Верховный суд России не изменил приговор полковнику Хабарову
Верховный суд РФ 15 августа не смягчил приговор полковнику Леониду Хабарову, осужденному ранее на 4,5 года за вовлечение в террористическую деятельность и незаконный оборот оружия. Как передает корреспондент Накануне.RU, высшая судебная инстанция оставила приговор без изменения.
Назначенное на 10 часов утра по московскому времени заседание началось лишь в 11:30. В Свердловском областном суде была организована конференцсвязь с ВС РФ и СИЗО №1 в Екатеринбурге, где за решеткой находились Хабаров и Кралин. Вместе с ними там присутствовали адвокаты Владимир Ефремов и Андрей Бурмистров. Еще два защитника Хабарова - Владимир Кочетов и Сергей Кухаренко - находились в Москве. В зале Верховного суда присутствовал и сын Леонида Хабарова - Дмитрий. В качестве участника процесса в областной суд пришел Ладейщиков, однако обжаловать приговор он не намерен.
Находящиеся в СИЗО Хабаров и Кралин были в приподнятом настроении и приветствовали перед началом рассмотрения апелляции Ладейщикова. Также осужденные передавали приветы группе поддержке, пришедшей в Верховный суд. В ходе заседания председательствующий судья Константин Скрябин попросил присутствующих соблюдать тишину, а журналистам запретил проводить видеосъемку.
Затем гособвинетель Абрамова напомнила, что ранее сторона обвинения запросила для Хабарова 11 лет колонии строгого режима по совокупности статей. Однако суд оправдал полковника по ст. 279 "Вооруженный мятеж" и ст. 228 "Незаконные приобретение, хранение, перевозка наркотических средств". В итоге 26 февраля суд приговорил Леонида Хабарова к 4,5 годам лишения свободы общего режима за вовлечение в террористическую деятельность (ст. 205/1 ч.1) и незаконный оборот оружия (ст. 222 ч.1). Столько же получил и его соратник Виктор Кралин, осужденный по ст. 205/1 ч.1и ст. 222 ч.2. Еще один обвиняемый, Александр Ладейщиков, получил два года условно за незаконное хранение боеприпасов.
В заключение гособвинитель заявила, что поддерживает решение Свердловской прокуратуры о пересмотре уголовного дела. Затем слово взял осужденный Кралин, который рассказал о выводах международной экспертизы Интерпола. "Мои родственники заказали эту экспертизу, из нее следует, что это откровенная фабрикация уголовного дела с помощью психически больного человека", - говорит он.
Пришедшие в Верховный суд поддержать осужденных стали аплодировать. Судья сделал замечание и пригрозил удалением из зала. Затем он обратился к Хабарову, который в свою очередь заявил о проблемах со слухом и своем намерении выступить в заключительном слове. После чего был поднят вопрос об исследовании отдельных доказательств.
Осужденные и адвокаты поддержали переход к данной процедуре и указали конкретные материалы для изучения. Против повторного исследования выступила гособвинитель. Судебная коллегия, совещаясь на месте, определила удовлетворить ходатайство лишь адвоката Кочетова по изучению протоколов дела о телефонных прослушках.
Когда судебное следствие закончилось, начались прения. В ходе выступления гособвинитель вновь заявила, что требует отмены приговора и пересмотра дела. Кралин в свою очередь назвал обвинение сфабрикованным и предложил подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса на самый низкобюджетный мятеж в России.
"Следующие материалы, которые ФСБ передаст в суд, будет мятеж на Марсе", - негодовал красноречивый Кралин. Адвокат Ефремов ссылался на несоответствие приговора законам физики, а именно, указал на несовпадение калибра найденной пули и травматического пистолета, из которого тренировался в стрельбе Кралин.
Затем слово взяли адвокаты Леонида Хабарова, которые также высказали свое несогласие с позицией гособвинения. Все они отмечали отсутствие доказательств о причастности Хабарова к реализации вооруженного мятежа и требовали оправдания полковника по всем статьям. Адвокат Кухаренко подчеркнул, что по логике вместе с оправданием Хабарова по ст. 279 полковник должен был быть оправдан и по ст. 205/1, чего не произошло в Свердловском облсуде.
Очередь дошла до Хабарова, который заявил о несправедливости и незаконности своего приговора. Полковник назвал действия спецслужб фашистскими, а свое обвинение - репрессией. Речь Хабарова была очень объемна, судья в ходе заседания неоднократно прерывал осужденного с просьбой выступать по существу. Также было сделано замечание присутствующим в зале. "Вы не на митинг пришли. Прошу вас не мешать, иначе вы покинете зал", - пригрозил судья и объявил пятиминутный перерыв. В течение этого времени защитники Хабарова пытались подсказать полковнику, о чем нужно сказать. После перерыва Хабаров смог кратко сформулировать свое несогласие с приговором. В своем последнем слове осужденные еще раз заявили о своей невиновности. После шестичасового заседания судебная коллегия удалилась в совещательную комнату.
В итоге суд оставил без изменения приговор Хабарову и Кралину.
Напомним, по данным следствия, "сподвижники Квачкова" из "Народного ополчения Минина и Пожарского" в уральской столице планировали взорвать ТЭЦ, уничтожить ряд руководителей силовых ведомств и диаспор в ходе операции "Рассвет". Лидером боевой ячейки называют предпринимателя Александра Ермакова. Как утверждается, он разрабатывал план мятежа. 64-летний полковник-"афганец" Леонид Хабаров якобы был начальником регионального штаба "ополчения", кроме того, фигурантами дела стали бывший оперуполномоченный угрозыска Владислав Ладейщиков, его отец Александр Ладейщиков, предприниматель Сергей Катников, доктор наук и изобретатель Виктор Кралин. Ранее уже были оглашены приговоры в отношении Владислава Ладейщикова и Сергея Катникова - они засвидетельствовали вину всех других подозреваемых и отделались условными сроками. У полковника в отставке Леонида Хабарова в ходе обысков были изъяты боеприпасы (по словам сослуживцев - сувениры из горячих точек, где он проходил службу).
Отметим, что дело Хабарова рассматривалось параллельно с делом Владимира Квачкова, которого суд приговорил к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима и году ограничения свободы за попытку организовать вооруженное восстание. Однако потом Верховный суд сократил срок на пять лет, исключив из дела статью о терроризме.