Каким быть российскому телевидению? Первые итоги экспертного исследования
Каким быть российскому телевидению? Дать ответ на этот опрос поможет проведенное "PRофи-групп" экспертное исследование "Российское телевидение: состояние, потребности, перспективы", проведенное под патронажем совета по культуре при председателе Совета Федерации РФ.
Как сообщили Накануне.RU в аналитической группе "PRофи-групп", особенностью этого масштабного исследования, научное сопровождение которого осуществляла кафедра политической психологии МГУ под руководством профессора Елены Шестопал, стало выявление качественных характеристик современного состояния не только важнейшего средства массовой информации, но и особого социального института, каким является телевидение. Очень интересно и порой неожиданно наложились массовые зрительские оценки той или иной программы или канала на оценки, данные собственному продукту теми, кто телевидение делает.
Одной из тенденций является значительный подъем уровня и популярности телевизионной документалистики. Это отметили и зрители, которые согласно опросам стали с бОльшим интересом относиться к документальному кино, и эксперты, высоко оценившие работу в этом жанре Первого канала, где документалистику курирует заместитель генерального директора Олег Вольнов. Недаром, по мнению коллег, Олег Вольнов обладает сегодня наибольшим профессиональным авторитетом в сообществе (мнение о первых руководителях в этом опросе не учитывалось). Интересно, что когда речь зашла о первых руководителях, то эксперты признали первенство с большим отрывом генерального директора канала СТС Александра Роднянского, что также находится в полном согласии с выводами социологов ВЦИОМ о росте популярности этого канала.
Но во многом мнения аудитории и тех, кто руководит телепроцессом, существенно разошлись. Например, большинство опрошенных экспертов крайне скептически относится к качеству юмористических программ, которые собирают в выходные дни большие аудитории.
Вообще, настоящим открытием исследования стало то, что большинство экспертов (а это, повторим, руководители телеканалов и телекомпаний) оценивает состояние современного телевидения порой гораздо критичнее, чем его самые завзятые газетные критики. "Кривое зеркало телевидения" - это еще далеко не самое жесткое определение, которое можно было услышать от собеседников "PRофи-групп".
Такая самокритика дает надежду на то, что ситуация будет исправляться, что телевидение избавится, наконец, от чрезвычайной коммерциализации, и как следствие –пожелтения эфира. Но для этого оно, по мнению экспертов, должно стать настоящим бизнесом – финансово устойчивым, социально ответственным и конкурентным. Только на таком телевидении будут действенными морально-нравственные регуляторы эфира, замененные сегодня погоней за рейтингом. Только такое телевидение будет способно предлагать зрителю целостные подходы к осмыслению действительности.
В ближайшее время обработка результатов исследования будет завершена и в виде обобщающего доклада представлена общественности. В докладе будет содержаться много поистине уникальных данных. Ведь, по словам самих экспертов, подобные опросы большая редкость, соответственно то, что на самом деле думают о телевидении делающие его профессионалы, пока не становилось предметом пристального внимания и обобщения.
Доклад будет передан всем участникам экспертного опроса, а также обсужден на заседании совета по вопросам культуры при Председателе Совета Федерации. Следует отметить, что руководитель верхней палаты парламента Сергей Миронов не раз выражал озабоченность состоянием отечественного телевещания. И если под эгидой совета по культуре удастся с обязательным участием профессионалов создать площадку для широкой общественной дискуссии о путях развития российского телевидения, позитивные результаты рано или поздно последуют.