Законность монетизационного закона вынесут на суд Конституционного суда
Казалось, все страсти по монетизации льгот отбушевали. Митинги прошли, гостелепиар отхвалил предстоящие новшества, так или иначе общество смирилось и пока /до момента реального прочувствования этой самой монетизации на практике/ успокоилось. Но нет. Льготы, оказалось, есть кому реально пробовать защищать. Северные профсоюзы намерены добиваться отмены некоторых пунктов нового закона о монетизации льгот. Профсоюзные лидеры считают: ущемлены интересы миллионов людей и есть опасность, что качество жизни северян ухудшится. Подробности мы выясняли у председателя Нижневартовского профсоюза авиадиспетчеров Александра Костенко .
Вопрос: Александр Владимирович, многие наблюдатели давно вынесли свой вердикт по отношению к закону о монетизации льгот. Еще несколько месяцев назад большинство аналитиков предсказывали: закон примут, и он будет работать. Каким образом северные профсоюзы намерены добиться того, что не удалось ни чернобыльцам, ни другим участникам акций протеста?
Александр Костенко: Во-первых, мы тоже принимали участие в общероссийских акциях протеста против принятия закона о монетизации льгот. Во-вторых, добиваться пересмотра некоторых пунктов нового закона мы будем не одни.
Сейчас северным профсоюзам помогают общероссийские профобъединения. Мы все входим в Совет Общественной солидарности. Это так называемый "альтернативный" профсоюз, объединяющий наиболее активные общественные и профорганизации России. Мы не пойдем по пути "традиционного" профсоюза ФНПР /Федерация независимых профсоюзов России - бывшая ВЦСПС- руководители Шмаков и Исаев. Исаев - глава думского комитета по труду и социальной политики, член Единой России, один из разработчиков и лоббистов нового закона/, который находится под крылом правительства и автоматически одобряет все его начинания. Мы анализируем ситуацию. От закона пострадают не только северяне. Затронуты интересы всех россиян. Профсоюзы намерены защищать их интересы. В этом году Совет Общественной солидарности намерен подать иск в Конституционный суд. Власти не могут принимать законы и другие нормативные акты, ухудшающие положения граждан. В апреле этого года Конституционный суд РФ подтвердил это положение Конституции. Есть официальное решение, есть прецедент. Впрочем, если спорный закон все же вступает в действие, то он будет направлен не на всех россиян. Это также конституционная норма. Под юрисдикцию закона о монетизации льгот попадут только те, кто приобрел правоотношение только после выхода закона. Иначе говоря, нынешние северяне, пенсионеры и все другие льготники - вне сферы действий закона о монетизации льгот. Под него попадают только те, кто только-только приехал на Север или только-только стал пенсионером. Если же вдруг наши права не будут подтверждены Конституционным судом, то, вероятно, в следующем году, профсоюзы начнут подготовку к всероссийскому референдуму. Пусть сами россияне ответят - устраивает ли их закон о монетизации льгот в нынешнем виде или нет.
Вопрос: Какие пункты нового закона не устраивают северные профсоюзы?
Александр Костенко: В той части закона, которая больше всего интересует северян написано, что за выплаты по районному коэффициенту государство отныне не отвечает полностью. Правительство России теперь будет финансировать районные надбавки только бюджетникам, работающим в федеральных службах. Для бюджетных организаций рангом пониже - деньги должны идти из казны субъектов федерации. Районные выплаты для городских бюджетников будет обеспечивать муниципалитет. Остальные, - те, кто работает на севере во внебюджетных структурах, - будут полагаться на финансовые возможности работодателя.
На взгляд северных профсоюзов, поправки в законы сильно изменят жизнь тех, кто работает не в бюджетных организациях. Раньше, все северяне имели законное право раз в два года взять «льготный отпуск». Т.е. они могли выехать в любую точку России на отдых и при этом проезд, и провоз багажа полностью оплачивался работодателем. Сейчас есть сомнения, что этой льготой смогут воспользоваться работники коммерческих структур. Формально норма осталась, но законодатели изменили ответственных за исполнение социальных гарантий. Если северянин не работник бюджетной сферы, то льготный отпуск ему гарантирует не государство, а коммерсант. Ясно, что очень многие северяне на практике лишатся "льготных отпусков". Кроме того, прежняя редакция закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривала, что за особые условия жизни и труда северянам полагается до 16 дней дополнительного отпуска. Теперь - только 8 дней.
Теперь к некоторым хитростям, которые заложены в новую редакцию закона о северянах. Правительство и депутаты сделали так, что платить северные надбавки коммерсантам стало не выгодно. Прежняя льготная налоговая норма осталась только по отношению к районному коэффициенту. Расходы на оплату районного коэффициента в полном объеме относятся на фонд оплаты труда и эти средства не облагаются каким-либо дополнительным налогом. Но расходы на оплату северных надбавок отныне будут относиться на прибыль предприятия, и с нее работодателю придется платить дополнительный налог. Наверное, не надо пояснять, что сейчас коммерсанты начнут искать способ уклониться от дополнительного налогового бремени и, возможно, пострадают, их работники-северяне.
Профсоюзам пока абсолютно непонятно, каким образом все эти нормы будут выполняться на практике. Дело в том, что новый закон о северянах с внесенными поправками и Трудовой Кодекс РФ с внесенными поправками, противоречат друг-другу. Конечно, не исключена ситуация, когда Трудовой Кодекс, который по статусу выше закона о северянах, быстро переделают под нужды правительства. Однако это нас не остановит. Отстаивать свои права мы будем!
Вопрос: В летние месяцы северные профсоюзы два разы пытались организовать акции протеста против принятия нового закона о монетизации льгот. Результат был не впечатляющ…
Александр Костенко: Нас тоже беспокоит эта пассивность северян. Например, в Нижневартовске /Ханты-Мансийский автономный округ/ в июне на митинг протеста вышло не более ста человек. В июле в этом же городе протестовало не более 20 активистов. Однако мы уверены, что именно в северных городах новый закон постепенно вызовет главное протестное движение. Людям надо время, чтобы на себе почувствовать действие закона. Пока же профсоюзы намерены вести агитационную компанию среди населения. Параллельно мы готовим юридическую базу. Надеюсь, мы найдем аргументы, чтобы убедить правительство внести в закон необходимые поправки. Было сразу ясно, что та спешка, которая присутствовала при рассмотрении и принятии закона о монетизации льгот ни к чему хорошему не приведет.