МАК: Причина катастрофы под Ярославлем - ошибка экипажа
Вероятный виновник катастрофы под Ярославлем - все же "человеческий фактор". Как передает корреспондент Накануне.RU, техкомиссия МАК обнародовала результаты работы комиссии по расследованию ЧП с Як-42.
Техкомиссией МАК установлено, самолет был исправен, отказа систем не было, пожара, взрыва до столкновения с землей не было, длина и ширина взлетно-посадочной полосы позволяла совершить взлет, в плане на прилет на этот момент самолетов не стояло. Самолет был заправлен достаточным количеством топлива, к топливу претензий не найдено. Колеса и тормозная система находились в рабочем состоянии, стояночный тормоз в момент взлета находился в положении "выключено", рассказал на пресс-конференции председатель техкомиссии МАК Алексей Морозов.
Морозов отметил, что проверка авиакомпании показала грубейшие нарушения в обеспечении полетной безопасности, штат не был укомплектован достаточным количеством квалифицированного персонала. Конкретно, переучивание командира и второго пилота проводилось с нарушениями и на другом типе самолета Як-40, с другими педалями. Обучение проводилось с большими перерывами, контроль усвоения новых навыков практически не проводился.
Морозов также сообщил, что в организме пилота обнаружен фенобарбитал, препарат затормаживающий реакции. Кроме того, неврологи сообщили, что второй пилот обращался к медикам в связи со снижением скорости рефлексов на ногах и руках.
Экипаж не проводил рассчет взлетных данных, отметил Морозов.
Из переговоров пилотов, записавшихся на бортовой самописец следует, что перед рулежкой экипаж проверил тормозную систему, замечаний и отклонений не выявлено. КВС принял решение о взлете от рулежной дорожки. "Это решение нельзя назвать правильным, поскольку взлет от рулежки сокращает на 350 метров пространство для разбега", - прокомментировал Морозов.
По его словам, внезапно возникшая тормозящая сила может быть связана с ошибочным обжатием тормозных педалей одним из пилотов. "Ошибочное обжатие мог произвести как КВС, так и второй пилот, который летал на Як-40 и только осваивал Як-42. Мог иметь место негативный перенос навыков", - отметил глава техкомиссии МАК.
"Ноги пилотов находились на тормозных площадках педалей, что может быть вызвано негативным переносом навыков пилотов, привыкших летать на Як-40. Незначительное обжатие педалей могло остаться незамеченным для экипажа", - отметил летчик Василий Севастянов, проводивший летный эксперимент.
Морозов подытожил, что причиной трагедии стала ошибка экипажа.
Установление вины - не компетенция техкомиссии МАК, этим должно заниматься следствие, особо отметила председатель МАК Татьяна Анодина.
Напомним, 7 сентября самолет Як-42Д с бортовым номером RA-42434, находящийся в эксплуатации "Як Сервис", вылетел из Ярославля в Минск.
На борту находилась хоккейная команда "Локомотив", отправившаяся на игру с минским "Динамо".
Вскоре после взлёта из ярославского аэропорта "Туношна" в 16.05 мск времени самолёт упал на берег реки Токша и разрушился.
Самолёт выполнял взлёт с магнитным курсом 233 градуса в простых метеоусловиях.
По предварительным данным, причиной падения стало столкновение с антенной ближнего приводного радиомаяка из-за того, что самолёт не смог набрать достаточную высоту по причине неисправности.
По другим данным, самолёт сначала накренился на левую сторону и рухнул при взлёте.
Также предполагается, что самолёт мог задеть верхушки деревьев. Однако главная причина - почему самолет не смог набрать нужную высоту, - пока не понятна.
В крушении выжил один человек.