Зубодробительной конкуренции на рынке телекоммуникаций пока нет
Один из крупнейших российских холдингов - Альфа-групп продолжает интенсивно развивать свой бизнес в регионах. Накануне было объявлено о приходе на уральский рынок компании Голден Телеком, входящей в группу. Этот крупнейший негосударственный оператор телекоммуникационных услуг де-факто под другими брэндами уже присутствует на уральском рынке. Между тем, официально объявленный приход Голден Телекома означает не просто "смену вывески", но укрупнение бизнеса и попытку вывести его на новый уровень развития в регионе. Впрочем, руководство компании считает, что местным конкурентам пока не стоит слишком переживать – до зубодробительной конкуренции на уральском рынке телекоммуникаций еще далеко.
Об этом на пресс-конференции сообщили журналистам вице-президент Голден Телеком /ГТ/, руководитель подразделения по развитию международного и регионального бизнеса Андрей Патока и генеральный директор "УралРелком", гендиректор екатеринбургского филиала ООО "СЦС Совинтел" Анатолий Лебедев.
Андрей Патока: ГТ работает на телекоммуникационном рынке давно: одно из предприятий ГТ - Комбелга существует с 91 года. Сегодня ГТ включает в себя более 20 операторов связи в различных регионах от Калининграда до Владивостока. Компания развивается хорошими темпами, мы каждый год увеличиваем доходы, в этом году рассчитываем получить доходы более 530 млн долларов. Сюда входят и компании, работающие на территории стран СНГ. Они есть на Украине, в Казахстане и Узбекистане, но Россия является основным направлением. Самым важным событием этого года стало развитие региональных компаний и нам отрадно, что Екатеринбург не является исключением и компании, входящие в ГТ показывают стабильный рост. Достаточно сказать, что в этом году компания ТелеРосс-Екатеринбург увеличила доходы почти в два раза, очень хорошие темпы роста и у другой екатеринбургской компании - УралРелком. В столице Среднего Урала у нас три предприятия - УралРелком /на 100% принадлежит ГТ/, Коминком /на 100% принадлежит ГТ/ и ТелеРосс-Екатеринбург /50 на 50 принадлежит ГТ и Уралсвязьинформ, работает под брэндом Совинтел/. Каждое из них занимает свою нишу рынка, имеет свою группу пользователей, плюсом является то, что мы не пересекаемся в рамках этих предприятий и это дает хорошие предпосылки для консолидации бизнеса. 2004 год стал переломным периодом, когда мы стали объединять деятельность всех трех предприятий под крышей одного брэнда – ГТ.
Это означает некоторые организационные изменения. Мы предпринимаем действия по созданию единого органа управления нашим бизнесом на территории Свердловской области. В глобальном смысле нашей целью является то, чтобы услуги связи максимального спектра и самого высокого качества под маркой ГТ были доступны на всей территории России. Для этого мы проводим довольно последовательную инвестиционную политику, поскольку понимаем, что для того, чтобы зарабатывать, нужно вкладывать. За весь период времени в компании, расположенные на территории Екатеринбурга было вложено порядка $21 млн, в бюджете на будущий год рассматривается цифра 1,3-2 млн долларов. Это, конечно, не предел, все будет зависеть от конкретных инвестиционных проектов, общего состояния экономики, инвестиционного климата и многих других факторов. И мы надеемся, что новая объединенная команда не только выполнит поставленные задачи, но и представит программу дальнейшего развития компании ГТ на территории Среднего Урала.
Набор услуг, который представляет ГТ на Урале – весь спектр голосовой связи для корпоративных пользователей, несколько видов доступа в Интернет, услуги, связанные с разработкой сайтов, хостинга, контента, все что принято называть универсальным поставщиком услуг связи.
Вопрос: Поясните, как будет происходить объединение трех компаний, как они будут сосуществовать в рамках ГТ?
Андрей Патока: Появится один филиал, в который войдут все три компании. У нас много предприятий, достаточно сложная юридическая структура, но я попытаюсь объяснить. Основной операционной компанией ГТ является Совинтел. Это юридическое лицо, которое предоставляет услуги связи в большинстве городов, где работает ГТ. Компания Уралрелком, которая сегодня является 100% дочкой ГТ, будет присоединена к компании Совинтел. На этой базе будет создан филиал компании Совинтел, куда позже вольется филиал Коминком, после юридического присоединения Коминком к Совинтел на федеральном уровне.
Вопрос: В какой срок произойдет это объединение?
Андрей Патока: Я бы не хотел называть точную дату, но мы планируем, что присоединение произойдет не позже начала следующего года.
Вопрос: Что произойдет с местными компаниями, вошедшими в ГТ, как они относятся к потере самостоятельности?
Анатолий Лебедев: На первом этапе главное – это сохранить всех специалистов, придать им импульс для того, чтобы их знания и опыт помогали всем участникам союза в развитии. Также мы хотим сохранить все наработки. Никаких революций здесь нет, сейчас просто идет новый этап развития. Я хочу сказать, что это происходит естественным образом, потому что рынок развивается, требует большей эффективности, большей специализации. ГТ - это большая компания с высокой динамикой с перспективными планами развития. У нас было несколько вариантов развития компании. Для того, чтобы работать более эффективно, получать инвестиции и развиваться, мы избрали путь слияния с ГТ. Это непростой путь, ведь происходит слияние трех компаний с разными приоритетами. К счастью, они не являются конкурентами между собой, предоставляют разные услуги. Каждая призвана развивать свой сегмент рынка, своих клиентов. Вопрос потери самостоятельности и слияния непростой, но я всегда привожу пример из фигурного катания, когда спортсмен переходит от доброго тренера к более жесткому, но профессиональному, чтобы стать лучше. Я надеюсь, что люди не потеряются, а их в УралРелкоме работало более 100 человек, и наш коллектив будет хорошим вливанием в большую компанию, что обеспечит повышение эффективности бизнеса для всех сторон.
Андрей Патока: Будем надеяться, что мы окажемся не только профессиональным, но и добрым тренером. Мне кажется, что вливание УралРелкома в Голден Телеком является показателем зрелости. В жизни любого бизнеса наступает такой этап развития, когда возникает вопрос, а как жить дальше, куда развиваться, в каком направлении. Переход на новый уровень требует финансовых ресурсов, но это даже не самое главное. Он требует доступа к технологиям, опыта, союзников, с которыми укрупненный бизнес будет работать. Поэтому ничего плохого в слиянии нет. Консолидация демонстрирует то, что отрасль здоровая, что ей есть куда развиваться. Взаимодействие даже напрашивается, компании дополняют друг друга.
Вопрос: С чем связанно тотальное доведение контрольного пакета в уральских предприятиях до 100%, ведь и 51% и 60% и 70%, как правило, дают достаточный контроль над предприятием?
Андрей Патока: На самом деле это не является политикой компании ГТ и происходит это не повсеместно. За последнее время ГТ приобрел в России 5 телекоммуникационных компаний, и далеко не во всех из них мы имеем 100% пакет - Самарателеком, Вестбалттелеком и т.д. Что важно для нас – это чтобы над компанией был реальный контроль, что необходимо для проведения активной инвестиционной политики. Согласитесь, если вы не обладаете достаточным контролем над предприятием, инвестировать в бизнес менее удобно нежели, когда вы уверенно контролируете его. Вопрос 60-70 или 100 процентов зависит от каждого конкретного случая. Но для нас принципиально важно иметь такой контрольный пакет, для того чтобы мы могли развивать успех компании, спокойно вкладывать в нее средства.
Вопрос: В связи с этим не могли бы рассказать подробнее о продвижении марки ГТ в УрФО?
Андрей Патока: Как я уже сказал история нашей компании здесь насчитывает много лет. Мы начинали здесь работать как ТелеРосс, предоставляющей услуги связи под торговой маркой Совинтел, затем мы докупили другие предприятия. Сейчас по всей стране мы ведем работу по переводу региональных компаний под брэнд ГТ. Не всегда, наверное, имеет смысл в ускоренном темпе менять торговую марку. Например, компания "УралРелком" знакома жителям Екатеринбурга более 10 лет, и мы знаем, как хорошо продаются некоторые продукты УралРелкома. И мы знаем, что сегодня более 50% интернет-пользователей города пользуются услугами Уралрелком, и было бы неразумно, не раздумывая, отказаться от такой хорошо известной марки. Тем не менее, в перспективе мы имеем цель сделать так, чтобы все наши предприятия работали под маркой ГТ, но это произойдет, когда марка ГТ станет на Урале более узнаваемой. Программа ре-брэндинга очень кропотливая и поэтапная работа.
Вопрос: Вы говорите, что предоставляете полный спектр информационных услуг, но на самом деле для полного спектра не хватает сотовой связи. Нет ли у вас таких планов?
Андрей Патока: Было бы здорово, конечно. Но на самом деле в нашей стране не так много информационных компаний, которые предоставляют еще и услуги сотовой связи. Я думаю, что Уралсвязьинформ в этом смысле только счастливое исключение. Не могу сказать, что мы совсем никак не связаны с этим бизнесом. Если посмотреть на наших учредителей, то по крайней мере два наших акционера – это группа Альфа и компания Теленор являются крупнейшими акционерами компании "Вымпелком" /торговая марка Би Лайн/. То есть определенные связи у ГТ, как универсального оператора рынка фиксированной связи, с сотовым бизнесом, конечно, имеются. Нет, у нас нет сейчас немедленных планов по созданию собственной компании сотовой связи, но мы не считаем, что это какой-то недостаток. Известна, конечно, теория о том, что в перспективе сотовая связь вытеснит все другие виды связи, но мне все-таки кажется, что с точки зрения надежности и качества, объема и скорости передаваемой информации у фиксированной связи еще большие перспективы. Посмотрите, сейчас повсеместно развиваются услуги широкополосной связи, позволяющей при хорошем качестве и невысокой цене получить доступ к максимальному количеству услуг связи, и спрос на это не падает.
Вопрос: Цены на ваши услуги во многом определяет Ростелеком, у которого вы арендуете оптоволоконные линии. Нет ли у вас планов дотянуть такую линию до Урала, как вы уже делаете в Нижнем Новгороде?
Андрей Патока: Действительно мы заканчиваем строительство линии Москва-Нижний Новогород, это очень крупный инвестиционный проект, прошедший тщательное технико-экономическое обоснование. Что касается строительства линии до Екатеринбурга, то здесь все будет зависеть от того, как будет развиваться наш бизнес на территории региона, не только в Екатеринбурге, но и в целом в восточной части страны. Пока такого проекта нет в наших ближайших планах, но и полностью исключать такой вариант в перспективе я не могу.
Вопрос: Как складываются отношения крупнейшей частной телекоммуникационной компании страны с крупнейшим участником уральского рынка – Уралсвязьинформом. С одной стороны, вы являетесь партнерами по компании ТелеРосс-Екатеринбург, с другой, – прямыми конкурентами?
Андрей Патока: Мы практически везде в стране в той или иной форме сотрудничаем с компаниями, входящими в холдинг Связьинвест. И нет, пожалуй, ни одного оператора связи, который не вступал бы в этот контакт. Уралсвязьинформ – достаточно динамичная и, я бы сказал, передовая компания. Мы действительно одновременно являемся и партнерами, и конкурентами. Но, на самом деле, мне кажется, говорить о какой-то серьезной зубодробительной конкуренции не приходится, потому что рынок Екатеринбурга очень динамично развивается. И наша задача, не только нас и Уралсвязьинформа, но и всех других операторов, работающих на этом рынке, не столько отнимать его друг у друга, сколько развивать этот рынок за счет предоставления новых услуг, повышения их качества, уменьшения их стоимости, для того, чтобы увеличивать объем потенциальных пользователей. Потому что тогда часть этого рынка для каждого из участников будет постоянно возрастать. Мы стараемся со всеми партнерами и конкурентами сохранять цивилизованные отношения, потому что на этом рынке партнерство бывает очень важным элементом бизнеса.
Вопрос: Вы покупаете и продолжаете покупать компании в регионах. Не возникают ли у вас проблемы с антимонопольной службой и если нет, то как далек тот порог, когда они могут возникнуть?
Андрей Патока: Он еще очень далеко. Долю нашего бизнеса в масштабах России очень трудно оценить, потому что в разных регионах она разная, где-то 5%, где-то больше 20%. И по каким критериям считать? По количеству клиентов? По объему выручки и или еще по какой-нибудь методике? Поэтому какую бы цифру я ни назвал, в ней будет очень большая доля погрешности.
Вопрос: Каковы планы развития ГТ на территории УрФО на ближайшие годы?
Андрей Патока: В УрФО, помимо екатеринбургских компаний, есть еще ГТ-Тюмень, куда входят два предприятия. Мы работаем не только с городским населением, но и обслуживаем ряд предприятий нефтегазодобывающей отрасли. У нас очень хорошие взаимоотношения с целым рядом операторов в Новом Уренгое, в Сургуте, мы взаимодействуем с крупнейшими нефтедобывающими компаниями по строительству корпоративных сетей. Нас, естественно, интересуют и другие города УрФО и сегодня мы имеет более 200 точек присутствия в различных регионах страны. Для нас важным является развитие сетевых узлов в Челябинской области, других городах, с этим связаны наши планы на следующий год.