В контртеррористической операции в Беслане были просчеты, - Торшин
В проведении контртеррористической операции в Беслане был выявлен целый ряд "просчетов и недостатков", об этом заявил председатель федеральной парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств свершения теракта в Беслане (Северная Осетия) 1-3 сентября 2004 года, зампредседателя Совета Федерации Александр Торшин.
Были предупреждающие телеграммы главы МВД РФ Рашида Нургалиева и первого его заместителя Александра Чекалина от 21 и 31 августа 2004 года, в них содержались указания МВД Северной Осетии усилить охрану всех образовательных учреждений в День знаний. "Эти указания могли предотвратить теракт или воспрепятствовать его осуществлению, однако выполнены они не были", - отметил сенатор.
Кроме того, по его словам, количество заложников стало известно уже во второй половине 1 сентября (в Беслане было захвачено 1 тысяча 128 человек), однако должностные лица в течение суток сообщали прессе о якобы захваченных 354 заложниках. Координация между правоохранительными органами была слабой, оцеплению не удалось сдержать жителей Беслана, прорвавшихся в здание спасать детей. "Список просчетов и недостатков можно продолжить", - добавил Торшин.
Руководство МВД Северной Осетии не приняло меры, которые бы предотвратили беспрепятственное проникновение группы террористов на территорию школы №1 города Беслана и захват заложников, заявил Александр Торшин. "Комиссия считает, что вероятность захвата заложников у школы №1 существенно снизилась бы, если бы республиканское МВД привлекло к охране порядка в этот день подразделения внутренних войск и спецподразделения милиции", - сказал он.
Торшин сообщил, что у школы должен был находится экипаж ДПС Управления ГИБДД Северной Осетии. "Однако, по указанию неустановленного должностного лица республиканского МВД, экипаж был направлен на федеральную дорогу "Кавказ" для сопровождения проезжающего кортежа с президентом республики", - сказал сенатор.
В результате "халатности" 1 сентября у здания школы №1 потерпевшие видели только одного сотрудника милиции - Сусанну Дудиеву, которая сама попала в заложники, отметил Торшин.
"Комиссия считает, что правоохранительные органы Ингушетии и Северной Осетии халатно отнеслись к исполнению указаний руководства МВД России по проведению контртеррористических мероприятий", - заявил глава комиссии.
Этим, по его словам, комплекс причин, способствовавших совершению теракта, не исчерпывается. "Но именно беспечность представителей республиканских правоохранительных структур максимально способствовала тому, чтобы боевики беспрепятственно выдвинулись к месту совершения теракта и захватили заложников в школе", - заявил Торшин.
Он добавил, что вопрос о роли федеральных органов власти будет освещен комиссией в итоговом докладе с учетом результатов ситуационной экспертизы.
Банда, захватившая заложников в Беслане, была сформирована на территории Ингушетии в Малгобекском районе, сообщил Александр Торшин. "Управление ФСБ по Ингушетии, республиканское МВД и их структурные подразделения фактически не осуществляли профилактические, организационные, режимные и иные меры по своевременному выявлению и пресечению преступной деятельности банд и террористических групп", - сказал он.
Между тем, по его словам, боевики "не маскировались" и передвигались по ингушскому селу Пседах вполне свободно. "Все это привело к тому, что в Ингушетии на территории Малгобекского района была беспрепятственно сформирована банда, захватившая заложников в Беслане", - отметил Торшин.