Совет при уральском полпреде: Разговор острый, решения конкретные
Накануне в Екатеринбурге полномочный представитель Президента рФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев провел первое заседание Совета при полпреде. Первая часть заседания была посвящена рассмотрению хода реализации поручений главы государства, озвученных 16 мая на совещании в Челябинске. Речь идет о проекте "Урал Промышленный - Урал Полярный". " Одной из главных тем совещания в Челябинске, на которой акцентировал внимание Президент России, стал поиск принципиально новых подходов и перспективных проектов, позволяющих раскрыть потенциал УрФО. Одним из таких проектов является проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", - открыл заседание полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев.
С проектом "Урал Промышленный - Урал Полярный" связаны три основных поручения главы государства – развитие железнодорожной инфраструктуры в округе, совершенствование механизма финансирования содержания и ремонта действующей сети автомобильных дорог и корректировка долгосрочной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России.
"Цель проекта - обеспечение транспортной доступностью гигантских ресурсов Полярного и Приполярного Урала. Ядром проекта, - отметил во вступительном слове Петр Латышев, - станет строительство железнодорожных линий Полуночное-Обская и Обская-Салехард-Надым. Реализация проекта позволит внести существенный вклад в удвоение ВВП страны и решение социальных задач через ускоренное развитие энергетики, машиностроения, металлургии, повышение эффективного использования экспортного потенциала Урала и Западной Сибири, России в целом".
Дело в том, что индустриальный Урал сегодня почти на 70% обеспечивается ресурсами, импортируемыми из других регионов, в том числе из-за рубежа. Создание мощной горнорудной базы, способной обеспечить сырьем уральскую промышленность более чем на пятидесятилетие вперед, позволит ликвидировать импортозависимость по основным, стратегически важным природным ресурсам.
После совещания в Челябинске, для реализации поручений главы государства была создана межведомственная комиссия, в состав которой вошли представители субъектов УрФО, аппарата полномочного представителя Президента РФ в УрФО, Минприроды РФ, Минтранса РФ, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства по недропользованию, "Российских железных дорог" и отраслевых проектных и научно-технологических институтов. Отдельные рабочие группы были созданы и по каждому из пунктов Поручений. Так, в качестве головной организации, отвечающей за развитие железнодорожной инфраструктуры, выступает ОАО "Ямальская железнодорожная компания", а в части изучения недр и развития автодорожной сети таковыми являются отраслевые институты. И вчера на Совете были рассмотрены первые результаты, достигнутые в реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный".
Так, анализ состояния дорожной отрасли привел к весьма неутешительным выводам. Как сообщил заместитель полномочного представителя Президента РФ в УрФО Виктор Басаргин, в результате ликвидации в 2003 году территориальных дорожных фондов, резко снизился объем строительства дорог. По его словам, ежегодно на дорожное строительство требуется более 60 млрд рублей, тогда как сейчас объем финансирования в 4 (!) раза меньше. В итоге многие программы были свернуты и до сих пор не завершено строительство важных транспортных коридоров.
"Очевидно, что подход сегодня нужно менять в корне. И это мнение всех субъектов УрФО, - заявил Виктор Басаргин, – Считаем, что необходимо вернуться к системе дорожных фондов, но это не должно быть механическим копированием старого законодательства. Их главным отличием станет многоуровневость, то есть должен быть образован целевой фонд РФ, фонды субъектов РФ и фонды муниципальных образований". Плюс, и в этом мнении сошлись все участники заседания, требуется законодательное закрепление источников финансирования фондов – это транспортный налог, акцизы на автомобильное топливо, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств и налог на пользование автомобильными дорогами. Как подчеркнул Виктор Басаргин, такой подход не должен увеличить налоговую нагрузку на транспортников. По его словам, регионы в этом мнении поддерживают Минтранс РФ, Федеральное дорожное агентство и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. Совместными усилиями уже подготовлен проект федерального закона "О дорожных фондах", который в скором времени будет представлен в Минтранс РФ, затем направлен на рассмотрение в правительство РФ.
Кроме того, совместно с Минтрансом в "Транспортную стратегию РФ" и инвестиционную программу ОАО "РЖД" были внесены предложения по строительству четырех новых железнодорожных линий, важнейших для развития транспортной инфраструктуры страны в целом, - Обская –Полуночное по Восточному склону Уральского хребта, Салехард-Надым, Обская – Болоненково и Коротчаево-Игарка.
Говоря о сроках, Виктор Басаргин особо подчеркнул, что ни в коем разе нельзя потерять текущий и предстоящий финансовый годы - предполагается провести аэрофотосъемку местности, изучить возможности обеспечения работ местными стройматериалам, выбрать вариант прохождения трассы и даже начать полевые изыскательные работы. Уже проведен анализ возможных грузопотоков, дана оценка стоимости проекта и сроков его окупаемости. До 1 октября 2006 года предстоит определить источники финансирования и разработать технико-экономическое обоснование проекта.
Уже в этом году, заметим, Минприроды РФ профинансирует часть работ по изучению недр Полярного и Приполярного Урала - будет выделено 50 млн рублей. Предполагается, что дополнительное финансирование из федерального бюджета в 2006 году превысит по твердым полезным ископаемым - 300 млн рублей, по углеводородам - 700 млн рублей. Вместе с тем, разработка региональных программ на 2006 год будет завершена до конца августа. Бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа на региональные работы выделит более 100 млн рублей, еще свыше 200 млн рублей - бюджет Ханты-Мансийского округа. Отдельно разрабатываются среднесрочная программа исследования недр до 2010 и долгосрочная до 2020 года. Разработка программ будет завершена до конца августа.
Виктор Басаргин сообщил также, что уже достигнута договоренность с регионами о подготовке перечня участков по отдельным видам сырья для привлечения частных инвесторов, которые рассчитывают на получение сквозной лицензии на разведку и разработку полезных ископаемых. " Мы предполагаем, что в 2006 году дополнительно на геолого-разведочные работы будет направлено более 1,5 млрд рублей. И рассчитываем, что в следующие три года объем средств не уменьшится", - отметил он.
Заметим, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов в своем выступлении затронул такую модную сегодня тему, как государственно-частное партнерство. Говоря о достигнутых результатах, глава региона сообщил, что на сегодняшний день на Ямале поставлено на баланс 10 млн тонн хромитов, " идет их промышленная разработка и мы в 2008 году планируем добывать 1 млн тонн этого ценнейшего сырья". "В этом году мы планируем защититься по золоту и по железу", - добавил Юрий Неелов. Программа геологической доразведки на территории ЯНАО на 2006 год, по его словам, основывается на принципах государственно-частного партнерства. Ее финансирование разделено между федеральными органами (385 млн рублей), окружным бюджетом (100 млн рублей) и частными инвестициями. " Более 400 млн рублей дают наши частные партнеры - это "Ямал-Золото", "Ямал-Хром" и другие", - сообщил губернатор ЯНАО. Еще один пример государственно-частного партнерства, который отметили представители Минтранса РФ и Федерального агентства недропользования, - ОАО "Ямальская железнодорожная компания", отвечающая в проекте "Урал Промышленный - Урал Полярный" за развитие железнодорожной инфраструктуры.
Президент "Ямальской железнодорожной компании" Якоб Крафт, пользуясь случаем, предложил обязательно включить в решение Совета вопрос финансирования. " Это решение необходимо принять до 15 августа, - заявил он, обращаясь к участникам заседания, - Мы уже задействовали ряд организаций, которые приступили к работе и нам нельзя пропустить этот сезон для того, чтобы успеть выполнить фотосъемочные работы. Если мы не успеем это сделать в этом году, то может быть сдвижка сроков, а срок завершения работ по Полуночной-Обской определен до октября 2006 года. Кроме того, хотелось бы, чтобы не позднее 25 августа из федерального центра пришли материалы по особым зонам, где запрещается расположение сетей, это могут быть заказники, месторождения, территории коренных народов и пр", - пояснил Якоб Крафт.
Наконец, говоря об "Урале Промышленном - Урале Полярном", нельзя не отметить еще один проект – энергетический. Петр Латышев напомнил, что на восточном склоне Уральских гор имеются гигантские запасы энергетического угля - около 26 млрд тонн (для сравнения, Свердловская область потребляет в год 25 млн тонн угля). Таким образом, этот проект может стать альтернативой дорогостоящему природному газу, используемому в энергетике. Вместе с тем, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов предложил и другой путь. "Мы предполагаем, что дефицит в энергоснабжении по УрФО составит более 2,5 тысяч мегаватт. В то же время, на Ямале избыток топлива - используя низконапорный газ, попутный газ, а не товарный, мы можем восполнить эти мощности за счет строительства на территории округа электростанции", - сообщил он. Вопрос энергообеспеченности региона крайне важен, учитывая, что для "большой стройки" на восточном склоне Уральских гор потребуется стабильное энергоснабжение.
Теме энергобезопасности, вернее, готовности важных объектов производственной и социальной сферы к работе в аварийных ситуациях, связанных с прекращением энергоснабжения, была посвящена вторая часть заседания Совета. В своих докладах губернаторы регионов УрФО высказали обеспокоенность тем, что если не вводить в строй новые генерирующие мощности, уже к 2010 году энергосистемы станут дефицитными. Как подчеркнул губернатор Тюменской области Сергей Собянин: " Нужно привлекать инвесторов и строить новые мощности уже сегодня. Но на сегодня нет ни инвесторов, ни обоснований инвестиций. Почему? Мне хотелось бы это услышать от РАО "ЕЭС России", так как оно по-прежнему в отрасли остается монополистом". По словам губернатора, цель как раз и заключается в том, чтобы главы регионов совместно с РАО "ЕЭС" смогли определить перспективы развития электроэнергетики Урала, разработать программу ввода новых генерирующих мощностей и план поиска инвесторов. " Если мы говорим, что энергосистема может стать дефицитной уже через два-три года, это значит, что искать пути выхода из ситуации, привлекать инвесторов и строить новые мощности надо начинать не через два-три года, а уже сегодня", - резюмировал Сергей Собянин.
Заключительная часть совещания была посвящена вопросам профилактики правонарушений и снижению уровня преступности в Уральском федеральном округе. Помимо глав регионов с докладами выступили первый заместитель главы МВД РФ генерал-полковник милиции Александр Чекалин, заместитель Генпрокурора РФ Юрий Золотов, начальник ГУ МДВ РФ по УрФО генерал-лейтенант милиции Алексей Красников, начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по УрФО генерал-майор внутренней службы Сергей Пересторонин и др.
"В УрФО до настоящего времени не сложилась системная работа по профилактике преступлений и происшествий, и серьезное беспокойство вызывает низкая эффективность деятельности уполномоченных милиции, призванных обеспечить профилактику преступлений, - отметил в своем заключительном слове полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев, - Безусловно, многое удалось сделать в части необходимых условий для работы личного состава милиции, много приобретено техники, транспорта, миллиарды бюджетных рублей направлены на решение этих вопросов. И вместе с тем, сегодня мы можем сделать только один вывод – проведенная работа, выделенные ресурсы не позволили стабилизировать обстановку в УрФО, и она не может быть оценена удовлетворительно".
По итогам совещания, отметил он, будет сделан соответствующий доклад главе государства. "Наш Совет должен выполнить поставленную задачу - обеспечить согласованную деятельность органов власти по обеспечению гарантий безопасности граждан. Без огранизации системной профилактичекой работы невозможно реализовать Послания Президента РФ", - заключил Петр Латышев.