Несмешные инициативы екатеринбургской мэрии
Тому, кто не жил в Екатеринбурге, трудно до конца понять, каково это, прогулявшись от квартиры до булочной, вернуться домой со сломанным каблуком в руке или сидеть часами в трамвае, опаздывая на работу, из-за того, что автомобили перегородили трамвайные пути. Я хорошо помню, как один мой пермский знакомый пришел в ужас, увидев, как летом в самом центре города машины передвигаются по капот в воде. Жители Екатеринбурга давно уже перестали обращать внимание на все эти заморочки: посудачат на кухне, поругают городские власти, купят пару новой обуви, достав из заначки денежку, в конце концов, на том и успокоятся. То же самое и с мэрскими инициативами, коих за 12 лет накопилось великое множество. Пытался было народ возмутиться, когда выяснилось, что оплата услуг ЖКХ в уральской столице давным-давно перевалила за 100% отметку, да дальше разговоров дело не пошло. Однако последние инициативы мэрии заставили население встрепенуться.
За что боролись...
Несколько дней назад горстка екатеринбурженок собралась перед зданием городской администрации, чтобы выразить протест одной из последних мэрских инициатив. Речь идет об увеличении в два раза платы за посещение детских садов. Если до начала года она составляла 930 рублей в месяц, то сейчас - почти две тысячи рублей. Причем, льгот лишились представители одной из самых незащищенных категорий населения - матери-одиночки: с января они вынуждены платить за садик аж в три раза больше.
Женщины пришли на митинг вместе с детьми. Через полчаса их набралось человек пятьдесят. Еще через несколько минут, в толпе появились плакаты с надписями "Отдайте садики нашим детям!", "Наши дети еще живы!", "Дети не могут ждать, пока вы о них вспомните!", "Наши дети не куклы, не играйте ими!" В этот момент кто-то стал раздавать малышам мягкие игрушки. Оказалось, что этот кто-то, воспользовавшись ситуацией, очень хочет выиграть выборы в гордуму. Для этой же цели к зданию мэрии организованно подвезли группу студентов колледжа им. Ползунова - будущих мам и пап, которые, правда, толком так и не поняли, за что такое счастье - отменили лекции.
Впрочем, несмотря на некоторую картинность митинга, сомнений в том, что собравшиеся женщины не на шутку обеспокоены повышением платы за детские сады, у наблюдателей не возникло. Некоторые из них просто проходили мимо, а узнав, что происходит, не могли не остановиться. "У меня дочь - учительница, она получает 1,5 тысячи рублей, - взволнованно сказала нам присоединившиеся к пикету немолодая женщина, - З а садик ей как работнику бюджетной сферы приходится платить 1,3 тысячи рублей в месяц. Тысяча рублей уходит на квартиру. Как жить? Еще двое внуков подрастают, есть племянники, внуки подруг. Эта проблема касается каждого из нас ".
Вторая проблема, которая, как выяснилось, волнует екатеринбурженок не меньше, - катастрофическая нехватка мест в этих самых вздорожавших садиках. Не секрет, что многие здания детских садов в свое время были либо совсем закрыты, либо отданы на откуп коммерческим структурам. С 1991 года их число в Екатеринбурге сократилось с 580 до 320. Чтобы устроиться в те, что ныне действуют, родителям приходится выстаивать многотысячную очередь. В разных районах города она составляет от четырех до семи тысяч человек.
Тем же, кто не хочет ждать, предлагают заплатить так называемый вступительный взнос (спрос, как водится, рождает предложение). Его размер колеблется от 15 до 30 тысяч рублей. "Мне прямо сказали в одном из садиков Уралмаша: хотите получить место - платите 30 тысяч рублей, - рассказывает молодая мама, - где я возьму такие деньги? Моему ребенку четыре года, а он все еще не ходит в детский сад".
Между тем, многие родители, собрав сбережения у родных и заняв недостающую часть у знакомых (те, у кого денег куры не клюют, в муниципальные садики детей вряд ли отдадут), вынуждены соглашаться, потому как деваться некуда: сидеть дома со своим чадом для большинства мам непозволительная роскошь, а частный садик обойдется в два-три раза дороже.
В конце 2004 года районная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении одной из заведующих детсада Кировского района, которая предложила родителям заплатить за устройство ребенка 15 тысяч рублей. В прокуратуре тогда заявили, что не считают нужным называть имя заведующей и номер воспитательного учреждения, поскольку подобные поборы осуществляются во многих детских садах Екатеринбурга. Однако доказать эти факты весьма проблематично: родители, по вполне понятным причинам, не торопятся обращаться в надзорный орган.
Даже среди участников митинга те матери, кто уже столкнулся с подобными проблемами, оказались в подавляющем меньшинстве. И то они старательно укрывались от объективов телекамер, однако, под обращением, которое участники митинга адресовали главе города, подписались охотно. В своем обращении женщины выразили несогласие с нынешним положением дел, надеясь, в первую очередь, обратить внимание городских властей на существующие проблемы. Отметим, что за тот час, пока люди стояли перед зданием администрации, никто из чиновников к ним так и не вышел.
Мэрия мэрии рознь
122 ФЗ, который поменял всю социальную политику государства, эхом прокатился и по дошкольным учреждениям. Согласно закону, детские сады со всеми потрохами переданы на местный уровень. С нового года муниципальные власти получили право самостоятельно устанавливать размер оплаты за содержание детей. Если раньше сдерживающим фактором являлось постановление правительства, в котором говорилось, что размер родительской платы не должен превышать 20% затрат на содержание ребенка, то сейчас в этом смысле муниципалам дана полная свобода. Оставлять льготы или нет - тоже на совести градоначальника.
О том, что градоначальник градоначальнику рознь, свидетельствует хотя бы тот факт, что в близлежащих к Екатеринбургу городах о столь высоком размере платы за содержание детей в садиках и слыхом не слыхивали. В Перми, например, родители отдают за садик порядка 400 рублей в месяц, в Челябинске и Кургане - максимум 500 рублей (в зависимости от категории садика). К тому же, во многих городах сохранилась разветвленная система льгот и дотаций.
Отчасти этому способствует политика областных властей. Так, южноуральские власти в этом году выделили 13 млн рублей на предоставление льгот по оплате за пребывание в детских садах детей из малообеспеченных семей. При этом, областной Минобр рекомендовал муниципалитетам устанавливать льготу в размере от 30 до 100% родительской платы в зависимости от уровня доходов семьи.
В екатеринбургской мэрии повышение платы за посещение детских садов, как и предполагалось, объяснили тем, что среднеуральские власти на столь широкие жесты отродясь не были способны. Более того, Екатеринбург в этом году еще не получил ни копейки субвенций из облбюджета, предусмотренных Законом об образовании. И потом, заявила в интервью Накануне.RU один из специалистов городского управления образования, бюджет области формируется не так, как надо бы: муниципалитеты получают по потребностям снизу, а не по способностям сверху. Вот власти Екатеринбурга и нашли выход из положения. За счет родителей.
Тот факт, что в уральской столице плата за детские сады повышена незаконно, накануне подтвердила и Свердловская прокуратура. Как показали прокурорские проверки, мэрия включила в родительский счет расходы на коммунальные услуги и на оплату труда работников, то есть те расходы, которые, по закону, целиком и полностью должны лежать на ее, мэрии, плечах. Одна маленькая деталь: как утверждают сами воспитатели и нянечки, больше получать при этом они не стали. Возникает совсем не риторический вопрос: на что тратятся родительские деньги?
Может быть, на обустройство садиков? Вряд ли. Смотреть жалко, до чего бедно выглядят многие-многие екатеринбургские садики. Уверены, не найдется родителей, которые бы с периодичностью раз в месяц, а то и чаще, не сдавали бы деньги на игрушки, моющие средства, посуду, постельное белье и, бог знает, что еще. Кто-то возразит: ведь это беда не одного Екатеринбурга. Согласны. Но зайдите как-нибудь в детский сад в провинциальном свердловском городе Камышлове и вы почувствуете, что оказались, если не в советском садике, то, по крайней мере, в таком, куда не жалко отдать свое чадо. Поддержка муниципалитета в этом вопросе играет определяющую роль. Вот вам и "неправильный" свердловский бюджет.
Вполне понятно, что за отсутствием поддержки со стороны местных властей, система "садиковых" поборов прогрессирует с удвоенной скоростью. Если пробежаться по родительским форумам в Интернете, можно сделать вывод, что таких вступительных взносов, какие требуют в екатеринбургских детсадах, нет даже в Москве.
Возвращаясь к прокуратурским проверкам, отметим, что, согласно закону, глава города должен в течение десяти дней отреагировать на внесенный протест, если этого не произойдет, не исключено, что прокуратуре придется задействовать судебные механизмы.
Мэрские забавы
Повышение платы за содержание в детских садах отнюдь не единственная инициатива мэрии, заставившая горожан встрепенуться. Накануне екатеринбургские студенты заявили о том, что "оставляют за собой право устраивать акции протеста в самой разнообразной форме", если городская администрация не пересмотрит свое решение о повышении стоимости студенческого проездного билета. С 1 февраля студенты лишились 25% льготы на оплату проездного, его цена составила 270 рублей на один вид транспорта.
Как заявил председатель Ассоциации профсоюзных организаций студентов вузов Свердловской области Евгений Сильцук, в Екатеринбурге стоимость студенческого проездного самая дорогая не по области, нет, по стране (!). В Москве, например, она составляет 116 рублей, в Питере - 230 рублей на все виды муниципального транспорта, в Самаре - 150 рублей, столько же в Кургане и Тюмени. Тот же 122 закон, который разрешил городским властям самостоятельно распоряжаться льготами, и в этом случае поставил их в равные условия. Поневоле перейдешь на личности...
Сразу же на ум приходят ставшие притчей во языцах взаимоотношения екатеринбургской мэрии с городскими бизнесменами. Помните историю с бехатоновой плиткой, в которой городские чиновники настоятельно рекомендовали всем предпринимателям обустроить прилегающие территории именно этой плиткой? Смеем предположить, что челябинским или тюменским чиновниками и в голову не пришло заставить всех предпринимателей укладывать тротуарную плитку, производством которой занимаются определенные фирмы. То же самое касается и непрекращающегося по сей день давления на бизнесменов в части подписки на газеты, подконтрольные администрации города.
Или взять совсем свежий пример, который свидетельствует о том, что мэрия решила взять под контроль весьма доходный похоронный бизнес. Как признался руководитель фирмы "Ритуал" Алексей Скорынин, в Екатеринбурге в скором времени будет создан Союз работников похоронных организаций, цель которого "выдавить" с рынка большинство фирм, работающих в этой области. Союз разработает определенные стандарты, те фирмы, которые не будут им соответствовать, останутся за бортом. По словам Скорынина, в городе профессионально работают только пять фирм. Угадайте, к кому эти фирмы, если не относятся напрямую, то тяготеют?
Этот ряд можно продолжать и продолжать. Меж тем, по-настоящему эффективного механизма противодействия муниципальным чиновникам со стороны горожан до сих пор не было. Акции протеста, как показывает практика, в корне проблем не решают. Вмешательство прокуратуры для рядового екатеринбуржца тоже не гарантия, что всем чиновникам воздастся по заслугам (или отсутствию оных). Другое дело, всенародный отзыв. На последнем своем заседании в нынешнем составе гордума, по воле федеральных властей, включила в новый Устав города процедуру отзыва депутатов и мэра. Согласно документу, они могут быть сняты, если за это проголосует половина жителей города или избирательного округа. И основанием для отзыва может стать, в том числе, принятие противоправных решений и невыполнение своих обязанностей...