Boeing и Airbus озабочены информацией о возможной национализации ВСМПО-АВИСМЫ
Последнее сообщение ФГУП "Рособоронэкспорт", из которого следует, что государство рассчитывает взять контроль над ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма", стало неожиданностью для крупнейших покупателей российского титана – американской Boeing и европейской Airbus.
Как сообщает RBC daily представители западных самолетостроительных компаний, в российском правительстве им не рассказывали о намерениях частично национализировать титановый холдинг. Между тем авиагиганты продолжают пристально следить за появляющимися в СМИ новостями о возможных изменениях в структуре собственности "ВСМПО-Ависма". Как удалось выяснить, Boeing и Airbus рассчитывали принять участие в создании СП с "ВСМПО-Ависмой" по следующему переделу титанового проката, а теперь будут ждать, пока определятся его собственники и условия их взаимоотношений с западными партнерами.
Чистая прибыль ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма" по US GAAP в 2004 г. составила 122,8 млн долл. По 30% акций компании принадлежит на паритетных началах председателю совета директоров Вячеславу Брешту и гендиректору Владиславу Тетюхину. 13,4% акций находится в руках институциональных инвесторов, представляемых компанией Renaissance Securities. Остальные акции свободно обращаются на рынке. Напомним, что на прошлой неделе "Рособоронэкспорт" выпустил заявление, в котором определил стратегию и задачи создания металлургического холдинга с госучастием. Среди основных его целей – установление контроля над предприятиями, выпускающими продукцию для авиастроения и космической промышленности. Компанией, над которой такой контроль еще не установлен, является "ВСМПО-Ависма" – крупнейший в мире и единственный в России производитель титанового проката.
Как сообщили в Boeing и Airbus, в случае смены ключевых акционеров обеим компаниям придется договариваться с "Рособоронэкспортом". Дело в том, что в условиях дефицита титана в мире западные производители не могут отказаться от продукции "ВСМПО-Ависма". Без российского титана их новые разработки А-350 и Boeing-787, а также текущее производство, где большая ставка делается на прокат из России, могут так и не выйти из фазы проектирования. Уже сейчас "ВСМПО-Ависма" диктует свои условия иностранным партнерам, а "Рособоронэкспорт" может выставить им неприемлемые условия, опасаются западные самолетостроители.
Между тем, как стало известно, менеджмент "ВСМПО-Ависмы" планирует организовать на своих производственных площадках линию по механической обработке титанового проката. С ее появлением Boeing, Airbus и российские самолетостроители получили бы возможность покупать детали из титана, прошедшие еще более глубокую стадию обработки. Председатель совета директоров "ВСМПО-Ависма" Вячеслав Брешт рассказал, что "это будет не одна линия, а целый комплекс", который обойдется компании примерно в 70-80 млн долл. Г-н Брешт заявил, что рассматривает возможность самостоятельной реализации этого проекта, а также создания СП с Boeing или Airbus.
В компании "Иркут" также ранее сообщали о планах создания аналогичного производства, но уже на своих производственных площадях, причем совместно с Boeing. Правда, участники рынка сомневаются в осуществимости такого проекта без "ВСМПО-Ависмы": прокат из титана больше никто в стране не производит, а титановому холдингу, по словам Вячеслава Брешта, целесообразнее реализовывать этот проект у себя. Амбиции "Иркута" становятся более логичными, если у титанового холдинга появятся другие акционеры, движимые не столько бизнес-целесообразностью, сколько идеей создания единого самолетостроительного комплекса в стране. В таком случае комплекс по мехобработке проката может быть установлен где угодно, в зависимости от принятого наверху решения. Региональный президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко сказал, что "у компании много различных планов, начиная от передачи технологий и заканчивая реализацией самых современных проектов", но комментировать планы создания СП не стал.
Впрочем, судя по вчерашнему заявлению представителей западных авиагигантов, в свете разговоров о планах "Рособоронэкспорта" (занять контролирующую позицию в титановом бизнесе) Boeing и Airbus могут поостеречься и оставить переговоры об СП на российской территории, дожидаясь определения условий взаимодействия с западными партнерами в случае смены собственников "ВСМПО-Ависмы". Вице-президент и генеральный директор по программам производства гражданских самолетов компании "Боинг – Гражданские самолеты" Майкл Кэйв вчера заявил, что происходящее с российским поставщиком титана является важным и существенным вопросом. "Мы знакомы с событиями с участием "Рособоронэкпорта", но на сегодняшний день официально мы не были информированы ни руководством ВСМПО, ни его владельцами, ни российским правительством о том, что структура собственности на ВСМПО может смениться, – говорит он. - Дискуссии вокруг прав на капитал ВСМПО идут уже более года. Безусловно, эти вопросы волнуют всех заказчиков, и не только Boeing". По его словам, ВСМПО имеет огромные заказы не только от Boeing и Airbus, но и от многих двигателестроительных компаний.
Как говорят представители американского производителя, до последнего времени совет директоров ВСМПО, менеджмент и российское правительство уверяли компанию Boeing в том, что и сам холдинг, и Россия будут относиться с полной ответственностью ко всем подписанным ранее обязательствам, вне зависимости от того, кто будет владеть предприятием. "У Boeing с ВСМПО многомиллиардный бизнес. Вопросы по структуре собственности и контрактов для нас являются важными. За 14 лет работы они никогда не срывали ранее заключенные контракты", – комментирует Сергей Кравченко. В российском представительстве Airbus ВСМПО также называют важным поставщиком. "На сегодняшний день этот российский производитель является поставщиком 50% титана, используемого при производстве самолетов, – заявил пресс-менеджер московского представительства Airbus Александр Бочаров. – Мы надеемся, что независимо от смены собственности все поставки титана будут производиться в соответствии с ранее заключенными соглашениями".