Юрий Золотов: Снижения преступности в этом году не будет
Россия отмечает 12 января День работника прокуратуры. Накануне этого праздника заместитель Генпрокурора РФ в Уральском федеральном округе Юрий Золотов дал пресс-конференцию, где подвел совсем не праздничные итоги ушедшего года. В 2005 году более чем на 25% вырос уровень преступности. Почему в Челябинской области удается бороться с коррупцией, а в Свердловской нет? Какие новые способы изобрела прокуратура, чтобы понять, насколько высок уровень преступности? Повлияло ли мнение общественности и высокопоставленных чиновников на позицию прокуратуры в отношении руководителя ПО "Маяк"? Об этом Юрий Золотов рассказал журналистам, а также высказал свое мнение по поводу гибели Александра Хабарова, деятельности нового прокурора Свердловской области Павла Кукушкина и работы милиции.
Юрий Золотов: За год официальная статистика зарегистрировала более 400 тыс. преступлений. Это на 100 тыс. больше преступлений, чем в 2004 году. В Свердловской области зафиксировано 154 тыс. преступлений, рост на 29,8%. В Челябинской области 98,7 тыс. рост на 21,5%, в Тюменской области и Ханты-Мансийском округе более 50 тыс. преступлений. Это очень высокий уровень преступности, самый высокий, который когда-либо фиксировала официальная статистика.
Говоря о структуре преступности, следует отметить, что особо тревожит рост преступлений корыстной направленности. Число совершенных краж превысило185 тыс., грабежей – 44,5 тыс., что на 35% больше, чем в предыдущем году. Органам правоохраны не удалось добиться реальных результатов в обуздании наркопреступности, о котором мы пока больше говорим. Зарегистрировано более 21 тыс. преступлений этой категории.
И, хочу особо подчеркнуть, что мы принципиально не разделяем оценок некоторых наших коллег, которые связывают рост этих показателей с якобы активизацией противодействия государства наркобизнесу. Это не так, потому что данные социальной статистики повсеместно фиксируют значительный рост отравлений и смертей от передозировок. А это бесспорный факт того, что государство пока не обрело реального инструмента, как устранить эту страшную угрозу. |
Важны не рапорты об изъятых тоннах, килограммах, граммах, важно не только противодействие в уголовно-правовом плане, но и комплексная работа всех государственных институтов для того, чтобы поставить реальный заслон этой страшной угрозе.
По-прежнему тревожит массовый характер нарушений при учете регистрации преступлений в подавляющем большинстве
Фото: muravlenko.com |
В Свердловской области таких фактов выявлено свыше 11,7 тыс., в Челябинской – 9,7 тыс., в Курганской области более 4,2 тыс. В отличие от прошлых лет, когда мы для решения данных проблем проверяли в большей степени сами подразделения милиции, в 2005 году мы впервые использовали несколько иные подходы, для того, чтобы реально понять, с каким уровнем преступности имеем дело.
В каждом населенном пункте прокурорские работники на системной основе посещали школы и другие учебные заведения, где путем опроса непосредственно учащихся и преподавателей установлено более 3,7 фактов краж и грабежей, о которых не было сообщено.
Наши работники встретились с председателями садоводческих товариществ, а там нынче осталась самая незащищенная категория граждан, для многих из которых ведение хозяйства – очень важный источник существования. Выявлено свыше 6,2 тыс. преступлений имущественного характера, которые также не были зарегистрированы. У операторов сотовой связи мы получили информацию о хищениях и грабежах более 2,5 тыс. сотовых телефонов.
Это большие цифры, ведь за ними десятки тысяч потерпевших, которым государство отказало в гарантированной защите. И мы это расцениваем (а никакой юрист не может это по-другому расценивать) как очень серьезное отступление от Конституции, очень серьезный просчет органов государственной власти, а в данном случае органов внутренних дел.
Вопрос: Понесли ли за свое бездействие наказание сотрудники правоохранительных органов?
Юрий Золотов: За эти нарушения законности более 3 тыс. человек привлечены к ответственности, многие освобождены от должности. К ответственности привлечено более 450 руководителей милиции, в том числе девять заместителей руководителей областных Главков, 57 руководителей районных управлений и отделов органов внутренних дел. В отношении 229 нарушителей закона, которые укрыли преступления от учета, возбуждены уголовные дела.
К сожалению, не во всех территориях на высоте оказались наши коллеги, которые в отдельных случая потворствовали беззаконию. Пришлось наказать 134 работника прокуратуры, в том числе трех заместителей прокуроров субъектов федерации. Кстати, они уволены из органов прокуратуры. Только в Свердловской области 32 работника прокуратуры привлечено к ответственности за бездеятельность и беспринципность, в том числе 13 городских и районных прокуроров.
Вопрос: Одним из главных направлений работы прокуроров была провозглашена борьба с невыплатами зарплаты. Удалось ли здесь достичь значимых результатов?
Юрий Золотов: В 2005 году была продолжена работа по защите прав граждан, которые не получили зарплату. Я вспоминаю полуторагодичной давности встречу, когда было озвучено требование Генпрокурора включиться в эти дела и наводить здесь порядок. Я тогда почувствовал определенную долю скепсиса, дескать, что здесь прокурор сделает.
На начало 2004 года в округе была задолженность по зарплате 2 млрд 400 млн руб. На начало прошлого года она тоже была немаленькой - 846 млн. Если разложить на составляющие, то это
Фото: НТВ |
К сожалению, призывы и угрозы не на всех произвели отрезвляющее действие. И в 2005 году мы столкнулись с тем, что работникам не выплачивалась зарплата, а руководители покупали дорогущие иномарки, им оплачивались турпутевки, заграничные командировки. Нам пришлось вновь возбудить 148 уголовных дел этой категории. Помимо, 2,8 тыс. материалов было направлено в суд. Думаю, что ситуация складывается таким образом, что нам данные вопросы снимать с повестки дня не придется.
Работали и по другим направлениям. В минувшем году, мы узнали из СМИ, что имеют место факты отравления суррогатным алкоголем, факты отравления детишек, когда они играли с неизвестно откуда привезенными игрушками. Была развернута работа по наведению порядка на потребительском рынке. На это нас подвигла ситуация с существованием придорожных гадюшников, где веселые южные ребята бросались наперерез проезжающему транспорту и предлагали и напитки с яркими этикетками, и всевозможные закуски.
Когда стали разбираться, скажу откровенно, мы сами не представляли масштабы беззакония, с которым придется столкнуться. Только уголовных дел пришлось возбудить 5 тыс. Были недовольные, были обвинения, что мы мешаем развитию малого предпринимательства, динамично развивающемуся рынку. Но прокуратура и впредь будет жестко и последовательно проводить работу в этом направлении.
В последнее время на всех уровнях заговорили о профилактике преступлений. На самом деле эта подзабытая работа нуждается в серьезной реанимации. Но мы исходим из того, что главная профилактика – это неотвратимость наказания за любое нарушение закона. |
В плане профилактики наиболее тяжких преступлений была продолжена работа по более осмысленному и активному применению уголовно-правовых норм. Это ответственность за малозначительные преступления, которые, большей частью, совершаются на бытовой почве, безнаказанность за которые приводит к совершению более тяжких.
Приведу некоторые цифры. Только по фактам побоев и угроз убийством в округе было возбуждено более 30 тыс. уголовных дел. Мы совершенно сознательно пошли на эти шаги, которые ухудшали общую криминальную статистику, поскольку заведомо предполагали на выходе реальный результат. Впервые за
Фото: Reuters |
В большинстве регионов, особенно в Челябинской области, в Тюменской, отчасти в Курганской и Ханты-Мансийском автономном округе в 2005 году сделаны значительные шаги вперед в плане реального противодействия коррупции, чего я, к сожалению, не могу сказать про Свердловскую область.
Завершая эту часть нашего короткого разговора, я хотел бы подчеркнуть одно обстоятельство: снижения преступности в нынешнем году также не будет. Статистика не отражает реального положения с криминалом в стране. Поэтому, если от кого-то услышите, что надо снижать преступность, то это от лукавого. Нам надо наконец-то пощупать, с чем реально имеем дело. А уж потом от этого реального базиса будем двигаться вперед. Это не значит, что я умываю руки.
Думаю, что при всех небогатых ресурсах мы нащупали точки, на которые следует воздействовать и имеем в руках инструмент, для того, чтобы реально влиять на ситуацию в стране. |
Хотя мы уже пять лет живем в несколько иной системе координат, законность в стране далека от совершенства. Несколько цифр. В 2002 году выявлено 2 тыс. нарушений законности, в 2005 – 124,2 тыс. В 2002-ом за нарушение законности привлечено к дисциплинарной и административной ответственности менее 6 тыс. чиновников, в 2005-м – 40 тыс. человек. В 2002 году по результатам проверок возбуждено 266 уголовных дел, в 2005-ом – 3,4 тыс.
Я хочу вас подвести к одной мысли. Несколько лет назад велась полемика на федеральном уровне. Некоторые говорили, что прокуратура – это рудимент тоталитарного общества, она мешает строить в стране рыночные отношения. Как человек, который не один десяток лет на этой службе, я могу ответственно сказать: а куда пойдет пенсионер, у которого разграбили садовый домик, куда пойдет работница Красноуральского химкомбината?
У нас много проблем, приходится идти на жесткие меры для наведения порядка в собственном доме. В минувшем году мы принимали серьезные кадровые решения. В целом, я убежден, созданный почти три века назад Петром Великим орган надзора нужен и еще послужит новой России. Пафосно звучит наверное, но, может, этот пафос навеян тем, что нашей конторе 283 года.
Вопрос:Находят ли прокуратура и милиция точки соприкосновения? На каком сейчас этапе создание общей следственной службы?
Юрий Золотов: Ни на какой. Следственную службу не предполагается создавать, и вот почему: наши коллеги в Казахстане попробовали это сделать, в Узбекистане сделали, и пришли к выводу о несостоятельности этих решений. Сегодня в стране четыре следственных службы: прокуратура, МВД, ФСБ и Госнаркоконтроль. Что плохого, когда следствие в разных местах? А что будет в одном, если кто-то подружится, например, с губернатором? Кто этим губернатором будет заниматься? А тут кто-то, да займется.
Вопрос: Юрий Михайлович, почему в Свердловской области меньше всего выявляются факты коррупции?
Юрий Золотов: Потому что плохо работают органы правоохраны, призванные этим заниматься, которым не раз на этот счет говорено. Ведь дело коррупционное – это не такое дело по которому кто-то стучится в двери: вот явка с повинной. Как правило, дело коррупции – это результат серьезной корпоративной проработки. Не надо иметь особого таланта, просто надо открыть глаза и посмотреть, почему возле какой-то конторы стоят иномарки, а сотрудники получают по семь-восемь тыс. руб.
Просто надо видеть это и начать заниматься, что сопряжено с определенными неудобствами. Кто-то, у кого есть необходимые качества, преодолевает эти неудобства, а кто-то или качествами не обладает, или не хочет заниматься. Поэтому, такой же, по сути, риторический вопрос я время от времени задаю руководителям органов правоохраны Свердловской области.
Вопрос: Скажите пожалуйста, какова ваша оценка работы прокурора Свердловской области Павла Кукушкина?
Юрий Золотов: Осторожный оптимизм.
Вопрос: На какой стадии находится расследование дела в отношении руководителя ПО "Маяк"?
Юрий Золотов: Дело направлено в Верховный суд, где генеральный директор, которому мы намерены предъявить обвинение, пытается обжаловать решение Челябинского
Фото: Накануне.ru |
Никто не инкриминирует гендиректору события, которые имели место в 1950-х, 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годах. Речь идет о простом, о что я говорил еще на первой пресс-конференции. В 2001 году данные инструментального контроля, которые находились в ведомстве "Маяка" беспристрастно зафиксировали кратное, нарастающее увеличение радиационного фона в реке Теча, который стал в десятки раз превышать предельно допустимые нормы. Как установлено проведенным расследованием, об этой ситуации руководство и, конкретно генеральный директор "Маяка", не счел необходимым поставить в известность ни руководство Росатома, ни попросить каких-то средств, чтобы как-то локализовать эту ситуацию.
Вы не все помните события Чернобыля, но я-то их хорошо помню. И помню обоснованные претензии к руководству страны, которое зная, что произошло в Чернобыле, тем не менее, не препятствовало демонстрации в Киеве и не предприняло никаких мер к тому, чтобы как-то обезопасить людей. А там ведь потом сотни тысяч людей пострадали от того, что им не сообщили о масштабах трагедии.
Людей, которые пострадали от взрыва 1957 года не вернешь, но там живут другие люди, тысячи людей на берегах этой речки. И летом прошлого года пацаны с удочками ловили карасей, они купались в этой речке, брали оттуда воду для полива и питья. Уже это поколение было поставлено под прямую угрозу из-за бездействия руководства "Маяка". Вот по поводу чего мы намерены предъявить обвинение людям, которые не пошевелили пальцем для того, чтобы хотя бы сказать об имеющейся опасности. Ни говоря уже о том, что имея реальные материальные ресурсы, не приняли ровным счетом никаких мер, чтобы локализировать угрозу.
Я, кстати, дважды встречался с новым руководителем Росатома Сергеем Кириенко и я полностью удовлетворен этими встречами, поскольку у него глаза не запылены корпоративными подходами, ведомственными интересами. Мы же не говорим, что кого-то законопатим в камеру и будем считать дело решенным. Главное, чтобы были приняты реальные меры, чтобы этот нарыв не только на теле Челябинской губернии, но и Урала в целом, а, может быть, и России, был ликвидирован. Я вижу, что с мертвой точки дело сдвинулось. Дай бог, может что-то и получится.
А так, 13 декабря дело ушло из Челябинска в Верховный суд, только туда не пришло пока. Как только ответ будет, будет и наш следующий шаг, и вы его знаете.
Вопрос: Как вы относитесь с мнению прокуратуры Свердловской области, что Александр Хабаров покончил жизнь самоубийством?
Юрий Золотов: Каждый имеет право на свое мнение. У меня
Фото: ОПС Уралмаш |
Должны быть доказательства суицида, прямые очевидцы. Бывает, когда человек выбрасывается с криком "А-а-а жить надоело!". Это не байки, бывают такие факты. Когда человек под влиянием алкогольных паров на глазах у очевидцев стреляется. В конце-концов, обуреваемый каким-то недугом пишет предсмертное письмо, в котором излагает, что ему жить надоело, а потом экспертиза показывает, что это письмо написано его рукой, его стилем. И так далее. Но случай с Хабаровым не укладывается в классические рамки. Это мое мнение. Хотя там есть определенные обстоятельства, показания о том, что раньше у него были попытки, возникало нежелание жить.
Но мне, как следователю в прошлом, очень редко приходилось принимать решения, что совершено самоубийство. Раз нет доказательств, вне всяких разумных сомнений, значит эта история…Есть много фактов не только из истории, но и из криминалистики, инсценированных самоубийств, когда людей на самом деле убивали. Были очень интересные дела, которые описывались в закрытой литературе, но не были в открытой печати, потому что раскрывалась технология, как можно убрать человека, и это будет выглядеть как самоубийство.
Вопрос: В связи с вашими сомнениями по поводу самоубийства, будут ли проводиться какие-либо дополнительные следственные действия?
Юрий Золотов: (пауза) Я подумаю. Я сказал не просто, чтоб сказать. Видите, жена не жалуется, никто не жалуется. Вы меня спросили о моем мнении, я был бы неискренним, если бы ответил, что принято решение и я с ним согласен, вы бы со мной в дискуссию не вступили. Я честно ответил на ваш вопрос, предельно честно.
3,5 тыс. убийств, 7,6 тыс. жалоб, а "штыков" в этом здании - 21 человек. Принять решение по делу – это не на коленке что-то написать.
Сегодняшний закон позволяет пересмотр решения по обращению заинтересованной стороны. Вот пример: там приняли решение, что это суицид, Золотов принял решение – суицид, Устинов принял решение – суицид. Тем не менее, жена или родители вправе обратиться в районный суд и обжаловать это решение, отменить и возобновить производство по делу. Но они это не делают. У вас к этому есть интерес, у них почему-то нет.
Вопрос: В какой стадии находятся дела против зама главы правительства ХМАО Владимира Карасева и главы департамента нефти и газа Вениамина Панова?
Юрий Золотов: Дела в производстве. Я бы не хотел комментировать дела, которые находятся в производстве.
Вопрос: Как прокуратура оценивает перспективы дела в отношении курганского промышленника Анатолия Чернова, которого обвиняют в хищениях с "Шумихинского машиностроительного завода"?
Юрий Золотов: По этому делу должен быть обвинительный приговор.
Вопрос: Говорилось, что бюджет Свердловской области принимался в недочетами. Ваше мнение на этот счет?
Юрий Золотов: Я понятия не имею, что за бюджет в Свердловской области, он меня не тревожит. Прямо вам скажу, я не специалист в бюджетном процессе. Если депутаты не согласны с чем-то – вперед и с песней. Вот один тюменец посчитал, что назначение губернаторов незаконно, и дошел до Конституционного суда. Если кто-то располагает данными, что при формировании бюджета были допущены нарушения – пожалуйста.
Я три созыва был депутатом областного уровня. Помню, мне нужно было пробить ремонт крыши в одной из школ, я добивался, чтобы эта строчка вошла в бюджет. Нужно бороться.