Кто обслужит мой дом лучше всех?
Все мы мечтаем жить в чистом подъезде, ездить на исправном лифте и не беспокоиться о том, как бы из-за прохудившейся крыши не пришлось переклеивать обои и менять потолочную плитку. Увы, многие коммунальные блага (бесперебойная подача горячей воды в их числе) рядовому россиянину не доступны. При этом деньги за содержание и ремонт домов и подъездов от жильцов требуют вносить исправно - на что они расходуются, известно одним только ЖЭУ и ДЕЗам. Хотя формально, конечно, любой квартировладелец может кое-что об этом узнать, прочитав строчки жировки. Но коммунальному беспределу вот-вот должен наступить конец. До марта 2006 года жильцы обязаны взять управление домом в свои руки, либо перепоручить его управляющей компании. Однако большинство из них ни о чем таком и слыхом не слыхивали, а те немногие, кто в курсе, особенно не торопятся принимать решение. Если же за время, оставшееся до часа “Х”, ситуация не изменится, жильцов просто-напросто поставят перед фактом.
* * *
Выбрать форму управления домом жильцов обязывает Жилищный Кодекс, вступивший в силу 1 марта 2005 года. Вариантов всего три. Жильцы могут напрямую заключить договор с поставщиком услуг и, сообща, решать вопросы, связанные с содержанием дома (вскладчину, что называется). Могут также создать Товарищество собственников жилья (ТСЖ) и выбрать управляющего из числа жильцов, либо заключить договор с управляющей компанией (УК). ЖЭУ и ДЕЗы, кстати, ликвидируют или же на их базе будут созданы муниципальные управляющие компании.
Управляющую компанию жильцы должны выбрать самостоятельно. Но к выбору они должны подойти со всей ответственностью, ведь именно УК будет отвечать за мытье подъездов, вывоз мусор и починку крыши. А жильцы уже будут решать - добавить в воду для мытья полов порошок или нет и как часто необходимо мыть окна в подъезде. Естественно, мытье полов с порошком обойдется им дороже, чем без порошка. Впрочем, утверждать тарифы на услуги УК и контролировать расходы тоже, по идее, будут жильцы. Если в какой-то момент им разонравится, как управляющая компания их обслуживает, они смогут заключить договор с другой организацией. Понятно, что на фоне усиления конкуренции качеству предоставляемых услуг УК должны будут уделять особое внимание.
Кстати, ТСЖ существовали почти в каждом российском городе и до принятия нового Жилищного Кодекса. В первую очередь, речь идет об элитных домах, жители которых готовы втридорога платить управляющей компании, лишь бы не иметь никаких дел с районным ЖЭУ. К тому же, никакому ЖЭУ не под силу удовлетворить потребности обитателей стометровых квартир: вряд ли оно способно нанять для них консьержку или организовать крытую парковку.
Вообще, районные ЖЭУ заслуживают отдельного упоминания. Хотя бы вкратце. Дозвониться до них практически невозможно - то трубку никто не берет, то все время занято. Если повезет, можно наткнуться на сантехника дядю Васю, который, естественно, не знает, когда, наконец, починят крышу и почему из крана не бежит горячая вода. Если же вы решитесь на посещение столь загадочной конторы, вам придется написать кучу заявлений, услышать неизменное "ваш дом значится в плане" и с чувством выполненного долга отправиться восвояси - затирать набежавшую с потолка воду.
На этом безрадостном фоне новый принцип взаимоотношений между жильцами и продавцом услуг выглядит почти сказочно. Однако не все так просто. Во-первых, определиться с выбором собственники квартир должны не позднее 1 марта 2006 года. Если они этого не сделают, компанию, которая будет управлять их домом, по итогам конкурса назначат городские власти
* * *
Судя по всему, к началу весны многие жильцы не только не сделают свой выбор, но даже и не будут знать о том, что имели такую возможность. В один прекрасный день их просто-напросто обяжут подписать договор с незнакомой фирмой. А может статься так, что замешкавшиеся жильцы, вообще, окажутся предоставлены сами себе: порядок проведения конкурса среди управляющих компаний до сих пор не определен. Но даже если конкурс состоится, то, что мешает муниципалитету под шумок навязать жильцам "свои" фирмочки? Абсолютно ничего.
Задайтесь вопросом: почему власти Екатеринбурга предпочитают не распространяться на тему создания ТСЖ? Во всяком случае, я не видела ни одного объявления с призывом к объединению. Да и пресс-служба Серого дома молчит по этому щекотливому поводу, как партизан. Не потому ли, что им на руку всеобщее неведение?
В Тюмени, например, создана специальная служба, работники которой поквартирно (!) обходят каждый дом и вручают жильцам бюллетени для заочного голосования. И уже на основании результатов этого голосования принимается решение. Поэтому про необходимость скорого выбора граждане там знают, а процесс создания ТСЖ в Тюмени идет быстрее, чем в других городах: за полгода сформировано шесть новых ТСЖ, еще порядка 86 заявлений жильцов проходят процесс регистрации. Кстати, все хлопоты, связанные с процедурой оформления бумаг, берет на себя городская администрация – жильцам достаточно подать заявление.
Серьезным препятствием на пути жилищной коллективизации служат инертность и пассивность людей: это ж надо куда-то идти, о чем-то думать, что-то решать – тут своих-то проблем по горло. В нашем подъезде трижды вывешивали объявление о проведении собрания по поводу гораздо более простого вопроса - установки домофона - и все три раза на него собиралась лишь горстка пенсионерок-активисток. Есть и другой момент - многие, особенно пожилые люди, не доверяют любым инициативам, исходящим сверху.
"Сколько мы не проводили встреч, они говорят: отстаньте от нас, мы эти квартиры заслужили своим трудом, а государство нас бросило. Почему мы должны восстанавливать дома за свои деньги? В администрации работают телефоны "горячих линий", но звонят единицы", - посетовала в разговоре с Накануне.RU пресс-секретарь администрации Кургана Жанна Чумакова.
Выбор управляющих компаний у курганцев пока тоже не велик. В городе работает всего одна частная компания. В Челябинске и Тюмени их на порядок больше. Однако эксперты опасаются, что УК по-быстрому разберут на обслуживание новые дома и будут получать с них прибыль, а содержать старое, наполовину изношенное жилье, желающих не найдется.
* * *
Вообще, насколько жилищный бизнес выгоден для УК? Вопрос сложный. Многое зависит от того, сколько готовы платить собственники квартир. В элитных новостройках ежемесячные платежи доходят до 10-20 тысяч рублей за вычетом платы за воду, газ, свет и телефон. Те компании, которые обслуживают элитные дома, находятся, конечно, в более выгодном положении.
“Мы обслуживаем порядка 200 домов, в основном, это старые дома, - рассказала Накануне.RU специалист по экономике УК “Южуралстройсервис” Надежда Безбородова, - Монополисты за пять лет подняли тарифы в восемь раз, а мы – в три раза. По закону, содержать жилье должны собственники - либо граждане, либо муниципалитет. Муниципалитет нам свою часть исправно платит, а граждане не компенсируют, потому что у них нет такой возможности”.
Понятно, что ни одна УК не будет работать себе в убыток. Если же нет возможности взять и поднять тарифы, компании прибегают к разного рода ухищрениям. Например, используют так называемые “энергосберегающие технологии”.
Известно, что часть тепла, которое попадает в дома, “теряется” по дороге – из-за изношенных труб, как правило. Платим же мы за него полностью - без учета теплопотерь. Что делает управляющая компания? Она ставит общий тепловой счетчик на весь дом, и выясняется, что реально жильцы потребляют всего половину от того объема тепла, который они оплачивают. УК будет продолжать брать с жильцов прежнюю плату, а тепловикам платить строго по счетчику. Что сделают тепловики, чьи доходы при широком распространении этой схемы, ополовинятся? Вероятнее всего, поднимут тарифы.
Со старыми домами, вообще, масса проблем. В ряде случаев их износ составляет 50-60%, а тех денег, что жильцы отчисляют на ремонт, недостаточно. Впрочем, в следующем году эта проблема отчасти будет снята – правительство накануне вновь порадовало нас, объявив о том, что с 1 января вся страна перейдет на 100% оплату жилищных услуг. Как справится (и справится ли вообще) с этой ношей население – особый вопрос. Но после того, как это произойдет, считает исполнительный директор Уральской палаты недвижимости Рустем Галеев, между УК возникнет настоящая конкуренция.
Еще одна немаловажная деталь. Начиная с 2006 года и в течение трех последующих лет, ТСЖ будут выделяться деньги из бюджета города на капитальный ремонт. “Понятно, что ТСЖ не потянут такие финансовые затраты – УК это понимают, поэтому они идут в сферу ЖКХ с тем расчетом, что будут выделяться бюджетные деньги, и они уже будут обслуживать отремонтированные дома. А уже после марта 2006 года может возникнуть такая ситуация, что желающих обслуживать некоторые дома не будет. Потому как в первую очередь деньги будут выделяться тем ТСЖ, которые до этого избрали форму управления”, - отмечает зав. сектором перспективного развития департамента ЖКХ администрации Тюмени Евгений Васюков.
Впрочем, закон не обязывает городской бюджет выделять деньги, а лишь предусматривает возможность. Если тюменскому бюджету это по силам, то дотационный бюджет Кургана вряд ли потянет такую ношу.
P.S . Чтобы новый механизм заработал, необходимо принять еще, как минимум, 20 постановлений на уровне правительства и столько же - на уровне регионов. Не исключено, что некоторые из них уже разработаны и будут приняты в ближайшее время. Но информации на этот счет (что касаемо правительства) пока нет никакой - центральными СМИ этот вопрос не обсуждается в принципе. Однако если и федеральные, и региональные власти не поторопятся, сбоев вряд ли удастся избежать. И благая, вообщем-то, идея (со всеми оговорками), вкупе с повышением до 100% оплаты за услуги ЖКХ, рискует пополнить список "несъедобных" и непопулярных проектов последнего десятилетия. А о светлом коммунальном будущем жителям придется пока забыть.