Земельный скандал областного значения
Дума Свердловской области накануне вскипела.
Среди десятков вопросов повестки дня очередного заседания попался один, который не смог оставить равнодушным никого. И полемика на сей раз развернулась по старым традициям области – не между "Единой Россией" и ее противниками, а между городом и областью. Точнее – между депутатами, отстаивающими интересы правительства Свердловской области, и, соответственно, депутатами, отстаивающими интересы администрации Екатеринбурга.
Весь шум был поднят из-за одного, но чрезвычайно важного законопроекта – на языке регламента он называется "О внесении изменений в главу 8 Закона Свердловской области " Об особенностях регулирования
Начнем с небольшого объяснения. Федеральное законодательство в сфере землепользования, как и любое другое, постоянно меняется.
Один из основных моментов в недавно принятом земельном и городском законодательстве РФ – особый статус при распределении земельных участков для поселений, являющихся административными центрами регионов. Естественно, в Свердловской области это Екатеринбург. Федеральным законодательством предусмотрена достаточно большая свобода в вопросе земельного управления |
– в зависимости от региональной практики, землями на территории субъекта Федерации может распоряжаться областное правительство, муниципалитет, или же они могут как-то поделить между собой эти полномочия.
В Екатеринбурге до сегодняшнего дня существовало соглашение между правительством области и администрацией города, по которому какие-то участки выделялись мэрией, какие-то – согласовывались с правительством области. По словам вице-мэра Владимира Крицкого и депутата облдумы Виталия Смирнова, который, впрочем, до избрания занимал пост первого вице-мэра столицы Среднего Урала,
за годы существования соглашения, было выделено около 1,5 тыс. "согласованных" участков под жилищное строительство – по остальным участкам в основном решения принимала мэрия. Из этих участков всего 15 оказались "спорными". После работы согласительной комиссии было признано, что неправомерно выделено лишь три участка. Иначе говоря, погрешность работы составляла 0,05%. |
Да, погрешность есть. Однако, уверяем, если бы у нас все ведомства работали с такой погрешностью, то в стране не было бы большинства нынешних проблем.
В думе же, между тем, попросту начался очередной этап борьбы между областным правительством и городской администрацией. Законопроект, вокруг которого бились копья, должен в корне изменить процедуру выделения земли в Екатеринбурге в пользу областного правительства. Вернее – в пользу конкретного министерства – МУГИСО. Если сейчас согласовывается лишь часть землеотводов – например, под жилищное строительство, то с принятием нового закона с этим министерством должен быть согласован любой участок – от площадки под жилой дом, до садового участка. Вне зависимости от истинных мотивов, стоит признать, городские власти приводят достаточно весомые доводы против такого перераспределения. В МУГИСО не хватает кадров, не хватает места, и не хватает опыта – в общем, не хватает всего того, что уже наработано в мэрии и районных администрациях.
Владимир Крицкий: В МУГИСО просто нет штата сотрудников, чтобы обслужить все заявки. По сути, это вызовет паралич строительства – у них пока некому решать все те вопросы, которые сейчас решаются на уровне мэрии и районных администраций. Если сейчас те же садоводы могут приди к нам, то теперь им придется придти в областное правительство. Да у них под эти очереди даже коридоров не хватит!
Не удивительно, что этот законопроект вызвал бурное обсуждение в думе. Стоит отметить, что наиболее активно высказывались не сторонники законопроекта, а те, кто хотел бы его изменить. Так, например, Виталий Смирнов считает, что на самом деле эти вопросы стоит передать в ведение города. Если подобная тенденция продолжится, говорит он, то вскоре уже будет рассматриваться вопрос о передаче области вообще всех функций мэрии.
С другой стороны выступил, как и следовало ожидать, Владимир Коньков, давний противник мэрии в строительных вопросах . Заявив, что в Екатеринбурге в центре города цена одной сотки достигает $500 тыс., он обвинил в этом именно неэффективность городского управления землей, и призвал передать вообще все полномочия по земельному управлению на уровень области.
Бурные выступления могли бы затянуться, однако, рассмотрение этого вопроса пришлось прервать. Оказалось, что пришло время выступления министра здравоохранения области Михаила Скляра по поводу кризиса со льготными лекарствами. Мы не беремся утверждать, что такой расклад был предусмотрен специально, однако, за время этого выступления, пыл выступавших заметно остыл. В итоге
законопроект все же был принят в трех чтениях. Нынешнее соглашение фактически аннулировано – по новому закону соглашение заключается между МУГИСО и администрацией города, а нынешнее было заключено мэрией с правительством области. До тех пор, пока не будет принято новое соглашение – а Владимир Крицкий уже пообещал, что на таких условиях город его не примет, земельные вопросы переходят в ведение области, |
Не исключено, что в ближайшее время в ситуацию вмешаются федеральные власти – неразбериха с земельными участками – а именно к этому в первое время приведет изменение в законах, приведет к затормаживанию приоритетного нацпроекта в сфере жилья. И трудно предсказать, кого именно сочтут виновными в этом саботаже – мэрию, которая пыталась сохранить действующий и работающий порядок управления земельными участками, или областное правительство, пытающееся перевести на себя дополнительные полномочия, не имея для этого, честно говоря, даже элементарного кадрового обеспечения…