Специалисты назвали причины образования провала в Березниках
В Уральском научно-исследовательском и проектном институте галургии провели анализ причин расширения канала, соединяющего провал в Березниках с калийно-магниевыми слоями. Это произошло 12 сентября текущего года.
В расширенный канал, находящийся в контуре провала №3, ушла песчано-гравийная смесь (ПГС) и незначительная часть северного борта. Глубина сформировавшейся воронки на сегодняшний день – 102 м. Обрушение вызваны теми же процессами, что и при образовании провалов на железнодорожных путях и в районе АБК БШСУ. Таким образом, речь не идет о появлении нового провала, а лишь об изменении объемов существующей воронки, сообщили Накануне.RU в ОАО "Галургия".
Напомним, причиной образования провалов является процесс разложения пластов карналлита. В затопленном руднике находится рассол, насыщенный солями натрия и калия, но ненасыщенный солями магния. Поэтому обнаженный и обрушенный карналлит подвергается разложению с образование пустот.
"Имеющийся опыт по засыпке провала №2 на железнодорожных путях показал, что спустя 5-6 месяцев после образования воронки, увеличение ее размеров замедляется. В этой ситуации создаются условия для организации безопасных работ по засыпке, - говорит генеральный директор компании Дмитрий Шкуратский.
Он добавил, что мониторинговая система, включающая инструментальные наблюдения за деформацией земной поверхности и бортами провалов, геофизический, гидрогеологический, газогеохимический мониторинги не по одному из видов наблюдений не показали отклонений, которые являлись бы предвестниками изменения объемов воронки.
"На сегодняшний день мы достаточно точно можем выделять и оконтуривать потенциально-опасные зоны, и, соответственно, место возникновения самого провала, однако, сам механизм развития провалов над затопленными выработками калийного рудника требует дополнительного изучения, - отметил Шкуратский. - Безусловно, события 12 сентября послужат серьезным уроком. Любые будущие решения о возможной засыпке воронок будут приниматься и проектироваться с учетом повышенных требований техники безопасности".