Петр Латышев о кадрах, которые "решают все"
Накануне полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев провел в Екатеринбурге сразу два координационных совещания с участием представителей исполнительной и законодательной власти субъектов федерации, входящих в УрФО. На первом заседании речь шла о совершенствовании государственного управления, второе было посвящено реализации государственной кадровой политики. Несмотря на плановость обсуждаемых вопросов, на заседаниях были расставлены весьма четкие акценты относительно реализации нового политического курса Президента, озвученного им 13 сентября.
"Сегодня мы рассмотрим ход реализации федеральных законов №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления", №95 "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и №122 о внесении изменений, и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием уже названных федеральных законов. Речь идет о целом пакете законов, которые в значительной мере обеспечивают разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями власти", - такими словами открыл утреннее заседание полномочный представитель Президента в УрФО Петр Латышев.
В сентябре, напомнил он, организация работы в данном направлении была предметно рассмотрена во всех субъектах федерации Уральского округа. В ряд региональных законодательных актов, с тем, чтобы создать механизм реализации федеральных законов №№ 131, 95 и 122, уже внесены необходимые изменения и дополнения. Однако до 1 января 2005 года в округе предстоит принять в соответствии с ФЗ №131 - еще 581 региональный закон /458 из которых в Курганской области/, и в соответствии с ФЗ №№95 и 122 – еще 398 законов. " Таким образом, предстоит довольно сложная работа. Отмечу, что нам еще прибавится работы и в связи с изменениями, которые произойдут в федеральном законодательстве. Речь идет о законопроекте, который внесен Президентом после расширенного заседания Правительства 13 сентября", - подчеркнул Петр Латышев в своем вступительном слове.
На самом совещании заместители губернаторов единодушно заверили, что приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным завершится в намеченные сроки. Ибо, хотя степень готовности субъектов разная, в округе в основном уже сформирована региональная нормативно-правовая база, регламентирующая подготовку объектов социальной сферы к работе в новых условиях, а также составлены реестры категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к обязательствам регионов.
Здесь, как отметил Петр Латышев, далее других продвинулась Тюменская область, где уже работает единая автоматизированная система персонифицированного учета льгот, создана информационная база данных, так называемая социальная карта, на каждого льготника и областного, и федерального уровня. А вот Челябинская область отличилась тем, что в рамках муниципальной реформы закрепила областным законом единый день выборов.
"В октябре мы принимаем последние законы в части местного самоуправления: об административно-территориальном делении, едином наименовании муниципальных образований – городской округ и муниципальный район и др. Кроме того, уже принят областной закон об едином выборном дне - органы местного самоуправления будут формироваться в третье воскресенье марта", - рассказал заместитель губернатора Челябинской области Николай Рязанов.
Заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик: " Мы выполнили задачу, поставленную губернатором, проанализировать по каждой из отраслей социальной сферы бюджетирование, качество и эффективность оказываемых населению услуг. Проанализировали и всё законодательство области. Таким образом, принимаемые законы по местному самоуправлению совершенно иного качественного уровня, соответствуют букве и духу новых федеральных законов. В социальной сфере, например, в образовании и здравоохранении, мы перешли на нормирование каждой услуги и бюджетирование с точки зрения качества и эффективности. Одновременно муниципальные образования теперь знают, на какую финансовую сумму они могут рассчитывать. Что касается перехода к четкому разграничению и определению полномочий между федерацией и субъектом в замене натуральных льгот денежными компенсациями, мы, в отличие от федерального центра, для выплат взяли первой коммунальную сферу. И, кстати, наблюдаем интересную картину: теперь, когда льгота на 100% компенсируется деньгами /льготники получают деньги вперед за квартал/, люди стали контролировать каждую копейку и интересоваться тарифной политикой на территории муниципалитетов. У коммунальных предприятий были опасения, что упадет собираемость, однако наши льготники квартплату аккуратно выплачивают. Кроме того, если ранее предприятия жаловались и списывали собственные недочеты на недофинансирование за льготников, а мы выступали посредником, то теперь они работает непосредственно напрямую с потребителями услуг".
Сложным для анализа оказались транспортные перевозки. Так, в Тюменской области был исследован весь поток льготников на всех маршрутах /в сельской и городской зоне, на пригородных и даже дачных маршрутах/ как на коммерческом, так и муниципальном транспорте. Однако так и не удалось прийти к решению - как монетизировать льготу. Напомним, несмотря на то, что федерация отменяет натуральные льготы, заменяя на денежные выплаты с 1 января 2005 года, у субъектов выбор остается – оставить все в прежнем виде, либо компенсировать деньгами.
Так вот, как объяснила заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик, чтобы не получилось так, что федеральные льготники будут ездить за деньги, а областные все еще по удостоверениям, в 2005 году область будет по-прежнему возить и тех, и других "бесплатно". Кстати, вопрос с механизмом монетизации льготного проезда не решен и в Челябинской области, но, по словам заместителя губернатора Николая Рязанова, скорее всего, областные льготники наряду с федеральными начнут получать с нового года компенсацию.
Возвращаясь к реализации федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, заместитель полномочного представителя Президента в УрФО Сергей Вахруков в довольно жестком тоне потребовал от регионов оперативно завершить законодательное закрепление статуса и границ муниципальных образований, без чего дальнейшая работа невозможна. Здесь, надо сказать, в округе отличилась Свердловская область: от жителей Верхней Пышмы и Нижне-Сергинского района поступили жалобы на ущемление их законных прав и интересов при формировании поселенческой модели местного самоуправления. " Я обращаюсь к органам прокуратуры и юстиции: в федеральном законодательстве формулировка формирования городских округов прописана не четко, так вот, необходимо найти точное юридическое определение с тем, чтобы подтвердить полную легитимность образования всех городских округов на территории Свердловской области. Свердловская область еще и единственная в УрФО, устав которой до сих пор не приведен в соответствие с ФЗ №95", - заявил заместитель полпреда Сергей Вахруков.
Кроме того, а это прозвучало в адрес уже всех субъектов, необходимо "рассмотреть и принять" инициативу Центризбиркома РФ об установлении единого дня для голосования. Предлагается устраивать выборы в стране в одно воскресенье весной и в резервный день осенью. Кстати, в Уральском округе в 2005 году предстоят выборы не в одном десятке муниципальных образований и, как подчеркнул заместитель полномочного представителя Президента в УрФО Сергей Вахруков, субъекты в своих бюджетах должны "не забыть" предусмотреть отдельной строкой необходимые суммы и "поддержать" Челябинскую область в установлении единого дня голосования.
Наконец, последнее. Как оказалось, серьезнейшая недоработка всех субъектов в реализации муниципальной реформы – недостаточный резерв подготовленных муниципальных служащих. А ведь кадровая политика - наиважнейшая составляющая любой государственной реформы. С кадрами для муниципалитетов, кои расплодятся, согласно реформе, как грибы после дождя, все просто - их катастрофически не хватает...
Исключительно вопросам кадровой политики, в связи с задачами, поставленными Президентом 13 сентября, а также в связи с принятием в июле федерального закона №79 "О государственной гражданской службе", было посвящено как раз второе совещание, проведенное в тот же день полномочным представителем Президента в УрФО Петром Латышевым . Однако, в отличие от утреннего заседания, проходило оно за закрытыми для прессы дверями. Как после сообщил журналистам Петр Латышев, кадровый резерв в округе все-таки есть. Правда, далеко не полный и не адекватный современным требованиям.
Маленький пример - в уголовно-исполнительной системе округа более 20 тысяч государственных служащих, а резерв кадров менее одной тысячи. Тогда как на каждую должность резерв должен быть не из одного специалиста, а двух-трех. И, стоит заметить, что в резерв включаются специалисты, которые имеют соответствующую подготовку, образование и возраст. В резерве МВД, например, оказались включенными специалисты возрастом старше 50-55 лет, что ни в коем случае недопустимо.
Более того, сообщил журналистам Петр Латышев, многочисленные нарушения допускаются действующими государственными и муниципальными служащими. Всего в УрФО 81 тысяча госслужащих, и только в 2003 году органами прокуратуры было выявлено более тысячи нарушений закона: " Это и уклонение от декларирования своих доходов, и сокрытие информации об участии в деятельности коммерческих организаций, - сообщил Петр Латышев. - Только по 41-му такому факту возбуждены уголовные дела, более 400 должностных лиц привлечено к ответственности, многие отстранены от занимаемых должностей. И сегодня мы обсуждали не только проделанную работу, но и меры, которые надлежит реализовать в 2004-2005 годах, чтобы понизить количество нарушений и активно устранять причины и условия для коррупции в органах власти, обеспечить более эффективное функционирование всех составляющих власти. Здесь предстоит немало сделать. Как я уже сказал, выявляемых нарушений очень много, необходимо, чтобы государственные и муниципальные служащие были "прозрачны". Это особенно актуально в связи с решениями, которые были приняты 13 сентября на расширенном заседании Правительства, где речь шла и об укреплении власти, единства власти".
Роль кадровой политики в новом направлении государственной внутренней политики, так называемого "нового курса Путина", переоценить сложно. Вообще, думается, излишне объяснять, что любая реформа в любом государстве, едва начавшись, без четко выстроенной кадровой политики заведомо обречена на неизбежный провал. В кулуарах поговаривают, что укрепление единства власти никак не может закончиться главами регионов. В том или ином виде "назначаемость", согласованная с законодателями, вероятно, распространится и на мэров крупнейших городов страны. Правда, публичных комментариев на этот счет пока не было.
Что касается выборов губернаторов, здесь некая определенность имеется - кандидатуры будут представляться региональным парламентариям Президентом. Относительно того, какова же будет в новой системе "выборов" роль полпредств, полномочный представитель Президента в УрФО Петр Латышев сказал так: "В подготовке резерва кандидатов на должность губернатора для представления Президенту, полпред, безусловно, будет участвовать. Однако, - продолжил он, - подчеркну, что эта работа будет коллективной: в ней будут участвовать многие органы государственной власти и наши представители общественности. Президент, в первую очередь, ориентирует нас на то, чтобы учитывалось мнение общественности, мнение и политических, и неполитических гражданских институтов. То есть, прежде чем главе государства для рассмотрения будет вноситься та или иная кандидатура на должность губернатора, на различных уровнях власти и, как я уже сказал, с участием представителей общественности, будет осуществляться всестороннее изучение и обсуждение всех кандидатов".
"Хочу напомнить, - подчеркнул при этом Петр Латышев, - в указе главы государства о полномочных представителях Президента в федеральных округах, в положении, прямо указано в числе 4-х главных задач - задача реализации государственной кадровой политики. Поэтому, когда говорят, что полпреды получат особое поручение, следует напомнить, указом Президента нам уже предписано заниматься этой работой". Однако надо понимать и то, что "в каждом конкретном случае, может быть конкретное поручение", - резюмировал полномочный представитель Президента в УрФО.