ОНЭКСИМ и "Русал" договорились обменять долги на акции
Первый из кредиторов "Русала" последовал рекомендации первого вице-премьера Игоря Шувалова и договорился с компанией об обмене долга на акции. Совладелец компании - группа ОНЭКСИМ согласилась конвертировать $2 млрд в 5,3% дополнительных акций "Русала" и не предъявлять к исполнению put-опцион на продажу 14% акций за $7,2 млрд. Исходя из сделки "Русал" оценен в $36 млрд. Стороны объявили о соглашении сразу после того, как правительство само отказалось от обмена долга "Русала" на акции, что сделало невозможной предлагавшуюся группой ОНЭКСИМ схему получения совместно с государством контроля над алюминиевой компанией.
Стороны договорились, что из общего долга "Русала" в $2,8 млрд $2 млрд будут конвертированы в дополнительные акции компании. В результате доля группы в "Русале" вырастет до 18,5%. Доля Олега Дерипаски в итоге составит 53,8%, группы "Ренова" - 18%, Glencore - 9,7%. Еще $800 млн долга будут "реструктурированы". Источник, знакомый с условиями соглашения, уточняет, что половина долга должна быть выплачена "в ближайшее время", остальное - в зависимости от котировок алюминия на LME.
Кроме того, группа ОНЭКСИМ согласилась не реализовывать put-опцион, обязывающий "Русал" выкупить у нее 14% своих акций за $7,2 млрд "на период действия соглашения с международными банками-кредиторами о переносе сроков погашения долга (standstill agreement)", то есть в ближайшие два-три месяца. Группа пообещала "содействовать "Русалу" в дальнейшей реструктуризации долгов" компании. Международный долг "Русала" составляет $7,4 млрд. Еще $6,6 млрд компания должна российским банкам, из них $5,8 млрд - госбанкам.
На первый взгляд, условия реструктуризации выглядят не слишком выгодными для группы ОНЭКСИМ. Однако источники, близкие к группе, говорят, что ее владелец Михаил Прохоров удовлетворен сделкой. Во-первых, предприниматель пытался договориться с Олегом Дерипаской о реструктуризации долга с прошлой осени, но обсуждение регулярно заходило в тупик. Несмотря на то что группа ОНЭКСИМ фактически уже полгода находилась с "Русалом" в состоянии того же standstill, она не получала тех же гарантий, что и международные кредиторы.
Во-вторых, несмотря на серьезность угрозы реализации put-опциона, реально она была связана с целым рядом юридических сложностей. И, наконец, на прошлой неделе государство поставило крест на схеме, которая была для Михаила Прохорова основным вариантом действий в случае полной невозможности договориться с Олегом Дерипаской. Речь идет об объединении позиции с государством, конвертации общего долга в акции, реализации put-опциона и получения в результате совместного контроля над "Русалом". Однако в среду вечером в интервью агентству Bloomberg первый вице-премьер Игорь Шувалов четко заявил, что государство не планирует обменивать долг "Русала" на его акции. "Мы дали сигналы, что все долги корпораций должны быть оплачены, и никакой помощи от нас", - подтвердил Игорь Шувалов позицию правительства "Интерфаксу". В то же время чиновник недвусмысленно предложил конвертацию долга в акции прочим кредиторам "Русала". Прохоров последовал совету правительства, хотя источники, знакомые с ходом подготовки соглашения, уверяют, что оно составлено до выступления первого вице-премьера и напрямую с ним не связано.
Источник, знакомый с условиями соглашения, уточняет, что на самом деле группе ОНЭКСИМ удалось добиться ряда привлекательных для себя условий. В частности, стороны договорились о новом put-опционе - по дополнительным акциям. По денежным параметрам он хуже предыдущего. Дело в том, что по прежнему опциону "Русал" оценивался более чем в $51 мрлд, а по новому - так же, как и при конвертации долга в акции, то есть на уровне $36 млрд. Таким образом, общая сумма, которую группа ОНЭКСИМ может получить от "Русала", не увеличилась, составив около $10 млрд.
Аналитик ИБ "ВТБ-Капитал" Александр Пухаев удивлен столь щедрой оценке "Русала" в текущей ситуации. Он полагает, что весь договор между ОНЭКСИМом и "Русалом" заключен при допущении, что кризис уже завершен, спрос восстановился, цены вернулись на докризисные уровни, пишет газета "Коммерсант".