Наталья Западнова о монетизации - пройдет время и все встанет на свои места
Монетизационная тема плотно остается в общероссийской повестке на первой позиции. Правда, постепенно переходит все-таки из разряда остро-социальных с политическим контекстом в сферу менее эмоциональной рутинной работы. В УрФО это случилось раньше и спокойней, чем в стране. Об ответе на вопрос- почему, мы уже писали. Во многом потому, что власти уральского округа, регионов, входящих в УрФО, побеспокоились загодя и подошли к монетизации не трафаретно-чиновничьим способом, а в индивидуальном порядке. Югра в этом смысле яркий пример. Здесь сначала изучили сколько, каких и где проживает льготников, а затем приняли решение о вхождении в монетизационные волны поэтапным способом. О том, какие вопросы возникают, как решаются проблемы и прочих аспектах монетизации в Югре рассказывала накануне в эфире телекомпании "Ермак" заместитель председателя правительства ХМАО-Югры по социальным вопросам Наталья Западнова .
Вопрос: По какому пути пошел Ханты-Мансийский автономный округ: вы оставили все льготы в натуральном виде или часть все-таки монетизировали?
Наталья Западнова: В каждом регионе есть свои особенности развития. ХМАО-Югра приравнен к территории крайнего севера, поэтому, прежде чем, переходить к реализации ФЗ №122, мы провели инвентаризацию всех льгот. Посмотрели - какие льготы попадают под федеральный бюджет, какие под региональный, что нужно изменить в региональной нормативно-законодательной базе? Провели инвентаризацию социальных учреждений, поскольку одним из элементов реализации этого закона являются социальные учреждений: здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. И мы приняли ряд документов о поэтапном введении закона на территории Югры. Поэтапно, не потому что мы не хотим реализовывать этот закон. Он принят и мы должны его соблюдать. Переходный период – это разумный переход на более понятный механизм выплат.
В чем он заключается? Если говорить о региональных льготах, то мы готовились к реализации закона заранее. Как я уже сказала, были внесены необходимые изменения в законодательство. Из 25 категорий льготников, которые реализуются на территории округа, 17-ти выплачиваются в денежном эквиваленте: это адресная социальная помощь, выплаты по закону о материнстве и детстве, дополнительные льготы различным категориям граждан, которые нуждаются в выплатах.
Вопрос: Насколько в связи с этим увеличились расходы местного бюджета?
Наталья Западнова: Расходы местного бюджета остались на том же уровне, на котором были в 2004 году. Если говорить о том, что произошло деление на федеральных и региональных льготников, то федеральные льготники оказались в некотором выигрыше. Но мы над этим работаем. Это вопрос корректировки нормативной базы. Пройдет время и все станет на свои места.
Вопрос: Вы будете вводить единый проездной билет для льготников?
Наталья Западнова: Мы обязательно будет вводить единый льготный проездной, поскольку, как и все регионы, присутствовали на том совещании, которое проводил Кудрин. Мы считаем правильным решением монетизировать льготу по услуге на транспорте. У льготника будет выбор: либо получить деньги, либо оформить единый проездной.
Вопрос: Еще один момент социальной реформы – предоставление санатарно–курортного лечения. Принимает ли Югра льготников и проходят ли льготники Югры уже где-то лечение?
Наталья Западнова: Наши учреждения, конечно, принимают льготников: в Нягани, Нижневартовске, есть пансионат "Югра", который принадлежит правительству Югры, но находится в Краснодарском крае. Там отдыхают наши льготники. Все эти учреждения прошли федеральный конкурс, проводимый фондом социального страхования. Хочу отметить, что если говорить о реализации закона, то и до вступления в силу ФЗ №122 наши льготники ездили в санатории. Правительство Югры и раньше в полном объеме реализовывало все обязательства перед льготниками.
Вопрос: Расскажите подробнее о проекте социально-платежная карта, который сейчас реализуется в округе.
Наталья Западнова: Социально-платежная карта – это механизм, который позволяет оптимизировать расходы бюджетных средств, придать им адресность и позволяет четко заплатить именно за ту услугу, которой воспользовался гражданин, который имеет право на льготу и по федеральному закону и по региональному.
Почему закон о замене льгот был принят? Решение было правильным. Мы поддерживаем этот закон. Очень многие услуги транспортным предприятиям, предприятиям ЖКХ, по лекарственному обеспечению рплачивались не по факту пользования услугой, а по усредненным цифрам, которые давались по году. Но ведь жизнь не стоит на месте. Кто рождается, кто-то, к сожалению, умирает. Кто-то вообще не пользуется этой льготой, а деньги перечисляются. Так вот, механизм социально-платежной карты позволяет все это контролировать. Позволяет отслеживать, получил ли человек выплаты, воспользовался ли льготами. Это будет напоминать обычные кредитные карточки, которые льготники будут вставлять в банкомат. Человек сможет увидеть, какие льготы у него есть, сколько какая льгота стоит. Очень многие люди, которые пользуются той или иной льготой, считают, что они получают эту льготу бесплатно. Это не так. Платит государство либо из федерального бюджета, либо из регионального. Некоторые элементы этой карты мы планируем внедрить в 2005 году, а полностью социально-платежная карта заработает с 2006 года.
Вопрос: Как вы контролируете ситуацию по реализации закона о замене льгот денежными выплатами?
Наталья Западнова: На территории каждого субъекта, и мы не исключение, существуют свои механизмы контроля за реализацией этого закона. У нас есть штаб, который заседает каждую пятницу, у нас есть комиссия, которая проводит заседание каждый вторник. Естественно, происходит мониторинг ситуации. Мы заслушиваем на штабе, как происходит лекарственное обеспечение, выплаты единовременной денежной помощи, санатарно-курортное лечение. Смотрим, какие вопросы поступили от граждан, принимаем оперативные решения, если того требует ситуация.
Вопрос: Много шероховатостей возникает при реализации вопросов по социальной реформе?
Наталья Западнова: Все новое никогда не принимается на ура. Это жизненная аксиома. Нет примеров в истории, где бы радовались реформам. Это всегда то, к чему человек еще не привык. Поэтому есть люди, которые недовольны законом, есть те, кто доволен, а есть люди, которым нужна просто консультация. Например, человек переехал из одного города в другой. Вопрос: где он может получить выплаты? Что такое жилищно-коммунальная реформа и чем она чревата для тех, кто получает льготы? Кто такие федеральные льготники, а кто такие региональные? Эти вопросы требуют ежедневных ответов. Без шероховатостей не бывает
Вопрос: То есть ведете активную разъяснительную работу?
Наталья Западнова: Мы ведем не только активную разъяснительную работу для тех категорий населения, которые пользуются льготами. Мы еженедельно проводим круглые столы для журналистов, где рассказываем, что такое социальная реформа в различных аспектах. На днях состоялся большой круглый стол, где мы говорили о ЖКХ и о транспорте. Такая работа тоже нужна. Ведь журналист один из тех, кто доносит информацию. Если он сам чего-то недопонимает, то недопонимание возникает и среди населения.
Вопрос: На последнем заседании оперативного штаба при уральском полпреде обсуждались объективные трудности с обеспечением северных территорий медикаментами для федеральных льготников. Понятно, что если в другие регионы медикаменты можно доставить машиной или поездом, на север их необходимо везти в специальных термоконтейнерах, чтобы, не дай бог, не испортить, не переморозить. Эта проблема для Югры по-прежнему актуальна?
Наталья Западнова: У нас тоже были такие проблемы. В прошлое воскресение с поставщиком, который поставляет лекарств на территорию Югры и двумя страховыми компаниями, мы провели очень большое совещание. И поставщики, и страховщики выступили на телевидении с разъяснениями. Мы отрегулировали механизм поставок, наши взаимоотношения с поставщиками и страховщиками. Что включает этот механизм? Какие наименования лекарств должны поступить в первом квартале, как будет осуществлять эта поставка, как будет осуществляться контроль за поставкой. Мы договорились со страховыми компания, что именно на территории Югры мы введем некий программный продукт для более быстрого выписывания рецептов для льготников. До середины апреля мы проводим пилотный проект в трех территориях, а до конца февраля мы уже повсеместно подключаем к нему все лечебные учреждения. Хочу отметить, что такие программы уже работают в Когалыме, Лангепасе, Урае, Покачах и в Ханты-Мансийске. Начало положено.