Момент духовной истины
Накануне в уральском полпредстве прошел очередной большой сбор духовных особ. Говорили о многом, но самая живая дискуссия была все о том же - наболевшем. Что происходит в мусульманском российском сообществе, как власть государственная с особами духовнослужащими может взаимодействовать в современных условиях, дабы как-то консолидировать разобщенных по социальным, религиозным и национальным признакам россиян. Назывался этот разговор, который шел под председательством полномочного представителя Президента РФ в УрФО Петра Латышева, заседание Совета по реализации госполитики в области свободы совести и религиозных объединений при уральском полпреде. Одним из его участников был заместитель Верховного муфтия России Мухаммедгали Хузин. Накануне он в интервью телеканалу "Ермак" рассказал о своем видении ситуации в мусульманском сообществе России, личных впечатлениях о пребывании в Беслане и тех задачах, что ставят перед собой духовные особы страны. Печатную версию этого интервью мы предлагаем вниманию своих читателей.
Вопрос: О чем, если получится коротко, шла речь на совещании с полпредом Петром Латышевым?
Мухаммедгали Хузин: День 1 сентября для всех россиян по сути стал моментом истины. Моментом отрезвления для тех многих лиц и государственных и общественных деятелей, которые все эти годы занимались не выполнением своих должностных обязанностей, а тем, что делили и переделывали сферы влияния, сферы имущества и т.д. Но 1 сентября высветило все эти моменты за 15 лет. В результате мы имеем то, что имеем. В России всегда традиционно проживали мусульмане, веками, тысячу лет, вместе с православными, никакой подоплеки для экстремизма, терроризма не было. Но события августа и 1 сентября четко выявили проблематику: экстремизм, и самое худшее его проявление- терроризм. Погибли сотни и сотни людей в эти страшные дни. Все это требует не скоропалительных решений, не каких-то точечных бомбардировок, а очень продуманных, взвешенных шагов - как нам вместе, сообща ответить этому вызову. Большая часть заседания касалась этого вопроса.
Вопрос: О каких-то конкретных шагах, решениях шла речь?
Мухаммедгали Хузин: Когда захватывали вандалы Рим, уже опьяненные римляне не обращали внимания на то, что творилось под стенами Рима. Римляне веселились, сражались за город одни сантарионы. В конце концов, Рим пал. Вандалы разграбили, убили, разрушили город. Сегодня в нашей стране происходит примерно такая же ситуация. Обществу абсолютно безразлично то, что происходит вокруг, в нашей стране. В каждом регионе не менее сотни тысяч наркоманов, у нас более, чем в 50 регионах действуют различные экстремистские, религиозные, тоталитарные группировки. Даже иногда с террористическим уклоном. И всему этому одни только правоохранительные и государственные органы противопоставить уже невозможно. Нужно, чтобы момент истины настал не только для государственных органов, но и чтобы общество действительно проснулось.
Вопрос: Ну тогда для вас как раз открывается обширное поле для деятельности. Кто как не духовные лидеры должны объяснять, что хорошо, а что плохо. Что есть экстремизм, а что терроризм?
Мухаммедгали Хузин: У нас в России всегда любят искать, кто виноват и что делать. В данном случае это касается религиозных организаций. Я не согласен с тем, что мы где-то недорабатываем. По одной простой причине. Все эти 15 лет мы об этом как раз и говорили. Нас не слушали, нас били, причем как с Запада, так и с Арабского Востока. Нас критиковали, нас взрывали, убиты несколько человек. Совершены десятки покушений, в том числе и на меня, и других муфтиев. Покушения были и в Уральском регионе. Мы об этом говорили. Да, нам нужно вести разъяснительную работу, более четко выставлять свою позицию, говорить, кто есть в российском исламе, кто что проповедует. Все это наша сфера деятельности и мы не открещиваемся от того. Но мы говорим - дайте нам возможность это сделать. Не мешайте. На совещании у полпреда как раз шел разговор об этом на таком очень конструктивном уровне. Мы сделали анализ ситуации, не просто сказали, что делает Центральное духовное управление мусульман, хотя и делается немало.
Вопрос: Например…
Мухаммедгали Хузин: Во-первых, лицензирование всех священнослужителей. Мы берем ответственность за каждого священника, который выступает от нашего имени. К сожалению, большинство параллельных нам организаций являются легальными крышами для этой заразы. В отличие от них, мы взяли ответственность за имамов, во-вторых, мы предлагаем вести широкую просветительскую деятельность. На сегодня уже действуют два общесоюзных исламских сайта, два духовно-просветительских информационных канала, мы пытаемся выйти на прессу. Мы очень активное участие принимаем в федеральных программах. В частности, во всероссийской комиссии оказания помощи пострадавшим в Беслане. Участие во Всероссийском комитете празднования Победы, во Всероссийском национальном военном фонде, где огромные средства для оказания помощи солдатам и т.д. Мы активно во всем этом участвуем, и это доказывает, что мы никогда не согласимся с тем самым терроризмом. И тем более, с использованием исламских лозунгов в этих узкокорыстных, зачастую политических целях.
Вопрос: Не кажется ли Вам, что распространению терроризму способствует некая разобщенность среди мусульман? Есть председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, есть Совет муфтиев России, который возглавляет Равиль Гайнутдин. Они постоянно друг друга критикует, называя друг друга экстремистами. Так кто из них кто?
Мухаммедгали Хузин: Очень просто. Как вы прокомментируете ситуацию, когда к губернатору Росселю придет некий бизнесмен, за которым стоят ОПГ, иностранные спецслужбы, и скажут Росселю: "Мы на Вас насмотрелись и объявляем себя губернатором №2. Впредь вы будете повиноваться нашим указаниям, а, если не будете, то вы экстремист, террорист и т.д."? Аналогичная ситуация с этими советами муфтиев в России. ЦДУМР не мы придумали. Это придумано 215 лет назад. И за это время оно доказало приверженность российской государственности. Если есть такая структура, то зачем изобретать велосипед?
Вопрос: Тогда как появился Совет Муфтиев?
Мухаммедгали Хузин: А вот так и появился. Пришли и сказали: мы тоже муфтии, мы тоже хотим порулить. Точно так же появились. Это люди, за которыми нет духовной нити. Аналогичная ситуация была бы, если бы к архиепископу пришли и сказали: извините, меня вчера тоже архиепископом избрали, теперь буду я. Это был бы абсурд. Такая трагикомичная ситуация сложилась в мусульманском масштабе. Наша организация это не фирма-однодневка, какой-то совет, а именно жестко структурированная, вертикально интегрированная организация, которая имеет традицию, историю, которая верой и правдой служила своему отечеству в течение многих лет. Даже в годы Великой отечественной войны. Это наше отечество, наше гос-во и все невзгоды и радости мы должны поднимать вместе. Вот эти вещи мы должны говорить в открытую, всему обществу и власти. Хватит играть в псевдодемократические игры, говорить о том, что имеет место противостояния между религиозными лидерами. Если есть противостояние между религиозными деятелями, то это уже наша борьба. Но сегодня на идеологической платформе происходит расхождение. На совещании, которое прошло у полпреда, были представители органов исполнительной власти субъектов Федерации, федеральных органов юстиции, федеральной службы безопасности и т.д. и там говорилось, что имеется масса задокументированных нареканий по отношению к этим исламским структурам. Нам кажется, пора заканчивать с этой двойной моралью.
Вопрос: Какими способами с ними бороться? Взять и запретить юридически?
Мухаммедгали Хузин: Знаете, взять и издать указ, запрещаю того- то сего- то, от этого эффекта не будет. Есть очень хороший и веками испытанный способ, когда нужно поддерживать здоровые начинания традиционных конфессий - Православной церкви, ислама, в просветительской деятельности, в образовательной, в социально- гуманитарном служении, в создании единого информационного пространства. Что государство не может это сделать? Может безусловно, было бы желание, как говорится. Беря на себя ответственность, мы готовы выступать и против экстремизма, и против терроризма. Противопоставить всему этому просвещенность, открытость, понимание у граждан, независимо от того - русский он, татарин и т. д. Мы готовы приходить в любую, самую сложную аудиторию, говорить свою позицию и отстаивать ее. Отступать некуда.
Вопрос: Идут ли разговоры о том, чтобы объединить российских мусульман под единым духовным управлением. Насколько такая идея реальна?
Мухаммедгали Хузин: Может, этого делать и не надо. Говорят, что время лечит. Были неурядицы все эти 15 лет, амбиции непомерные и т.д. Люди постепенно трезвеют, начинают видеть, кто есть, что и кто. Мне кажется, мы к этому пониманию все равно придем, никуда мы от этого не денемся. Самые важные шаги в этом направлении делаются. В этом году мы, три ведущие мусульманские структуры /центральное духовное управление мусульман России, Координационный Центр мусульман Северного Кавказа, и Совет муфтиев/ подписали документ о создании Коордиоционного совета по противодействию экстремизму и терроризму. То есть это нас уже объединяет. В дальнейшем, я думаю, мы найдем те точки соприкосновения, которые могут нас сблизить и довершить платформу общих задач. Дело не в том, что бы создать одного муфтия на всю Россию, в исламе такой иерархии нет, как в православной церкви.
Вопрос: Вы входите в комиссию по расследованию причин трагедии в Беслане. Какова ситуация в самом городе?
Мухаммедгали Хузин: Столица Северной Осетии - это Владикавказ. Тот, кто находится во Владикавказе, тот и владеет Кавказом. Не зря это название было дано, и вот этот самый страшный террор в истории человечества именно в Северной Осетии , и именно в Беслане. Выбор города еще и тем примечателен и ужасен, что Беслан является своеобразным мусульманским центром в Северной Осетии. Я был в Беслане, встречался с людьми, и с общинами разговаривали. Я не скажу, что ситуация простая, она крайне сложная и крайне напряженная, от пожара там одна спичка всего отделяет, кого-то убьют, какая-то деревня против другой пойдет… Вполне возможно, что этот сценарий будет разыгран, но тогда получится , что террористы, которые совершили вот этот акт, они достигли своей цели. И подожгут огромный очаг на Кавказе. Пока мыслимыми и немыслимыми усилиями различных сторон и власти, и религиозных организаций, всеми возможными путями удается эту ситуацию удерживать. Я могу сказать, что между Северной Осетией и Ингушетией уже закрыта граница. Огромное количество всяких мероприятий проводится. Там даже рвы вырыты, чтобы как-то сдерживать ситуацию. Но самое важное для всей России это понять, что и жители Осетии, и жители Ингушетии, и жители всей России не заинтересованы в том, чтобы убивали их детей. Для кавказцев самым сдерживающим и успокаивающим фактором, на мой взгляд, будет обличение тех, кто допустил это страшное дело.
Я вот ехал в Екатеринбург и был остановлен на посту ГАИ в Красноуфимске. Там проверяли кучу документов, бумаги и т.д. Все это правильно. Но каким образом более 30 боевиков проехали из Чечни в Ингушетию, причем в дни усиления, так как были терракты в августе, как они проехали? Я не думаю, что они пробрались туда под флагами Красного креста или белыми флагами. Безусловно, виновны правоохранительные структуры, органы власти, поэтому имена всех должны быть названы. Общество должно знать, что никому впредь неповадно будет творить такое. Обменивать 100 долларов на жизнь человека.
Редакция благодарит УОТК "Ермак" за предоставленные материалы