Гротескная притча о наших "жмурках"
Как там у классиков? Человечество то ли с прошлым, то ли с заблуждениями расстается, смеясь? Ну, да не суть. С тем и другим можно расстаться, именно смеясь, если посмотреть новую работу г-на Балабанова "Жмурки". Можно, конечно, и не смеяться. Мол, крови много. И это правда, трупы падают, разбрызгивая красный цвет, прямо-таки пачками. Но нюанс в том, что падают они, обеспечивая волю случая главным героям совершенно не всамделишне, а в лучших традициях прямого, как спина Шварцнеггера, Голливуда.
То есть, трупов много, стрельбы навалом, а ушедших в мир иной по сценарию братков совершенно не жалко. И это не случайность режиссерской неудачи, а классная реализация пародии на те самые американско-классическо-киношные приемы.
Сценарий пересказывать смысла не вижу ни малейшего. Кто полюбопытствует - сам увидит. Рецензии фильмовые обычно не пишу. Тогда - зачем стучу по кнопкам клавиатуры? А поделиться хочется. Радостью же тоже надо делиться, не все горем и печалью от жизни нашей неустроенной. Радостью от ожившего русского кино. Оно еще, конечно, никаких доперестроечных бондарчуковско-пырьевских высот не набрало. Но как бурно и творчески размножается! И кассовые успехи, разрекламированного в пух и прах г-ном Эрнстом "ночного позора" и иже с ним здесь ни при чем. Речь о кино все-таки.
"Жмурки" - это, по-моему, во-первых, хорошее кино с классными актерами. Дюжев, Панин и Михалков просто в точку! Маковецкий и Сукачев так себе, но в канве общей, тем не менее, органичны. Кто, если честно, совершенно не заметен, так это манерная дива современного киноискусства - Рената Литвинова. Вместо нее поднести героям салатик и получить в конце от них по так понравившейся ж...пе могла любая другая и гораздо более симпатичная дама на самом деле. Но грешным делом подумалось, что и в этом очереданя изюминка режиссерского замысла. Так и кажется, что получает по пятой точке именно Литвинова в силу того, что современного зрителя она уже до крайности раздражила глуповатой сверх всякой меры деланной манерностью. Ну, да и это не главное.
Главное в том, что "Жмурки" - это гротескная притча, что это художественная сатира на наше с вами общее совсем недавнее прошлое. То самое, с которым надо и в самом деле расстаться. Как можно скорее и, желательно, смеясь. Вся канва фильма просто проникнута прищуренным ироничным взглядом автора. Вообще режиссер Алексей Балабанов то ли очень чуток по натуре, то ли даже не очень понимая сам, бьет в точку, в самое сердце того, что называется общественным сознанием. Скучновато звучит, но как Балабанов угадал с "братьями", как сумел там выразить горечь, обиду и все же неумирающую у нас никогда надежду на то, что сила все равно в правде, так и со "Жмурками".
Вся тупость, быковская логика, примитивизм, оголтелая и обыденная в своих немыслимых в нормальной устроенной жизни жестокость нашего стремительного десятилетия первоначального накопления капитала в малиновых пиджаках как на ладони. Но! Это все не страшно и больно, а смешно! Смешно и прикольно вплоть до самой последней сцены. До 2005 года, до депутатского кабинета, в коем две провинциальные быковавшие в 90-х "шестерки" лениво перебрасываются словами о не слишком их интересующем политическом настоящем страны и личных обстоятельствах. А здесь уже как-то не смешно, а противно от того, что это и есть правда нашей уже сегодняшней жизни. И становится интересно - а не продолжит ли Балабанов традицию, не выдаст ли годика через 2-3 "Жмурки-2"? Хотя, если совсем честно, то главных героев не хочется наказать. Ну, повезло им, это ведь и правда о тех, кто выжил в 90-е. Может, пусть и дальше живут?
Да, вообщем-то пусть бы, если бы их эти самые 90-е хоть чему-то научили, кроме ношения уже не малиновых, а от "Армани" пиджаков и пития кофею в маленьких чашечках. По Балабанову на это надежды мало.
И все-таки фильм хорош. Комедия, гротеск, фольклор, как хотите определяйте жанр, но, на мой взгляд, это все-таки притча. Потому как в каждой сцене почти, в самой сюжетной линии разбросаны заповеди из тех, что не меняются в своей истинности под влиянием меняющихся обстоятельств жизни человечества. Тем и ценен. Уметь гротескно, смешно, иронично рассказать сказку о нашей с вами недавней реальной жизни, это надо быть просто талантливым.
Как и полагается сказке в "Жмурках" есть все, правда, кроме любви. Женщины как-то в 90-е были все больше похожи на предмет, частично нужный в мужских играх. Может, поэтому. Но остальное имеется. Предательство, жестокость, перемена местами по принципу "из грязи в князи" и наоборот, удачливость дурака, хитрость (если по русским сказкам) какого-нибудь визиря или воеводы, глупость, жадность, одним словом, полный набор. Нет только доброты, любви и счастья. А его тогда и не было почти. На мой взгляд, один из сильнейших эпизодов картины- это, когда герой Дюжева спокойно отправляет на тот свет мужика-соседа, который примчался на квартиру, где в самом разгаре разборка, дабы заставить обитателей приглушить звук орущего иноголосами проигрывателя. Вот именно так - спокойно, буднично, без истерик убирала история 90-х случайно оказавшихся на пути "быкующих" (причем, всех и тех, что вышли из цеховиков, и тех, что стали частью провинциальных бригад, и тех, что закупали заводы и фабрики по установленным самими бросовым ценам) к заветной цели обогащения любыми путями случайных прохожих, по ошибке или стечению обстоятельств оказавшихся в ненужное время в ненужном месте. И даже это и горько, и смешно одновременно. Мы же так жили и позволяли себе и им так жить.
Ладно, бог с ними с 90-ми. Мы, отсмеемся вместе с Балабановым и простимся с ним. Важно, чтобы они нас хоть чему-то научили. Ну, хотя бы отличать смешное и убогое от стоящего и важного, несмотря на то, что сегодня и то, и другое носит стильные костюмы и умеет складно говорить...