Желтый для киргиза – цвет измены. А зеленый – цвет того, чем за нее платят
Еще не улеглись страсти в революционном Киеве, как начались прогнозы: кто примет эстафету "цветных" революций? Кого теперь будут выводить из сферы влияния России? Нам хотят внушить, что сопротивление бесполезно. "Если Россия будет продолжать проводить свою неоимперскую политику, то она, в конечном счете, окажется в изоляции, касающейся ее отношений не только с США, но и со всем остальным миром", – заявляет Збигнев Бжезинский.
Любая держава - как пирог: легче всего объедается с краев
Похоже, если в наступившем году мы станем свидетелями очередного переворота в СНГ, то он случится в Киргизии. И объясняется это весьма просто.
Просто Киргизия с некоторых пор попала в сферу стратегических интересов США. А про сферы стратегических интересов "оплота мировой демократии" и говорить не стоит: достаточно вспомнить старую карикатуру еще из "Комсомолки" советских времен. Сюжет там такой: Дядя Сэм выглядывает из земной атмосферы в космос, видит планеты, звезды, галактики и восклицает: "О, сколько тут еще сфер наших стратегических интересов!"
А Киргизия в этом ракурсе – самый подходящий кандидат на "революционизацию". Демократией обильно унавожена, прикормленные "оппозиционеры" чувствуют себя вольготно, уровень жизни низкий – малыми деньгами можно обойтись…
Правда, из природных ресурсов в Киргизии, по сути – только вода, за которую упрямо не желают платить среднеазиатские соседи, но зато в качестве стратегического плацдарма она крайне важна. Кроме того, Киргизия – один из самых верных союзников России на постсоветском пространстве. Ее суверенитет никогда не утверждался на антироссийских лозунгах, а население хорошо относится к РФ и русским, поскольку история их взаимоотношений ничем не омрачена. Киргизия в свое время вошла в состав Российской империи совершенно добровольно и практически всем своим развитием обязана сотрудничеству с русскими. "Захватив" Киргизию США фактически сразу начнут почти полностью контролировать все среднеазиатскую часть бывшего СССР. И еще – Киргизия граничит с бурно развивающимся Китаем, весьма вероятным в ближайшем будущем соперником США по дележу мирового пространства…
Поэтому для Вашингтона, в общем, совершенно неважно, каких именно лидеров выдвинуть на роль "желтых" революционеров. Были бы деньги – кандидаты найдутся.
Желтый для киргиза – цвет измены
И первый повод для революционных выступлений уже нашелся: власть некорректно отказала в регистрации в качестве кандидата в депутаты одному из лидеров оппозиции Розе Отунбаевой. Тут же пошли митинги, пикеты, желтые ленточки на одежде, даже палатки в центре Бишкека... Дан старт "желтой" революции!
Типичный киргизский оппозиционер - это помесь Апаса с Дырылдаевым. Реальные, между прочим, персонажи киргизской политики.
Рамазан Дырылдаев - в прошлом - начальник управления лагерей МВД страны. Демократ от "Гулага" - согласитесь, в этом есть особый шарм! Ныне Дырылдаев обретается главным образом в Вене, в эмиграции, в изгнании, получил там статус политического беженца.
Другой "образцовый" киргизский оппозиционер - некий доктор Апас, который методично обивает пороги различных госучреждений и политорганизаций России /и не только России/ с одной единственной идеей-просьбой - дать ему $5 миллионов для свержения "прогнившего режима". Если его с ходу не посылают куда подальше, и слушатель проявляет признаки заинтересованности, то благородный Апас тут же начинает понижать ставку. В конце концов, с ним вполне можно сторговаться свергнуть Акаева за $200-300 тысяч. В принципе, наверное, можно торговаться и дальше. Доведя плату до двух-трех сотен долларов. Тем более, что результат будет примерно одинаков в любом случае - доктор на некоторое время пропадет. Потом возвращается без денег и заговорщически шепчет, что в этот раз не получилось, но люди, танки, банки есть, все схвачено… надо бы еще толику деньжат. И так до бесконечности.
Да, что там вникать в частности – главное, чтоб кандидаты в революционеры хорошие были. А степень "хорошести" в Вашингтоне определяется по двум основополагающим признакам – лакмусовым бумажкам на "демократичность": неустанная готовность заглядывать в рот Западу и фанатически отторгать, даже в зачатке, пророссийскую политико-экономическую ориентацию. Кстати, как раз по этому показателю Аскар Акаев, ну, никак не может быть США симпатичен.
Почему Акаев стал неугодным
"Россия всегда была, есть и будет нашим главным стратегическим союзником, партнером. Я давно уже сказал: "Россия дана нам Богом и историей". И во время встреч с президентом Бушем, во время выступлений в Вашингтоне я всегда подчеркиваю: если вы хотите иметь с Киргизией добрые отношения, то вы должны понять и принять, что Киргизия всегда имела и будет иметь добрые отношения с Россией…" - прямо заявил накануне президент Киргизии.
Кроме того, Аскар Акаев крайне обеспокоен тем, что США, ЕС и ОБСЕ в открытую взялись через свои посольства и по другим каналам опекать оппозицию. При этом их не остановило предупреждение администрации президента Киргизии, направленное 10 января послам США, Германии и главе миссии ОБСЕ. В своем обращении к народу, парламенту, правительству господин Акаев призвал противостоять провокаторам и экспортерам бархатных революций. " Самое опасное, что у них теперь появились квалифицированные тренеры, научившиеся из провокаций делать разного цвета революции",– заявил он.
И это для Акаева, с точки зрения США, - самый большой, просто непростительный грех. Ведь никто даже не заикается о том, что в Киргизии ущемляется демократия. Сегодня Киргизия – пожалуй, самая демократичная и стабильная азиатская страна из числа бывших советских республик.
Но это - "неправильная" демократия
Нигде, ни в одной соседней центральноазиатской стране, оппозиция не представлена столь крупным отрядом и не живет столь полнокровной, вольготной жизнью - в открытую поливает "антинародный режим" в прессе, совершает походы и набеги на административные центры, перманентно митингует в поисках правды и т.д. Все 30 /по другим подсчетам - 40, вместе с незарегистрированными и карликовыми наберется 50-60/ киргизских партий чувствуют себя достаточно комфортно, можно даже сказать - расслабленно.
Оппозиционерство в Киргизии становится весьма выгодной профессией. И даже более того - бизнесом, за счет которого кормятся десятки, и даже сотни родственников, знакомых и просто прихлебателей какого-нибудь "титульного" оппозиционера. Маститые оппозиционеры - как главы племен - вступают друг с другом в союзы, ссорятся, мирятся, образуют союзы племен /партии и движения/, перманентно меняют конфигурацию … Естественно, основной источник подпитки всего этого бедлама находится извне и, как водится, именно он заказывает музыку.
Но тут со всей очевидностью прослеживается парадокс - по большему счету киргизской оппозиции, для продолжения столь беспроблемного существования, кровно необходимо максимально длительное пребывание у власти нынешнего "врага трудового народа" и "изменника демократии", то есть Аскара Акаевича Акаева. Именно он обеспечивает их работой - борьбой… и грантами на борьбу. Брать власть в свои руки при нынешнем уровне саморазвала - самоубийственно и самые умные из Кыр-оппозиционеров, похоже, это давно поняли.
Но – дан приказ, его дал Запад, если немного переиначить слова советской песни… Надо, Федя, надо – и приходится отрабатывать уже выделенные для очередной, на этот раз "желтой" революции баксы. И не важно, что демократии как таковой в Киргизии сегодня по самое не хочу. Главное – это "неправильная" демократия. Поэтому - плевать ковбою-миллионеру-президенту-сыну на ясные и внятные доводы президента маленькой среднеазиатской республики, хоть и с двумя высшими образованиями: не с тем дружишь - и точка!
Потому что других объяснений – попросту нет
Запад по отношению к Киргизии - это коллективный Трофим Денисович Лысенко. Был такой известный селекционер, пытался выводить новые породы коров путем кормежки их шоколадками. Шоколад коровы, надо сказать, жрали с удовольствием, но меняться в лучшую сторону путем размножения гениальных телят, категорически отказывались. Только больше и чаще… извиняюсь за моветон, гадили.
Для Вашингтона неважно, что общий разлад, хаос и многоголосица взаимных претензий и обвинений киргизских "оппозиционеров" не позволяет различить и идентифицировать стержневую линию или мысль, точнее, ответ на вопрос: а что, собственно, собираются делать эти самые оппозиционеры в случае прихода к власти? Как управлять? Чего реформировать и в какую сторону? И еще вопрос – зачем, собственно? Ведь в Кыргызтане за 2003-2004 год рост ВВП на душу населения составил 35%. Попробуйте сравнить это хотя бы с российскими показателями.
Спору нет, население Киргизии живет бедно. Впрочем, небогато оно жило и в советские времена – автору довелось бывать там тогда, наблюдал собственными глазами. Но это – смотря, что с чем сравнивать. Афганистан тоже США по уровню жизни пока не обогнал, несмотря на то, что, по утверждению тех же штатов, в смысле демократии теперь там - полный зашибись. И даже Грузия под мудрым руководством без пяти минут нобелевского лауреата Саакашвили до экономических высот как-то не дотянулась, скорее, наоборот… А в Киргизии по сравнению с соседними странами – вполне даже ничего жизнь, сносная. И, что немаловажно – пока предсказуемая. Без гражданских войн и революций.
И Акаев не виноват, что ему досталась такая страна – практически без промышленности и природных ископаемых. Он в Киргизии сумел достичь главного – не допустить гражданской войны, удержать стабильность и, какой-никакой, но – экономический рост.
Впрочем, будем объективны: символом киргизской постсоветской экономики был и остается - Бишкекский телегоремонтный /экс-авторемонтный/ завод. Поэтому: на 10 телег больше починили – какой существенный прирост ВВП! И еще вопрос - кому в 21-м веке нужны акции телегоремонтного завода?
Акаев честно пытался либерализовать экономику, и был этим долго угоден Западу. Киргизия одной из первых стран – бывших республик СССР вступила в ВТО. Но, получив льготный доступ на рынок США, Киргизия так и не сумела наладить выпуск товаров, которые бы пользовались хоть каким-то спросом. Разве что сшитые по американской технологии джинсы. Даже знаменитый сорт табака "дюбек" растерял все свои достоинства и уходит за рубеж за бесценок. Единственное что может сегодня экспортировать республика - природные ресурсы. Самые крупные из них - вода. Даже по минимальной мировой цене продажа ее соседям могла бы дать $3 млрд - сумма в два раза больше, чем весь внешний долг республики. Но соседи оказывают политическое давление на республику и не желают приобретать этот ресурс, который, по их мнению, дан Богом всем жителям региона. А то, что Киргизия содержит гидротехнические сооружения, теряет за счет водохранилищ плодородные земли, в расчет, естественно, не принимается. Весьма солидный экспортный потенциал у сельского хозяйства. Сейчас оно практически закрывает потребности страны в продовольствии. Но не больше. Несмотря на солидные вливания, оно так и не оправилось от разрухи после разгосударствления колхозов и совхозов. Никакого стратегического интереса Кыргызстан не представляет, в плане ресурсов особенно. Единственная его значимая функция - плацдарм. Японский премьер Накасонэ в свое время сравнивал родную Японию с непотопляемым авианосцем США. Современное киргизское государство - это большой американско-миротворческий аэродром "Ганси".
Либо - полигон для экспериментов /со стороны МВФ, ВБ, ЦРУ, и т.д./, либо плацдарм, третьего не дано.
2005 - год выборов
В общем, В Киргизии все решится во время выборов: если не на парламентских, в феврале, то на президентских – в декабре. В "Народном движении Кыргызстана", возглавляемом бывшим премьер-министром страны /ну, прямо копия с украинского выборного-перевыборного раздрая!/ Курманбеком Бакиевым, открыто приветствуют грузинско-украинский сценарий их проведения, не видя в нем "ничего плохого", и "не исключают" такой вариант развития событий в Кыргызстане. А чтобы потом ни у кого не было претензий к оппозиции, "Коалиция за демократию и гражданское общество" уже заявила, что не будет подчиняться решению бишкекского горсовета, предусматривающему разрешительный порядок проведения митингов в столице. "Мы расцениваем это постановление как попытку ограничить наши конституционные права. Мы также ставим под сомнение саму возможность проведения свободных и справедливых выборов. Поэтому мы не потерпим такого ограничения, и такие антиконституционные постановления бишкекского горсовета мы выполнять не будем". Знакомый язык ультиматумов, на котором говорит оппозиция с властью, не оставляет сомнений в том, что "желтая революция" не за горами.
Акаев же по-прежнему пытается балансировать между Москвой и Вашингтоном, практически повторяя внешнеполитический курс Кучмы последних лет президентства. Но доводы в виде уговоров и увещеваний вполне могут быть прихлопнуты козырным тузом в виде шелестящих купюр зеленого цвета. Похоже, единственный способ уйти от революционного сценария связан с насилием: какая демократия хоть раз не разгоняла демонстрацию? Но Акаеву это сделать будет непросто: западные СМИ его просто съедят после этого. И, опасаясь "публичной порки" /а того хуже – международной изоляции и статуса страны-изгоя/, Акаев может, как и Кучма, просто сдаться. И тогда Россия де-факто лишится еще одного своего стратегического союзника.
Хотелось бы надеяться, конечно, что все еще как-нибудь обойдется. Только почему-то никто пока не может внятно объяснить – как? Поэтому, пожалуй, самый благоприятный для России вариант – это надеяться на то, что у Запада с Киргизией все получится также, как у Лысенко с его коровами...