно. В толпе недовольные возгласы: "Почему микрофон не взял? Специально же аппаратуру привезли...". Люди хотят слышать все до единого слова.

Соломеин сказал, что коллективное обращение чернобыльцев к уральскому полпреду, где изложены их требования, будет внимательно изучено в течение недели, затем разошлют соответствующие письма в правительство и президенту, а уже через неделю появится смысл поговорить о первых результатах. Он закончил, но толпа не расходилась. Люди, вновь разделившись на группы, обсуждали услышанное.

                                                      ***

Екатеринбург стал далеко не первым городом, где в этом году прошли акции протеста чернобыльцев. 15 февраля в Туле перед зданием областного правительства прошел аналогичный митинг. А за месяц до этого десять инвалидов-чернобыльцев Петербурга возобновили голодовку, которую начали еще в декабре прошлого года. Более 200 человек неделю голодали в Брянской области. Примерно столько же времени в знак протеста от пищи отказывались чернобыльцы трех небольших свердловских городов - Нижней Туры, Лесного и Качканара. Несколько дней назад они приостановили голодовку, однако, если дело не сдвинется с мертвой точки, 14 марта пообещали ее возобновить. 

Поводом для акций протеста ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС послужило невыполнение правительством своих обещаний в части индексации выплат, а также игнорирование региональными органами постановлений суда, касающихся порядка начислений. 2005 год добавил к старым проблемам новые. Отмена ряда льгот и изменения в жилищном законодательстве, по мнению чернобыльцев, еще больше ухудшили их материальное положение. 

Подоплека всего происходящего такова. Главный для чернобыльцев закон - закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" - был принят в 1991 году. Этот закон, по свидетельству специалистов, поставил своеобразный рекорд по количеству поправок к нему. Только за последние пять лет он видоизменялся и дополнялся более 20 раз. Изначально закон предусматривал ежемесячные денежные выплаты инвалидам-чернобыльцам в зависимости от того, сколько каждый из них зарабатывал до того, как попал в Чернобыль, либо в период между ликвидацией аварии и выходом на инвалидность. Человек мог претендовать на любую из двух сумм.

В августе 2001 года правительство отказалось от принципа индивидуального начисления компенсаций и установило твердый размер выплат, зависящий от того, у кого какая группа инвалидности: для инвалидов-чернобыльцев первой группы - пять тысяч рублей в месяц, второй группы - 2,5 тысячи рублей и третьей группы - тысячу рублей. После выхода в свет этого постановления правительства большинство чернобыльцев ежемесячно стали получать, в среднем, на три-четыре тысячи рублей меньше. Естественно, им это не понравилось. Свое недовольство ликвидаторы подкрепляли тем, что в законодательстве четко прописано: государство не вправе назначить суммы выплат, ниже ранее назначенных. 

Находившийся в то время у руля министерства труда и соцразвития РФ Александр Починок, неоднократно заявлял: для того, чтобы платить чернобыльцам прежние суммы, необходимо дополнительно 12 миллиардов рублей. "Откуда он взял эту цифру? Меньше миллиарда на всех хватит, - приводит "МК" (выпуск от 2002 года) слова председателя ликвидаторов из Московской области Георгия Гайденко, - Арифметика для ученика младших классов. В год на чернобыльцев от силы тратится 1,5 миллиарда рублей". Не стоит также забывать, что в 2001 году впервые за долгое время российский бюджет был сверстан с профицитом.

Те немногие, кому решение правительства пришлось по душе /кто до 2001 года получал меньше/, тоже скоро поняли, каково это иметь фиксированные суммы выплат в стране, где инфляция никогда не останваливает свой рост, отличаясь либо равномерным, либо скачкообразным темпом. В течение пяти лет, начиная с 2000 года, сумма возмещения вреда здоровью, из которой и состоит пенсия инвалида-чернобыльца, не индексировалась ни разу.

В феврале 2001 года правительство в качестве отправной точки индексации вместо уровня инфляции утвердило размер прожиточного минимума. Однако дальнейших действий не последовало, - пояснил Накануне.RU председатель Свердловской областной организации инвалидов "Союз чернобыльцев России" Олег Соломеин, - В 2001 году прожиточный минимум пенсионера в Свердловской области увеличился почти в 1,6 раза, в 2002 - в 1,5 раза, в 2003 - в 1,092 раза. Если приплюсовать к этому уровень инфляции до 2001 года, то получится, что с 1997 по 2004 годы размер выплат чернобыльцам должен был возрасти, как минимум, в пять раз".

Своего рода прослойкой между двумя этими слоями одного большого пирога является цифра в два миллиарда рублей. Именно столько, по подсчетам ликвидаторов аварии, задолжало им государство. В Свердловской области долги составляют немногим меньше 80 миллионов рублей. Задолженность эта включает в себя разницу между суммами, которые чернобыльцы получали до 2001 года и теми, которые им назначило ведомство г-на Починка, а также размер положенной по закону индексации. Чтобы было понятнее, приведем один пример. Инвалид второй группы получал пять тысяч рублей, сейчас он получает 2,5 тысячи. Индексация, условно говоря, за пять лет должна составить семь тысяч рублей. Произведя ряд арифметических действий, получим сумму долга в 9,5 тысяч рублей. Это принципиальный момент. 

В некоторых случаях в расчет берется разница между нынешним размером компенсации и суммой, которую ликвидатору начислил суд. Надо сказать, что судебные разбирательства для чернобыльцев давно уже стали больной темой. Почти все из них неоднократно прошли по полному судебному кругу: начиная с районного суда и заканчивая судом Верховным. Практически во всех случаях суд признал, что те суммы, которые установило правительство, противоречат существующему законодательству, однако, больше половины судебных решений так и остались только на бумагах.

"Я уже 11 лет на инвалидности, - рассказывает жительница города Заречного Свердловской области, инвалид второй группы Ольга Сергеева, - Все эти 11 лет я из судов не выхожу.  По поводу квартиры судилась четыре года, по поводу начисления пенсии три года, сейчас опять все по новой. Согласно решению суда, я сейчас должна получать 12,5 тысяч. Люди судятся, кто еще может, но основная-то масса мрет, не дождавшись ни пенсий, ни квартир". Ее поддерживает другой участник митинга, житель города Асбеста: "В 2000 году суд подтвердил, что насчитано мне было гораздо меньше, чем положено по законуРазница была в три тысячи рублей. Но я сколько раньше получал, столько и сейчас получаю". 

В 2002 году "чернобыльское дело" рассматривалось в Конституционном суде. Слушания длились почти целую неделю. Отчасти это было связано с большим количеством заявителей. Формально было 64 истца, за каждым из которых стояла целая организация. 19 июня 2002 суд вынес постановление, в котором было сказано, что судебные решения, вынесеннные по искам чернобыльцев, должны исполняться в установленные сроки. При этом, "государство не вправе ссылаться на недостаток денежных средств как на причину невыплаты долга по судебному решению. К тому же, нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые чернобыльцам суммы не будут надлежащим образом проиндексированы".

Однако нашим чиновникам даже Конституционный суд не указ. Министерство соцзащиты, по словам чернобыльцев, на предписания судов по-прежнему никак не реагирует. Как утверждает Олег Соломеин, в личные дела инвалидов, на основании которых минсоцзащиты формирует заявку в Минфин, суммы, начисленные в ходе судебных разбирательств, даже не внесены. Чернобыльцы уверены, что за всем этим стоит преемник минтруда - минздравсоцразвития, ныне возглавляемое идеологом всех последних социальных преобразований г-ном Зурабовым. В числе требований уральских ликвидаторов, выдвинутых правительству, наряду с индексацией размера компенсаций и погашением долгов, значится требование в приказном порядке обязать региональные министерства, во-первых, внести эти суммы в личные дела, во-вторых, в полном объеме воплотить в жизнь решения судов.

Можно, конечно, набравшись цинизма, порассуждать о том, что, мол, 50-летние мужики должны сами деньги зарабатывать вместо того, чтобы ждать милости от государства, судиться, устраивать митинги, голодать семь дней подряд, не выходя из квартиры. Однако в небольших провинциальных городках работы даже для здоровых и молодых днем с огнем не сыщещь. Кому нужны инвалиды, которые из больницы практически не выходят? Поэтому, если в крупных городах чернобыльцы еще пытаются отстаивать свои права более-менее приемлемым способом, то в провинции решаются на крайние меры. “Мы не видим другого выхода, у нас у всех семьи, которые нужно кормить ”, - сказал в интервью Накануне.RU один из участников голодовки в Нижней Туре Евгений Зволев.

По словам Зволева, монетизация льгот стала последней каплей, переполнившей чашу терпения ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Особое беспокойство у них вызвала отмена натуральных льгот в части лекарственно-санаторного обеспечения, что вполне понятно. С этого года перечень бесплатных медикаментов сократился на порядок. Как свидетельствуют ликвидаторы, в больницах им сейчас выписывают только дешевые и, что самое главное, неэффективные лекарства. "Мне приходится за свой счет покупать медикаменты. У меня после Чернобыля сахарный диабет развился, ишемия, стенокардия, аритмия и еще куча всего. То, что  мне выписывают врачи, - слону дробина", - жалуется Ольга Сергеева.

Немногим лучше обстоят дела с санаторно-курортным лечением. Если раньше, чернобылец имел право раз в год бесплатно съездить в санаторий, то, с этого года ему положена одна путевка раз в два года и то не дороже девяти тысяч рублей. Кроме того, чернобыльцы, равно как и все федеральные льготники, лишены бесплатного проезда в общественном транспорте. Урезаны льготы и на оплату услуг ЖКХ. Раньше 50% скидка распространялась на всех живущих в квартире, сейчас только на самого чернобыльца. Кстати, по этой части передовиком стал Екатеринбург. Районные управления соцзащиты населения еще осенью 2002 года отказались предоставлять льготы по оплате ЖКХ членам семьи инвалида-чернобыльца. Каждая семья ежемесячно теряет на этом примерно 500 рублей.

Тех сумм компенсаций, которые положены чернобыльцам вместо льгот, не хватает, чтобы заткнуть образовавшиеся в результате монетизации дыры, говорят они. Поэтому они требуют от правительства отменить поправки в 122 закон, касающиеся отмены льгот инвалидам-ликвидаторам аварии на ЧАЭС, либо увеличить суммы компенсаций до сопоставимых размеров. Свои требования чернобыльцы обосновывают тем, что никакие они не льготники: по их мнению, государство причинило ущерб их здоровью и должно его компенсировать в полной мере.

Моего мужа забрали в Чернобыль из армии, когда ему было 19 лет, - говорит молодая женщина, одна из участниц митинга, - Даже не сказали, куда везут. Он прибыл туда 10 мая 1986 года, а авария произошла 26 апреля. С 1992 года он на инвалидности. По новому пенсионному законодательству инвалидность не будет входить в стаж работы. Какую пенсию по старости он будет получать от государства?”

Есть претензии у чернобыльцев и к новому Жилищному Кодексу, который начисто лишил их надежды на улучшение своих жилищных условий. Согласно закону, государство обязано предоставить ликвидатору квартиру в трехмесячный срок с момента его выхода на инвалидность. В Екатеринбурге последний раз несколько сотен квартир были выданы в 1997 году, и то люди, стоя в очереди, дожидались их годами.

С этого года очередь фактически ликвидировали и предложили всем очередникам приобрести жилищный сертификат на определенное количество квадратных метров. Казалось бы, что тут плохого? Дело в том, что на ту сумму, которая указана в сертификате можно купить только однокомнатную квартиру в провинциальном городке. А в Екатеринбурге и однокомнатной не купишь. 11 тысяч рублей квадратный метр в городе стоил года два назад, а то и больше. Более того, приобретенное с помощью сертификата жилье, его обладатель ни продать, ни обменять, ни приватизировать не сможет. Это не только чернобыльцев касается, но и наших военных тоже, жилищные проблемы которых государство пытается решить таким способом. 

Всплеск протестных настроений среди чернобыльцев был вполне предсказуем, считают эксперты, однако государство могло избежать подобного развития сценария. Выполни оно взятые на себя обязательства /хотя бы в части индексации выплат/, глядишь, одним очагом социальной напряяженности в стране было бы меньше. И цена-то ведь вопроса для государства пустяковая. 200 тысяч чернобыльцев это не 40 миллионов бюджетников, с которыми и то государство, имея негативный опыт учительско-врачебных забастовок, сегодня худо-бедно рассчиталось.

Сейчас остается только ждать реакции правительства на акции протеста чернобыльцев. Требования выдвинуты, сроки намечены. Извлечет ли из всего этого государство урок на будущее или нет, вопрос пока открытый...

Наша справка.Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошла в ночь с 25-го на 26-е апреля 1986 года во время проведения испытаний. При этом, как показали исследования, было выброшено в 100 раз больше радиоактивности, чем при ядерных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки.  До 1989 года на работы по расчистке в Чернобыль было привлечено около 800 тысяч мужчин. Те, кто работал в первые часы аварии, получили дозы облучения от 0,7 до 13 зиверт, что в 13 тысяч раз превышает ту норму, которую может получить человек в течение года под влиянием атомной электростанции. 300 тысяч ликвидаторов аварии получили дозы облучения свыше 0,5 зиверт. Вопрос о том, какое число ликвидаторов на сегодняшний день умерло от последствий облучения, остается спорным. По сведениям, предоставленным официальными инстанциями трех наиболее пострадавших стран-правопреемниц бывшего СССР, к настоящему времени умерло 25 тысяч чернобыльцев.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС