Зеленый свет для черного золота
Мытарства челябинских угольщиков, похоже,
закончились
Хотя в это верили не многие, но эпопея с банкротством "Челябинскугля" все же может получить счастливый конец и стать прецедентом в новейшей экономической истории страны. Впервые в России угольное предприятие с миллиардными долгами, многие годы пребывавшее в состоянии нокдауна, вновь обретает экономическое здоровье.
«Челябинскуголь» оставался самой острой социально-экономической проблемой области еще с 90-х годов прошлого века. Тогда угольные компании всей страны обросли гигантскими долгами и убытками, а шахтеры на рельсах и у здания федерального правительства стали приметой времени. Кризисное положение «Челябинскугля» усугубляло то, что себестоимость его продукции была одной из самых высоких в стране. В результате общий долг компании превысил 4 млрд. рублей, долги по зарплате 17-тысячному коллективу составили 300 млн. «Челябинскуголь», чьим основным собственником было государство, был обанкрочен.
На протяжении как минимум пяти последних лет предпринимались самые разнообразные попытки по выводу предприятия из кризиса. Появлялись и исчезали потенциальные инвесторы, каждый имел в кармане свой план действий, не доходивший до осуществления. Наиболее упорным оказался хозяин «Южуралзолота» Константин Струков, который с нескольких заходов все же смог убедить областную администрацию дать ему попытку оздоровить челябинское угольное хозяйство. Вариант Струкова предполагал создание новой структуры «Челябинская угольная компания» (ЧУК), куда переводились люди и активы и куда вкладывались инвестиции. Добро челябинских властей было получено, но реальное осуществление задуманного сопровождалось труднопреодолимыми препятствиями. Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) оказалась против ряда принципиальных пунктов программы оздоровления. В частности, речь шла о том, что план Струкова ущемляет интересы государства – в «Челябинскугле» Мингосимуществу принадлежит 44% акций, свыше 20% - в областной собственности, а ЧУК окажется на 100% частным. Параллельно, правда, декларировалась и позиция, что ни у государства, ни у областного бюджета средств на вывод угольного бассейна из кризиса нет. Состоялось уже не одно судебное заседание, в которых каждая из сторон пыталась отстоять свою правоту.
Накануне, впервые за все эти годы, многотрудную судьбу "Челябинскугля" решали все первые лица процесса - новый собственник, губернатор, полпред и руководитель федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству. Специально для того, чтобы снять все вопросы, в Челябинск лично прибыла глава федеральной службы Татьяна Трефилова. Инициатором ее визита, судя по всему, стал полпред Петр Латышев, он уже не первый раз лично приезжал в Челябинск, чтобы поучаствовать в судьбе угольного бассейна. И ему, похоже, надоело, что ситуация топчется на месте лишь из-за того, что нет возможности лицом к лицу обсудить и, в результате, снять все проблемы с теми людьми, которые действительно правомочны поставить точку в этом деле.
Итогом полуторачасового совещания стало то, что все разногласия удалось решить за столом переговоров, два иска ФСФО, которые должны рассматриваться 22 сентября, будут отложены, по всей видимости, навсегда. Федеральная служба больше не против того, чтобы материальные ценности и люди перешли в ЧУК в обмен на возрождение предприятия. «После завершения процедуры банкротства, в области должно появиться предприятие, которое бесперебойно платит налоги в бюджет и заработную плату людям» - заявила Татьяна Трефилова.
С зарплатой и налогами как раз все в порядке. Переход в "Челябинскую угольную компанию" де-факто уже происходит (там находится 18 из 26 предприятий, входивших в «Челябинскуголь», остальные в процессе перехода) и приносит свои плоды. За три летних месяца удалось сократить долги по зарплате трудовому коллективу на 85 млн. рублей, осталось еще 80 млн., их отдадут к октябрю. В этом году новой компанией уже уплачено более 100 млн. рублей налогов, растет добыча угля. Таким образом, процесс оздоровления уже происходит, хоть и без разрешения ФСФО. Новый владелец челябинского угольного бассейна, на свой страх и риск уже вложил сотни миллионов рублей самых необходимых инвестиций в то, чтобы процесс добычи угля не остановился.
Глава челябинской области Петр Сумин наиболее позитивным результатом встречи назвал то, что удалось сохранить единство угольного комплекса. До сих пор ФСФО противилось тому, что крупнейшее предприятие бассейна - Коркинский разрез войдет в ЧУК. А заместитель губернатора Виктор Тимашов отметил, что сделано самое главное – на окончательное завершение процесса реанимации «Челябинскугля» получено политическое одобрение высших чиновников – уральского полпреда и руководителя ФСФО. Учитывая это, едва ли найдутся силы, которые захотят противостоять процессу. Все юридические процедуры должны быть завершены до 2004 года.
По сути, история с «Челябинскуглем» единственный в России пример, когда, не без проблем, но все же удается возродить крупное предприятие угольной отрасли. Общая же статистика обратная - в десятках российских регионов угольщики так и не смогли вписаться в рынок. Вот и в Свердловской области совсем недавно было принято решение о полной ликвидации компании "Вахрушевуголь", десятки лет добывавшей топливо для уральских станций. Спасти ситуацию не смогли, а может не захотели, хотя и долги здесь были меньше, чем в Челябинске, и уголь качественнее и дешевле. Возможно, дело в том, что на ликвидацию больших и социально значимых предприятий из федерального бюджета по закону выделяются серьезные средства. На ликвидацию «Вахрушевугля» менеджмент предприятия по нормативам получит 800 млн. рублей. Ну, разве не заманчивая возможность освоить такую сумму?