"Чтобы наконец-то уйти от сырьевой модели развития экономики, Россия должна построить Евразийскую дорогу"
России необходимо построить транспортный узел, соединяющий Азию с Европой, чтобы зарабатывать на транзите, заявил бывший заместитель министра экономики РФ Иван Стариков на Московском экономическом форуме в среду, передает корреспондент Накануне.RU.
"Мы видим, что дальнейшее формирование и закрепление архаичной бесперспективной сырьевой модели привело к ее полному исчерпанию. В 2007 году экономика, при средней цене $67 за баррель, выросла почти на 8%. В прошлом году, при цене $109 за баррель, выросла чуть более на 3%, а в первые 2 месяца 2013 года, при средней цене $113 за баррель, -0,3% ВВП. Это значит, что надеяться дальше российской экономике на углеводородное сырье не приходится", - рассказал Стариков.
"Вы понимаете, что классики были правы. Вместе с экономической моделью исчерпалась и политическая. Помните, как в 2007 году платили взятки для того, чтобы выдвинуться от "Единой России"? Сейчас кто хочет губернатором стать, тщательно это скрывает", - отметил Стариков.
Он отметил, что преимущество России в том, что она уникально расположилась между Азией и Европой.
"Сегодня в Азии сформировалась мировая фабрика, а в Европе 800 млн материально обеспеченных потребителей. В прошлом году по маршруту Восточная Азия — Европа прошло порядка 40 млн контейнеров, из них 50 тыс. через Россию, а остальное морем, минуя Россию", - подчеркнул Иван Стариков.
"Сектор морских перевозок за эти 30-40 лет перетерпел кардинальные изменения. Средняя вместимость судна 40 лет назад — не более 1000 контейнеров. Сейчас порядка 50 судов строится с вместимостью в 15 тыс. контейнеров", - добавил он.
Стариков добавил, что главный вопрос при грузоперевозках — это вопрос времени.
"Единственный монопольный, но крайне плохо используемый ресурс России — это ее территория. Я предлагаю создать так называемый "позвоночник мира". Мы сделали проект. Мы договариваемся с Северной Кореей - от Хесана до Роттердама 12 тыс. км нового, если хотите, Транссиба или Евразийской дороги", - сказал Стариков.
Он объяснил, что в проект входит создание мегарегиона, где будет происходить формирование новых городов, новая индустриализация, новая урбанизация страны.
"По подсчетам, у нас до 2017 года 25 млн кв. м жилья будет введено на территории Московской агломерации, то есть еще как минимум 1,5 млн человек прибудет. Надо создавать условия для притяжения товара и услуг в другие регионы России. И нам необходимо это рассыпающуюся почву страны стянуть новой магистралью", - добавил Стариков.
"Это 6 млн новых рабочих мест, новые технологии. Мы должны предложить и стране, и миру сплачивающий проект", - подчеркнул он.
Он отметил, что для построения этой дороги потребуется $250 млрд, что меньше, чем было потрачено на постройку Олимпийских комплексов в Сочи.