27 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBynkb
Юду: http://remont.youdo.com/repair/dacha/, подробнее тут.
Объявления по перевозке на Газели на http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/dlv/obyavleniya/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Зерновые интервенции: минимум расходов - минимум эффекта

Если в 2002 году зерновые интервенции проводились в ноябре, когда большая часть урожая уже была распродана, то нынче Минсельхоз России не проморгал нужный момент и организовал госзакупки зерна вовремя: пшеницу только-только убрали. За первые несколько дней интервенционных торгов было закуплено более 100 тонн продовольственной пшеницы. Всего же государство планирует скупить у крестьян порядка 2 млн тонн зерна, рассчитывая одним выстрелом убить двух зайцев - пополнить резервный фонд и "приподнять" рыночные цены на зерно: денег, которые крестьянин выручает осенью от продажи урожая, как правило, едва-едва хватает на то, чтобы рассчитаться со старыми долгами.

Однако и эксперты, и аграрии сомневаются в том, что государству удастся повлиять на рынок: на фоне общего объема производства зерна цифра 2 млн тонн выглядит весьма скромно. Цены на зерно, если и вырастут, говорят они, то только на период торгов. В этой ситуации государство напоминает человека из известной притчи, который время от времени капает воду из пипетки на сидящую у высохшего водоема лягушку, не давая ей окончательно задохнуться. Вместо того, чтобы взять и наполнить водоем.

* * *

Впервые идея скупить излишки зерна у крестьян, дабы цены на зерно в период урожая хоть какое-то время продержались на плаву, пришла в голову российскому правительству в 2001 году. Вообще, зерновые интервенции как достаточно простой и эффективный способ госрегулирования рынка зерна используются во многих странах. Даже человеку ничего не смыслящему в разного рода экономических теориях, понятно, что если для того, чтобы построить дом необходимо, условно говоря, 10 кирпичей, а их на рынке, предположим, 50, то стоит кому-нибудь купить 40, как оставшиеся 10 подорожают, так как спрос на них увеличится. Конечно, кирпичи рано или поздно снова появятся на прилавках, и цены упадут, но в том-то и дело, что пшеницу на заводе не производят, и круглый год она не растет. Импорт же – слишком дорогое удовольствие.

Провести зерновые интервенции в 2001 году правительство решило из-за рекордного по сравнению с предыдущими годами урожая пшеницы: рыночные цены на зерно в тот год снизились на 15-19%. Были организованы биржевые торги, но поставленной цели достичь не удалось: слишком малы были объемы госзакупок - всего 250 тысяч тонн, примерно 0,5% от того количества зерновых, что выросли в тот год в стране. Торги оказали, скорее, информационное, а не экономическое воздействие на рынок: цены на зерно “повисели” на одном уровне в течение трех зимних месяцев, после чего вошли в пике.

Если говорить о механизме госзакупок, то тут все достаточно просто. Государство объявляет максимальный уровень закупочных цен на пшеницу каждого класса - цены, разумеется, выше рыночных. Участвовать в биржевых торгах может любой аккредитовавшийся на бирже сельхозпроизводитель. Покупателем зерна является государство в лице ФГУП "Агентство по регулированию продовольственного рынка". Торги проходят в традиционном режиме, выигрывает тот, кто устанавливает наиболее приемлемую для государства цену. Проданное зерно становится собственностью государства и хранится на отобранных по конкурсу элеваторах.

Вторая попытка проведения интервенций принесла больше пользы, однако, желаемый результат был достигнут лишь отчасти. В 2002 году правительство "протянуло резину", и торги начались только в ноябре, когда крестьяне уже продали зерно перекупщикам за нищенскую цену, и вмешательство государства уже не могло существенно повлиять на ситуацию на рынке. И то - из того объема зерна, который был выставлен на продажу (6,2 млн тонн), было продано лишь 2,8 млн тонн. Через два месяца после начала интервенций тонна зерна подорожала в среднем на 10%. Причем государству для этого не пришлось сильно напрягаться: "фишка" 2002 года оказалась в том, что на начало интервенций пришелся всплеск экспортной активности. За сезон было экспортировано порядка 8,5 млн тонн продовольственной пшеницы, что сказалось и на внутренних ценах.

В 2003 году были проведены еще одни торги, но они имели обратную направленность: на рынке ощущался дефицит зерна, поэтому государство не занималось закупками зерна, а, напротив, продавало его. Это другой вид зерновых интервенций - товарный. Эксперты все, как один, признают заслуги государственного регулирования цен на зерно в этот период: к концу сезона они резко ушли вниз.

О начале нынешних закупочных торгов было объявлено 29 августа. В этом году российское правительство впервые успело начать их до завершения уборочной кампании.

* * *

Конечно, уже одно то радует, что государство, наконец-таки, стало уделять внимание сельскому хозяйству, которое, если послушать некоторых наших чиновников, давно уже стало бельмом на глазу у отечественной экономики. Если их послушать, то сельское хозяйство России вообще не нужно: лучше питаться соевой колбасой и "ножками" Буша, чем возиться с этим придатком социалистического строя. Крестьянин якобы землю свято любит, а обрабатывать, как положено, уже не может. Кто же сейчас всю страну хлебом кормит притом, что один бензин "съедает" почти всю выручку от продажи урожая, а оставшиеся деньги расходятся по долгам? Не на подоконниках же в Белом доме их выращивают!

То, что в России производство зерна сократилось до неприличия, - это да. В 1937 году валовой сбор зерна составлял 70,4 млн тонн, в 1978 году - 127,4 млн тонн, а в 2003 году - 67,2 млн тонн. В этом году прогнозируемый сбор зерна составит 78 млн тонн. По подсчетам же Минсельхоза, производственный потенциал, которым обладает Россия, - 110-120 млн тонн зерна в год. Но аграриям невыгодно производить больше зерна. Парадокс, который сформирован многолетним бездействием государства в этой сфере, - чем больше аграрии производят, тем хуже живут. Потому что, чем больше в стране зерна, тем дешевле его продают (домик из кирпичиков, помните?), а экспорт у нас пока не превышает 7-10 млн тонн в год.

В любом учебнике экономики написано, что сельское хозяйство в основе своей убыточно, поэтому в поддержке государства нуждается куда как острее, чем та же промышленность, которая сама себя с лихвой окупить способна. В Европе и Америке данную истину знают давно. Как и то, что ввозить молоко и хлеб из-за границы, непозволительная роскошь. Хочется верить, что и наши чиновники мало-помалу начинают это понимать.

* * *

В числе первых о необходимости срочно запустить механизм зерновых интервенций в этом году заявил министр экономического развития Герман Греф. С его слов, цены на зерно с осени 2004 года по весну-лето 2005 года плавно снижались. Однако он дал понять, что проблемы отечественных сельхозпроизводителей Минэкономразвития готово разделить только "по пунктам". "Проведение зерновых интервенций не должно привести к новому скачку инфляции после того, как темпы роста цен в июне-июле заметно снизились по сравнению с показателями предыдущих месяцев", - отметил министр.

Ожидание торгов сопровождалось полемикой между Минэкономразвития и Минсельхозом по поводу закупочных цен: Минсельхоз планировал закупать пшеницу третьего класса по цене 3,3 тысяч рублей за тонну, а Минэкономразвития посчитало, что ее необходимо снизить на 20% - до 2,7 тысяч рублей. Однако в Минсельхозе предложенную МЭРТ цену назвали унизительно низкой для сельхозпроизводителей. В итоге победу одержало ведомство Алексея Гордеева. Зато Герман Греф обзавелся еще одним оправданием на тот случай, если инфляция в этом году не уложится в обещанные им 10-11%.

В этом году Минсельхоз впервые разделил Россию на два ценовых пояса. Цена за тонну пшеницы третьего класса в европейской части России определена на уровне 3,1 тысяч рублей, а в восточной части, к которой относится и УрФО, - 3,3 тысячи рублей. “Южные и восточные регионы находятся в разных условиях - в силу особенностей климата, близости к рынкам сбыта, уровня развития инфраструктуры. Государство приняло логичное и правильное решение”, - считает эксперт ИК “Финам” Сергей Харченко.

Понятно, что уральским крестьянам выгодно продать зерно государству по такой цене. Сделать то же самое на рынке им удастся максимум за 3 тысячи рублей – и то такие цены можно найти лишь в Тюменской области, в других регионах они значительно ниже. В Курганской области за пшеницу третьего класса дают от 2,2 до 2,6 тысяч рублей, а ее себестоимость составляет 1,7-1,8 тысяч рублей за тонну.

Правда, есть одно но: расходы на доставку зерна до элеватора заложены в цене, установленной Минсельхозом. А если ближайший аккредитованный элеватор находится за сотни километров от крестьянского хозяйства? Вполне вероятно, что доставочные расходы “съедят” всю разницу между ценой господдержки и рыночной.

* * *

По данным на 1 сентября, на Уральской региональной валютной бирже, где будут проходить торги, аккредитовались 11 сельхозпроизводителей из Курганской, Челябинской, Тюменской и Свердловской областей. Как рассказала Накануне RU вице-президент по связям с общественностью Уральской валютной биржи Елена Яшина , биржевые площадки сооружены и в областных центрах – они называются центры удаленного доступа. Торги пока не проводились и когда они пройдут, неизвестно. Но уже сейчас в ожидании торгов закупочные цены на зерно немного повысились.

Первый заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Завалищин рассказал Накануне.RU, что хлебоприемные пункты крупнейших производителей хлеба и макарон, таких как “Макфа” и “Союзпищепром”, стали покупать пшеницу у крестьян на 100-200 рублей дороже. Однако он заметил, что неплохо бы удвоить или даже утроить ту сумму, которую правительство выделило на проведение интервенций.

Вот! Говоря о том, что цены на зерно накануне и в момент торгов, несомненно, увеличатся, многие специалисты опасаются, что серьезного влияния на рынок зерновые интервенции все-таки не окажут и на этот раз, потому как тот объем зерна, который государство намеревается закупить, не сопоставим с объемом его производства. По прогнозам, зерна в этом году будет произведено 78 млн тонн, а выделенных денег хватит максимум на то, чтобы закупить 2 млн тонн. Это, конечно, не 250 тысяч тонн, как в 2001 году, но на общем фоне – капля в море. Цены приподнимутся на цыпочки, но после того, как государство выйдет из игры, снова опустятся на пятки.

Модель выглядит несколько непродуманной: Минсельхоз выходит на рынок, ненадолго повышает цены и уходит, совершив небольшой объем закупок. Для эффективного воздействия на цены бюджет интервенций надо увеличить в 5-10 раз”, - считает эксперт ИК “Финам” Сергей Харченко.

Об этом же говорит и ведущий специалист отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Департамента сельского хозяйства Курганской области Сергей Павлов: “Вряд ли интервенции сильно повлияют на цены на зерновом рынке, потому что объем закупаемого государством зерна очень мал. В Курганской области валовой сбор зерна в этом году составит 1,6 млн тонн. Пшеница третьего класса в общем объеме составляет 50%, 40% - это пшеница четвертого класса. И только 10% занимает фураж. Чтобы изменить ситуацию на рынке, объем госзакупок надо увеличить в разы – хотя бы до 10 млн тонн ”.

К тому же, у уральских аграриев есть смутное подозрение, что львиная доля зерна будет закуплена на юге страны, так как зерно там более качественное, и почти весь урожай уже убран. Если раньше для каждого региона были установлены квоты, то в этом году почему-то решили обойтись без них.

В Российском зерновом союзе опасения уральских аграриев не разделяют: “Надо более уважительно относиться к государству. В Минсельхозе разумные люди, они понимают ситуацию и контролируют ее. У меня лично нет опасений, что уральских крестьян обидят”, - сказал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Конечно, в Минсельхозе далеко не дураки сидят, как, впрочем, и в Минэкономразвития, Минздравсоцразвития и т.д. Не понятно только, почему уровень инфляции который год не укладывается ни в одни прогнозы, а вслед за пенсионерами на общероссийскую забастовку массово готовы выйти учителя школ.

А ведь вопрос, почем крестьяне будут продавать осенью зерно, тоже политический! Крестьяне – народ терпеливый, а как откажутся хлеб выращивать, тогда что? Непосредственно перед интервенцией ейские фермеры грозили сжечь свой урожай, так как продавать его просто невыгодно. Наверное, и в правительстве понимают, чем может обернуться неконтролируемое падение цен на зерновом рынке: для государства скупать зерно втридорога - тоже не ахти какая выгода. Купленное зерно далеко не всегда удается продать по той же цене, к тому же велики потери при хранении.

Тем не менее, государству необходимо определиться, какой цели оно хочет достигнуть - то ли крестьянам помочь, то ли самому по деньгам "не угореть". Потому что тех полумер, к которым прибегает государство, явно недостаточно для того, чтобы помочь крестьянам, и уж тем более поставить на ноги сельское хозяйство. Наряду с масштабными зерновыми интервенциями, говорят специалисты, важно развивать экспорт. Сегодня Россия способна вывозить 30 млн тонн зерна в год. Минимум! Важно привлекать инвестиции в аграрную отрасль, субсидировать кредиты, решать вопросы с лизингом сельскохозяйственной техники. Много чего важно и нужно делать.

Но правительство почему-то, увеличивая год от года расходы на безопасность страны, всякий раз забывает о безопасности продовольственной, которую наше сельское хозяйство в нынешнем его состоянии обеспечить не способно. В бюджете-2006 доля этой отрасли в общей структуре расходов составляет всего 0,86%...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС