Саммит G20: кризисный перелом или латание брешей?
Объём финансовой поддержки восстановления мировой экономики, зафиксированный в итоговом документе прошедшего накануне саммита "большой двадцатки" составляет 1,1 трлн долларов. Распределение данных средств, проходящее в основном по линии МВФ и Мирового банка, требует от самих международных финансовых институтов изменения порядка принятия решений. Об этом заявил президент РФ Дмитрий Медведев в Лондоне на саммите, сообщили Накануне.RU в пресс-службе Кремля. Относительно вклада России он сказал, что помощь будет предоставляться в тех размерах, которые ещё подлежат окончательному согласованию, "но значительная часть этой помощи пойдёт по линии так называемого антикризисного фонда стран ЕврАзЭС" (общий объём этого фонда определён в 10 млрд долларов), а также по линии наших двусторонних соглашений с государствами, с которыми мы состоим в таких контактах". То есть, с государствами, которые имеют кредитные линии от Российской Федерации и которые сегодня нуждаются в поддержке ввиду довольно сложного положения в их экономиках – это, как правило, соседние государства, пояснил он. "Мы исходим из того, что такого рода помощь будет засчитываться в общий объём той поддержки, которая оказывается по линии всего международного сообщества", – заявил Медведев.
Он также обратил внимание на то, что участникам "двадцатки" удаётся согласовывать позиции и действовать достаточно быстро, что позволяет надеяться на эффективную реализацию многих из достигнутых в Лондоне договорённостей.
Глава государства отметил, что если первый саммит "двадцатки" в Вашингтоне был в известной мере ознакомительный, хотя и явился прямой реакцией мирового сообщества на глобальный финансовый кризис, то нынешняя декларация "содержит вполне конкретный набор тем и вполне конкретный набор решений, касающихся преодоления глобального финансового и экономического кризиса".
Отвечая на пресс-конференции на вопрос о "наднациональной валюте", он сказал, что эта тема "действительно не самая простая, и уж точно никто не рассчитывал, что сегодня мы будем принимать решения по ней". Задача сейчас заключается в том, чтобы национальные валюты чувствовали себя нормально, подчеркнул он.
"Я хотел бы отметить, что даже в параграф 12-й коммюнике внесена соответствующая позиция: о том, что мы предпримем все усилия для того, чтобы проводить сбалансированную монетарную политику, финансово-кредитную политику. Что предполагает и подразумевает, потому что это было сделано с подачи российской делегации, что мы вернёмся к этому вопросу, обсуждая его как на уровне Международного валютного фонда, так и в рамках "большой двадцатки", – заявил президент.
Медведев затруднился ответить, можно ли прошедший саммит назвать "началом конца кризиса"."Вы знаете, мне бы хотелось сказать, что это перелом, но, как ответственный человек, я так говорить не буду. Потому что – мы об этом говорили неоднократно, и я ещё раз вынужден об этом сказать – закономерностей развития этого кризиса пока не знает никто. Я не возьмусь, конечно, сегодня сказать, что после сегодняшних решений ситуация радикально поменяется. Сегодня во многом мы залатываем бреши, которые возникли в финансово-кредитной системе и в мировой экономике в целом ещё три, четыре, пять лет назад. Но не надо было, собственно, экономики перегревать до такой степени, что, в конечном счёте, это привело в известной степени просто к остановке финансовой жизни и, самое печальное, к утрате доверия и к падению уровня жизни миллионов и миллионов людей", – отметил он.
И ещё одна вещь, которую сегодня отмечали все участники: двадцать – двадцать пять лет назад невозможно было себе представить ситуацию, когда столь разные государства, со столь разными экономиками, разными ментальностями, историческими традициями, сели бы за один стол и смогли договориться в такой тяжёлой ситуации о том, как действовать. "Сегодня вспоминали уроки Великой депрессии – ведь всё началось в двадцатые годы, а договорённости возникли в конце Второй мировой войны. Для того чтобы осознать, что депрессия влияет на все мировые экономики, да и тем более, как вы знаете, ряд государств не участвовали в этих обсуждениях, потребовалось 15 лет и одна война, очень серьёзная. Та скорость, с которой мы действуем, как минимум наводит меня на мысль о том, что многие из решений, которые мы принимаем, будут достаточно эффективными", – заявил он.
Как отмечает газета "Ведомости", рынки росли вчера весь день на фоне проходившего в Лондоне саммита "двадцатки", который должен был выработать глобальную стратегию по выходу мировой экономики из кризиса. Индексы ведущих фондовых площадок выросли за день на 4-6%. Цены спотовых поставок нефти на нью-йоркской и лондонской биржах выросли на $3,8-4,2. Но чуда не произошло.
Главным бенефициаром саммита оказался МВФ, капитал которого вырастет на $500 млрд до $750 млрд. Деньги пойдут на поддержку бедных стран и наиболее пострадавших от кризиса экономик. Еще $250 млрд будет направлено на содействие мировой торговле. Правда, кто распорядится этими деньгами, равно как и получит их, пока не ясно. Всего на борьбу с кризисом страны "двадцатки", в которую входят крупнейшие по ВВП экономики мира, договорились потратить $1 трлн — вдвое меньше, чем ожидалось.
Лидеры G20 также решили продать крупную партию золота из запасов МВФ. Как заявил по итогам саммита премьер Великобритании Гордон Браун, $50 млрд, вырученных от продажи золота, пойдут на помощь наиболее бедным странам мира. Сотрудничество стран по преодолению кризиса вместе с МВФ будет координировать новый Совет финансовой стабильности.
Участники саммита решили не ужесточать банковское регулирование, пока экономика не выйдет из кризиса. Но они объявили войну бонусам в банковской системе, которые будут жестко контролироваться.
Ужесточение контроля ждет офшоры ("двадцатка" также решила ограничить банковскую тайну и усилить регулирование рейтинговых агентств и хедж-фондов). Великобритания предлагала создать черный список офшоров, обозначив сумму ущерба, причиненного каждым из них, но инициатива не была одобрена. Критерии включения в черный список должны быть разработаны до следующей встречи министров финансов и председателей центробанков G20. Но президент Николя Саркози заявил, что ОЭСР представит список офшоров уже "в течение нескольких часов".
Конкретные меры по реформе архитектуры финансовой системы и международных институтов, по созданию наднационального надзорного органа и по выводу мировой экономики из кризиса, по снижению протекционизма из коммюнике вычеркнуты, отмечает газета. В итоговом документе — лишь декларации главных принципов строительства мировой финансовой системы и констатация необходимости ее эффективного регулирования со стороны властей, отмечает издание.
Тем не менее, многие из российских предложений по реформированию мировой финансовой системы учтены, заявил помощник российского президента Аркадий Дворкович. Это касалось, по его словам, реформирования мировых финансовых институтов, стандартов регулирования, внутренней макроэкономической политики. Но такие инициативы были у всех стран "двадцатки".
Вклад России в поддержку пострадавших от кризиса оказался весьма скромным: страна пообещала выделить $100 млн в ближайшие три года. Даже Бразилия готова предоставить $200 млрд. Саммит "двадцатки" не оказал серьезной помощи мировой экономике по выходу из кризиса, говорит Евгений Гавриленков из "Тройки диалог": у стран слишком разные интересы, позиции и экономические модели, что мешает им вынести консолидированное решение.
Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу считает, что итоги саммита G20 очень важны, однако скорого чуда ожидать не приходится. Об этом передает Reuters.
"Мы не можем ожидать чудес уже завтра, однако... мы приняли правильные решения относительно мер по поощрению мировой экономики", - сказал Баррозу.
"Я горд также сообщить, что Европа внесла значительный вклад в решения саммита", - добавил глава Еврокомиссии. Он подчеркнул, что все участники встречи приняли европейские предложения по более жесткому регулированию и проверке рейтинговых агентств на конфликт интересов.
Британский премьер Гордон Браун подчеркнул, что страны "большой двадцатки" уже реализуют крупнейший в истории план стимулирования мировой экономики. Он отметил, что общий объем выделяемых средств к 2010 году должен составить около 5 трлн долларов, пишет УНИАН со ссылкой на РБК.